Художественные и стилевые направления в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:49, реферат

Описание работы

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus — древний) — исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот термин впер­вые получил распространение среди писа­телей-гуманистов Итальянского Возрожде­ния. Он был применен ими для обозначе­ния самой древней из известных в то время культур. И хотя теперь мы знаем еще более древние культуры Египта, Ме­сопотамии, термин «античный» сохранил свое значение. Для европейцев культура Древней Греции — древность особого ро­да. Это колыбель европейской цивилиза­ции. Греческий, а затем и латинский язык, произведения искусства, мифология, фило­софия, научные открытия стали неотъем­лемой частью европейской, а во многом и мировой культуры, ее историей и геогра­фией. В том далеком времени не найти таких завоеваний человеческого духа, ко­торые не имели бы в последующие века успешного продолжения. Они не устарели, несмотря на то, что содержание этих от­крытий уже давно принадлежит истории.

Работа содержит 1 файл

художественные стилевые напр.doc

— 749.50 Кб (Скачать)

Аркады, вошедшие в обиход в визан­тийской архитектуре, получили распростра­нение и в романской. Причем зодчие поч­ти всегда удовлетворялись тем, что ис­пользовали колонны, снятые с языческих римских памятников, вперемежку, разной высоты и ордера, с различными капителя­ми. Эта особенность чрезвычайно показательна для переходной эпохи, когда ста­рый канон уже разрушен, а новый еще не создан. В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капите­ли, что очень редко делалось в антично­сти. Именно этот прием в дальнейшем получил развитие в Классицизме Итальян­ского Возрождения, в частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная романской эпохой, потеряла свое гармонично антро­поморфное значение. В отличие от антич­ных, новые романские колонны абсолютно Цилиндричны, без курватуры, что и было позднее унаследовано Готикой. Пропор­ции колонн и капителей следовали моду-То каменной кладки. Форма капители раз­вивала византийский тип, получаемый от пересечения куба и шара. В дальнейшем она все более упрощалась вплоть до кони­ческой. Романские здания в основном по­рывались черепицей в форме «рыбьей Чешуи», известной еще римлянам и очень Удобной в местностях с дождливым клима­том. Толщина и прочность стен были глав-чым критерием красоты постройки. Суро­вая кладка из предварительно обтесанных камней и, в отличие от римской, без последующей облицовки, создавала харак­терный, несколько мрачный образ, но ук­рашалась вкраплениями кирпичей или мел­кими камнями другого цвета. С западной стороны перед романской церковью стоя­ли «римские» сторожевые башни, на вер­шине которых размещались «престолы для архангелов». Окна первоначально не осте­клялись, а забирались резными каменными решетками. Для утепления и в целях безо­пасности оконные проемы делались очень небольшими и поднимались как можно выше над землей. Поэтому внутри здание было погружено в полумрак. Широко ис­пользовались винтовые лестницы. Дере­вянные стропила крыши изнутри остава­лись открытыми и лишь в относительно поздний период стали закрываться «под­шивным» потолком. В романскую эпоху появились так называемые «перспектив­ные» порталы, находившиеся, в отличие от позднейших, готических, не с западной, а с южной стороны собора, где был глав­ный вход. Каменная резьба украшала на­ружные стены соборов. Она состояла из растительного и зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзоти­ческих животных, зверей и птиц, сплетаю­щихся шеями или хвостами — мотивов, также занесенных с Востока. Скульптур­ный декор концентрировался главным об­разом на капителях, тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура подчиня­лась архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из порталов церкви в г. Сенте вместо двадцати четы­рех старцев Апокалипсиса скульптор изоб­разил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три клинчатых камня, ко­торые необходимо декорировать. В подоб­ной скульптуре часто самым причудливым образом смешивались библейские, язычес­кие фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не дош­ли до нашего времени. Исключение соста­вляют оригинальные по стилю и удиви­тельные по экспрессии «каталонские фре­ски». Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения ап­сид и алтарей, техника которых сохрани­лась со времен античности. Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты, вмонтированные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры покойного-

Характерно отсутствие какой-либо оп­ределенной программы в размещении де­коративных мотивов: геометрических, «зве­риных», библейских — они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специали­стов считает, что вся эта фантасмагориче­ская фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной ми­ниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и здесь мы не видим единого стиля. В ис­кусстве   иллюминирования   рукописей одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и расти­тельный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль скрип-ториев монастыря Клюни, мастера кото­рых разработали декоративный мотив из прихотливо изогнутых растительных побе­гов и листьев аканта.

Было бы неверным рассматривать ро­манское искусство как «чисто западный стиль». Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, ви­дели в романском искусстве сильные ази­атские, в частности византийские и пер­сидские, влияния и даже называли его «азиатским наносом на римской основе». Сама постановка вопроса «Запад или Вос­ток» по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке общеевро­пейского средневекового искусства, нача­лом которого было раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские исто­ки, норманнские, византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.

Новые импульсы получило развитие ро­манского искусства в период правления Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи с основанием в 962 г. «Священной Римской империи» Оттоном I (936-973). Архитекторы, живо­писцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где в течение столетий бере­жно сохранялись традиции античной куль­туры.

Художественное ремесло интенсивно

развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла изготавливались сосу­ды, лампады и паечные витражи — цвет­ные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемыч­ками. Однако расцвет витражного искус­ства наступил позже, в эпоху готического стиля. Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике испол­нялись ларцы, шкатулки, оклады рукопис­ных книг, реликварии, складни — диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего рога из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее — перегородчатой эмали. С ;

последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г. Лиможа, про- :

славившегося впоследствии своими распи­сными эмалями (см. лиможские эмали). Для романского искусства характерно ши- i рокое использование железа и бронзы. Из ;

кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молот­ков в форме голов животных или челове­ка. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для баптистериев, канделябры, зоо­морфные рукомои — акваманилы (франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука). Многие из таких изделий происхо­дят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название — динаноерии. Чрезвычай­но простая по конструкции деревянная мебель декорировалась резьбой из геомет-   , рических форм: круглых розеток, полу­круглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой ар­ки типичен именно для романского искус­ства, только в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным примером романской орна­ментики в архитектуре являются «Большие Розы» северного и южного фасадов собо­ра Парижской Богоматери, начало строи­тельства которого относится к XII в. Ши­роко использовались керамические обли­цовочные плитки с инкрустированным цветной глиной орнаментом. С XI в. начи­нается производство тканых ковров — шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика ро­манских тканей тесно связана с восточны­ми влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские релик­вии в дорогие восточные ткани, византий­ские, сасанидские, изобразительные моти­вы которых з «зверином стиле» восходили к художественным традициям Древней Ме­сопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора: «геральдические» ор­лы, мотивы «древа жизни» и изображения вписанных в круг грифонов.

S. В романском искусстве из-за его неод­нородности и отсутствия единого стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце XIX сто­летия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское», «саксон­ское» (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объеди­нения, несмотря на явные различия худо­жественных форм, была общность христи­анской идеологии, использование «роман­ских» архитектурных элементов: куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в ро­манском искусстве были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа» книж­ной миниатюры с характерными кельтски­ми орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и дере­ву характерного плетеного и «абстракт­ного звериного орнамента». Важно, что по-

лобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно пере­секали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если роман­ское искусство Восточной Европы находи­лось под сильным влиянием Византии, то, к примеру, искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную Африку сюда проникали, как некогда фи­никийские, влияния мусульманского искус­ства арабов: приемы купольной и ароч­ной архитектуры, керамика, торевткка. К этому же «арабскому» течению относится испано-мавританское искусство и значи­тельная часть архитектуры Южной Фран­ции. В целом искусство романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают приготовляться «луч­шие блюда европейской кухни» готическо­го средневековья. Поэтому романское ис­кусство лишь условно можно назвать ис­торическим типом искусства, а выражение «романский стиль» неверно по существу (см. также штауфеновский ренессанс).

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) — одна из двух, наряду с Классицизмом, ос­новополагающих тенденций художествен­ного мышления. Однако исторически сло­жилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим или «рома­ническим» называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая, возвышенная по­эзия считалась тогда единственно достой­ным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтичес­кое — это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, анти­чному. Французское слово «roman» перво­начально означало литературные произве­дения, написанные не на классической ла­тыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «ро­ман» — драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой от­клоняются от классических правил. Отсю­да же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).

С происхождением слов «роман», «ро­манс» связано осознание романтики как свойства человеческой души. Понятие ро­мантики шире романтизма. Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто возвышенное, благород­ное, бескорыстное, не связанное ни с ка­ким расчетом и потому восторженное, ото­рванное от реальности и устремленное к некоему туманному, несбыточному идеалу.

Хорошо известно следующее высказыва­ние В. Белинского, который в слове «ро­мантизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм... таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопреде­ленные устремления к лучшему и возвы­шенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души человека, со­кровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек романтик...» . В этом смысле романтика и романтизм су­ществовали и будут существовать всегда. Романтика — смутное ощущение бесконе­чности мира, времени и пространства. Ро­мантическое сознание — непременное свой­ство всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъек­тивное, религиозное, интимное пережива­ние непознанного, таинственного. На про­тяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная тенденция умо­настроения ищет своего выражения в раз­личных действиях, в том числе и в худо­жественной деятельности.

Романтика, безусловно, является осно­вой Романтизма в искусстве. Романтичес­кое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направле­ниях, течениях и стилях. Романтизм свой­ствен искусству вообще и является неотъ­емлемой основой художественного созна­ния. Но в различные исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижи­мого в действительности принимает разли­чные формы. Немецкий философ-романтик Ф. Шлегель говорил, что и «обращение к античности порождено бегством от удру­чающих обстоятельств века» 2.

Благодаря всепроникающему романти­ческому началу художественного творчест­ва, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним. Многие художники были подлинными романтика­ми Классицизма: А. Мантенья, Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были Ремб­рандт и апологет академического класси­цизма Ж.-Д. Энгр. Поэтому существует да­же такой термин «романтический класси цизм». Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции g начале XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в более узком, конкретно-истори­ческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное художественное на­правление конца XVIII — начала XIX вв.. сторонники которого сознательно, про граммно противопоставляли свое творчест­во Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм как художественное направление оформил­ся впервые в английской живописи еще в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторст­во живописной техники Т. Гейнсборо поло­жило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ. picturesque — живопис­ный). Этим термином обозначали живо­пись романистов К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в пар­ковом искусстве,— типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в приро­де. Вслед за Англией Романтизм получил распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую ок­раску. Великий немецкий поэт Гете выра­зил противостояние Классицизма и Роман­тизма следующим образом: «Античное — идеализированное реальное, со вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;

романтическое — невероятное, невозмож­ное, которому лишь фантазия придает ви­димость действительного...» 3. Немецкие романтики, прежде всего Ф. Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о вечном стремлении души к «Бесконечности, превосходящей лю­бую форму», которое они также называли «бесконечным желанием души». Под фор­мой имелась в виду художественная форма  ;

Информация о работе Художественные и стилевые направления в искусстве