Готическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.64 Кб (Скачать)

Основные темы в декоре – геральдика и оружие. Тема рыцарских времен может быть воплощена в любых  образах. Родовые гербы и королевские  регалии также популярны. Другие возможные темы - драконы, мистика, химеры, ведьмы. Надеемся, что представленные фотографии дают достаточное представление  о возможностях декорирования комнат.

 Говоря о современных тенденциях  готического стиля в интерьере  можно отметить новые черты:  активнее используется стекло  в дизайне мебели и декора. Оригинальные украшения для готического  интерьера могут быть выполнены  из керамики. В небольших комнатах  можно использовать белый цвет  или цвет слоновой кости в  качестве основного, а традиционные  глубокие тона в качестве дополнительных.

Современные материалы позволят создать  готический стиль в интерьере  даже при ограниченном бюджете, например, используя витражную пленку вместо дорогих витражей. Мебель можно найти  не только стильную, но и подходящую для небольших квартир. Сегодня  готический стиль может легко  уживаться с современными требованиями эргономики кухни и рациональной организации пространства других комнат.

 Стало гораздо проще приобрести  мебель и декор для готического  интерьера. Возможности интернета  позволят найти нужного производителя  или поставщика в любой стране  мира. Эксклюзивный готический дизайн  можно создать самостоятельно, выбрав  нужные товары для дома и  оплатив доставку.

Готи́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи средневековья. Возникло в XI веке, придя на смену каролингскому унциальному письму.

С начала книгопечатания появились  наборные готические шрифты — знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры. В Италии первые печатные книги с готическим шрифтом появились в 1473 г. (это были сочинения Х. де Торквемады и Р. Караччиоли)[1].

Само название (от «варварского» народа готов, в действительности не имевшего никакого отношения к этому шрифту) было предложено в XV веке деятелями итальянского возрождения, считавшими такие шрифты «варварскими» и противопоставлявшими их древнеримской письменности. В романских и восточноевропейских западнохристианских странах, антиква была принята сразу, однако у германских народов (а также у народов, находящимся под культурным доминированием последних — финнов, эстонцев, латышей и т. д.) по тем же причинам стала применяться фрактура (разновидность готического письма), при этом фрактура чётко противопоставлялась антикве как иная система письменности и никогда не использовалась для письма на языках, где готическое письмо не было принято (например, немецко-латинские, немецко-французские или немецко-чешские тексты (словари, билингвы или глоссы) писались фрактурой для немецкого и антиквой для латинского, французского или чешского). В дальнейшем отказ от фрактуры был связан отчасти с буржуазными революциями — голландцы отказались от фрактуры во время нидерландской революции, англичане и шотландцы во время английской революции, шведы во время «эры свобод» в середине XVIII века, в Норвегии и Дании фрактура до конца XIX века, в Германии до середины XX века, хотя антиква активно использовалась с конца XIX века.

С XVI века готическое письмо постепенно вытеснялось шрифтами на основе антиквы, близкими к современным; дольше всего (до 1918 и отчасти до 1945) готический шрифт сохранялся в Германии и  в Латвии (латышский язык официально был переведён с готического  шрифта на антикву в 1926 году, а немецкие издания в Латвии и Эстонии  продолжали печататься готическим шрифтом  и после этого). Готические шрифты широко употреблялись в Германии до начала XX века, но были запрещены во времена Третьего рейха в 1941 году. Сейчас шрифты на основе готического начертания используются в декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.

Готические шрифты

Общий вид готических символов определяется использованием в качестве пишущих  приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в большинстве  случаев располагается под углом 45° к базовой линии строки. Буквы расположены очень плотно, и ширина межштриховых промежутков близка к ширине штрихов — это объясняется необходимостью экономии дорогостоящего пергамента (отсюда английское название готического письма — Blackletter). Широко используются лигатуры и сокращения.

Основные мотивы и сюжеты готического  орнамента 

Наряду с изобразительным искусством, в котором важное значение имел орнаментальный принцип композиции, огромную роль в художественном образе готического  храма играл и сам орнамент, в изобилии украшавший каменные стены  снаружи и внутри, деревянную обшивку  нижних ярусов интерьеров и выступавшую  из них мебель, храмовую утварь из дерева, серебра, слоновой кости и других материалов.

В готике, возникает целый ряд  орнаментальных мотивов, навеянных  архитектурными элементами. К ним  относится прежде всего заимствованная из арабской архитектуры стрельчатая арка, которая приобрела здесь не только важнейшее конструктивное, но и основополагающее декоративное значение, став центральным стилеобразующим орнаментальным мотивом. С ней органично связана башенка-пинакль, являющаяся своеобразной малой моделью самого готического храма, острый шпиль которой, как бы парящий в воздухе, опирается лишь на тонкие колонны. С аркой связан и вимперг – венчающий ее треугольный элемент. Наконец, мотив арки породил изящное декоративное оформление ниш, витражей в виде резной внутриарочной конструкции, представляющей собой систему из кругов, опирающуюся на тонкие длинные колонки. Последние могли отсутствовать, а круги заменяться полукругами, что создавало красивую замысловатую композицию, которая могла дополняться новыми деталями в виде шишечек или волют. Этот мотив был особенно популярен в экстерьерах храмов, где он постоянно использовался в украшении арок, ниш, порталов, галерей, плоских стен, мебели, делая декор храма похожим на тонкое, замысловатое ажурное кружево.

Пинакли и вимперги часто имеют характерный ребристый силуэт за счет украшающих их по бокам специфических готических элементов – так называемых крабов (от нем. Krabbeln –ползать). Они представляют собой пластическое Изображение листьев характерной формы, создающих впечатление именно выползания, ползания по поверхности. Благодаря такому украшению пинакль (или вимперг) как бы превращается в своеобразный гибрид, в некую конструктивно-орган­ическую форму, в неестественно растущую вверх архитектурную конструкцию. При этом пинакль часто завершался крестоцветом – растительной формой в виде креста, неким «прорастающим» крестом.

 Готический орнамент был многообразен и символичен. Продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы.

Прямолинейные геометрические формы  переходят в плетения криволинейные. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы  стрельчатой арки, сферических треугольников  и четырехугольников широко применяются  растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментации той эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получил мотив трилистника и двулистника. Позднее используются формы колючих растений – терновника, чертополоха, папоротника и др.

Искусствo готического зодчества развивалось в синтезе со скульптурой. В скульптурной орнаментике стилизованные мотивы аканта и пальметты уступают место другим растительным формам. Из бутонов побегов раннеготической декорировки растительные мотивы превращаются в цветущую распустивщуюся листву в орнаменте XIII в. и пышные букеты с цветами и фруктами в XIV столетии.

Идея использования мотивов  реальной флоры в готическом декоре становится своего рода каноном.

В раннеготический период растительный орнамент служил прекрасным декоративным оформлением тимпанов, где изображались деревья с листьями, оформленные  в виде гирлянд (собор в Магдебурге, Германия, XIII в.); использовались сочетания  фигур и растительных элементов (Баптистерий в Пизе), В которых  акантовые листья перемежались со сценами  сельскохозяйственны­х работ. Влияние античности чувствуется как в использовании мотива аканта, так и в изображении сказочных существ- кентавров, заимствованных из греко-римской языческой мифологии.

Собственно средневековыми являются такие элементы архитектуры, как  замки сводов и водостоки - гарруйи. Тематика украшений замков чрезвычайно многообразно. Здесь можно увидеть человеческие головы, отдельные фигуры, эпизоды из Библии, исторических персонажей, кентавров и сирену; их украшают также листья винограда, листья и цветы розы, листья – лица, подобно человеческим лицам, переходящие в листья, и листья , переходящие в лица, из альбома Виллара де Оннекура. Водостоки, составляющие один из харктерных элемнтов готической церкви, выполнялись то в виде чудовищ с разинутой звериной пастью, то в виде человеческих лиц. Гаргуйи собора Парижской Богоматери изображают крылатых животных.

Особое место в готической архитектуре  было отведено ажурному орнаменту, исполненному в камне. Циркулем выведены все линии  устремленных вверх стрельчатых арок, трехлопастных окон, четырехлопастных розеток и великолепных круглых витражей главного фасада, именуемых «розами». Возможно, поэтому в Германии готическая резьба именовалась «масверком», т.е. работой по нанесенным размерам.

В XIII в. новый орнамент был только архитектурным элементом. В конце  столетия он появляется в церковной  серебряной утвари и начинает постепенно проникать в другие жанры прикладного  искусства.

В XV в . элементы зодчества стали использовать в декоративных целях, а готический орнамент главенствовал уже во всем прикладном искусстве. При этом не только декор, но и сами архитектурные формы превращаются в орнаментальные мотивы.

Полы в эпоху готики мостились  керамическими плитками, которые  часто украшал орнамент. Как правило, плитки делались квадратной, иногда прямоугольной  или шестиугольной формы. Общий  орнамент составлялся сочетанием линий  узора отдельных плиток. Плитки чаще выстилались лентами по типу кладки паркета, в более важных помещениях церкви использовалась более изысканная конфигурация. Во французской церковной  архитектуре излюбленны декором пола был так называемый лабиринт, по которому прихожане перемещались на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, которое не всегда возможно было осуществить ввиду отделенности от Святых мест. Самые известные – круговой лабиринт в Шартрском и Амьенском соборах . Иногда вместо сложного лабиринта выкладывалась простая по форме роза.

Для украшения плиток использовались самые разнообразные мотивы: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и др. Чаще всего встречаются сочетание  пальметок и растительных побегов, а также одна из распространенных разновидностей готического орнамента – лилия на высоком стебле, изображенная или в виде отдельного цветка, или в виде четырех, связанных вместе.

Узор на плитки чаще всего наносился  красным и желтым цветом, изредка  употреблялся черный. Такое ограниченное количество красок способствовало усилению декоративного эффекта.

Гончарная посуда расписывалась крестиками, украшалась гравированным узором или  тисненным геральдическим орнаментом. Большая часть изделий была покрыта  звучной зеленой глазурью.

В орнаментации мебели часто используются тонкие сплетения, напоминающие нервюры  сводов соединенные с лиственным орнаментом. Типичен для мебели конца XV в. орнамент «льняных складок». В мебели также воспроизводится из дерева скульптурный каменный фриз в виде туго сплетенных, скрученных веток  и листьев.

Следует отметить еще одну характерную  черту трактовки изображений, отразившихся в орнаменте готики. Существа, населяющие декор готического собора, облепляющие  пинакли, имеют зачастую подчеркнуто уродливый, даже отталкивающий вид. Их тела порой неестественно вывернуты, перевиты, в чем ощущается отголосок кельтской традиции, но переиначенной на совершенно готический лад. Здесь имеет место характерная болезненность воображения, свойственная психологическому состоянию позднего западноевропейского­ средневековья.

Чрезвычайно яркое и своеобразное явление готической культуры – декор  шелковых тканей, так как текстильное  искусство этого времени в  Европе, и прежде всего во Франции, впервые получает высокое развитие. На стилистику его огромное влияние  оказали китайские ткани, обильно  завозимые в Европу. Для характеристики текстильного орнамента готики в  литературе существует специальный  термин: китаизирующий стиль.

 

Из Китая проникли мотивы фантастических животных: драконов, тигров, диковинных птиц и проч. Готика добавила от себя целый арсенал всевозможных фантастических идей, воплощая их в самых невероятных  решениях. В этом поистине химерическом мире прослеживается бесчисленное количество сюжетов – здесь собаки, привязанные к дереву (мотив, навеянный легендой о мандрагоре, при выкапывании корня которой необходимо было привязать к ней собаку), фантастические рыбы, человеческие существа, груженые корабли с товаром, замки, отголоски мотива Древа с охранителями, картуши с надписями, Вифлеемская звезда, Ангелы с кадилами, дароносицы и пр. Уши животного могут обернуться крыльями, женский торс вырастать из тела птицы или улитки, рыба терзать собаку и Древо вырастать из палубы тростника…

Готические витражи

Несмотря на то, что витражи принадлежат  к числу самых прекрасных и  привлекательных произведений средневекового искусства, долгое время им не придавали  такого значения, как фрескам или  произведениям станковой живописи. Создавать монументальные картины  из цветного стекла придумали вовсе  не в готическую эпоху: истоки этого  вида изобразительного искусства восходят к поздней античности. Уникальные эффекты витража объясняются  прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. Средневековые художники, работавшие в области монументальной и станковой  живописи, напротив, накладывали краски на непрозрачную основу, а свет передавали с помощью золотых и осветленных  белой краской тонов.

Почти до середины XII века окна в храмах оставались сравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться  лишь маленькие витражи с изображением нескольких сценок или одной крупной  фигуры. Но после 1150 года начался процесс  постепенного «растворения» стены: размеры окон неуклонно увеличивались. В конце концов гладких стенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу, свелась к каркасу для окон. Огромные окна этих зданий были украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы, многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру.

Информация о работе Готическое искусство