Стилевое разнообразие искусства XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершается процесс первоначального накопления капитала, созревает революционная ситуация, которая позднее приводит к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась ломка всех государственных устоев и понятий старого общества.

Содержание

1. Введение
2 . Стилевое разнообразие искусства XVIII века: 2
- рококо 4
- классицизм 5
- сентиментализм 6

3. Бытовой жанр в живописи. 9
«Малые голландцы» 11

4. Реалистическая традиция в западноевропейском
искусстве XVII – XVIII. 13
5. Заключение 20
6. Литература

Работа содержит 1 файл

Шетелдік және отандық тәжірибедегі әлеуметтік педагогтың отбасымен жұмысындағы технологиялары.doc

— 219.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.     Введение

2 . Стилевое разнообразие искусства XVIII века:                               2

     - рококо                                                                                               4

     - классицизм                                                                                       5

     - сентиментализм                                                                               6

 

3. Бытовой жанр в живописи.                                                                9

    «Малые голландцы»                                                                          11

 

4. Реалистическая традиция в западноевропейском

    искусстве XVII – XVIII.                                                                   13

5. Заключение                                                                                         20

6. Литература                                                                                         21    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Стилевое разнообразие искусства XVIII века

Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершается процесс первоначального накопления капитала, созревает революционная ситуация, которая позднее приводит к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась ломка всех государственных устоев и понятий старого общества.

В изобразительном искусстве возрастает значение непосредственно реалистического отображения жизни. Искусство становится активным выразителем освободительных идей, наполняется злободневностью, боевым духом, обличает пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвигает и новый положительный идеал человека, свободно развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности.

Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 в. в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся к середине 18 в., закрепляет компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции готовится буржуазная революция. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения — Просвещения.

Восемнадцатый век — век разума, философов, социологов, экономистов; развиваются связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Во славу человеческих познаний и труда возводится величественный памятник — многотомная Энциклопедия. В предреволюционные годы, когда все общественные вопросы сводились к борьбе с феодализмом и его пережитками, остро вставал вопрос о личности, ее эмансипации, свободе, о политическом равенстве, о взаимосвязи с государством. Судьба отдельного человека, сложность психологии, тончайшие переживания, меткая наблюдательность в показе быта и нравов, коллизии, в которые вступает герой с общественной средой,— главные темы искусства. Наиболее полно они выражены в литературе (Прево, Лесаж, Фильдинг, Гёте) и в музыке (Бах, Моцарт, Глюк).

Новые проблемы выдвигаются и в архитектуре. Падает значение церковного строительства и возрастает роль гражданской архитектуры. На первое место ставится планировка городов капиталистического общества. Создается тип жилого дома, возникают городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем искусство 18 в. утрачивает синтетическое восприятие и полноту охвата жизни предшествующих эпох. Нарушается связь живописи и скульптуры с архитектурой, усиливаются черты станковизма и декоративности. Предметом особого культа становится искусство быта, декоративных форм.

Искусство 18 в. проходит два этапа. Первый продолжается до 1740—1760 гг. Он характеризуется завершением поздних форм барокко, видоизменяющегося в декоративный стиль рококо.

Своеобразие искусства первой половины 18 в.— в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, тяготеющее, с другой стороны, к бездумной декоративности и гедонизму, к «философии наслаждения». Одновременно с рококо развивается реалистическое направление, которое у некоторых мастеров приобретает острообличительный характер. Открыто проявляется борьба художественных направлений  внутри  национальных  школ.

Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания и политической активности буржуазии и народных масс. Абсолютистское государство пытается использовать идеи просветителей для того, чтобы удержать свой пошатнувшийся авторитет. На рубеже 1760—1770-х гг. Королевская Академия во Франции выступает против искусства рококо и пытается возродить парадный, идеализирующий стиль академического искусства конца 17 в. Мифологический жанр уступает место историческому с сюжетами, заимствованными из римской истории. Они призваны подчеркивать величие монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма».

Представители передовой мысли также обращаются к античности. В середине 18 в. немецкий историк искусств Винкельман призывает художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский философ Дидро находит в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них. Возникает классицизм, который противопоставляет вычурной декоративности и пышности рококо естественную простоту,   произволу   страстей — чувство   меры, благородство мысли и поступков. Художники вновь обращаются к культуре античного мира. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума — общие черты классицизма 17 и 18 вв. Но классицизм 17 в., возникший на почве национального объединения, не отрицал дворянского общества. В основе классицизма 18 в. лежит антифеодальная революционная направленность. Он призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции, однако, классицизм не имел того революционного характера, как в первые годы французской революции.

Одновременно с классицизмом, испытывая его воздействие, продолжало развиваться реалистическое направление. В нем ясно выступают рационалистические тенденции: художники стремятся обобщить жизненные явления. Они воспитывают в человеке уверенность в торжестве строгой закономерности, добра, разума и справедливости.

Во второй половине 18 в. зарождается также сентиментализм и связанное с ним предромантическое направление в искусстве. Оба эти течения утверждали ценность личного мира чувств человека, раскрывали драматизм его конфликтов с окружающей средой. Они прокладывали путь «к познанию человеческого сердца и магическому искусству представлять перед глазами зарождение, развитие и, крушение великой страсти» .

 

Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

 

Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).

 

В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.

 

Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

 

Неоклассицизм (Neoclassicism), эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века. Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

 

Главным представителем в Германии был Дж.Дж. Уинкельман, а во Франции - Антуан Катрмер де Кэнси, чья книга "Очерки о природе и средствах подражания в изобразительном искусстве" была издана на английском языке в 1837 г. Наиболее ярко Неоклассицизм проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции и Андреяна Захарова в России. Среди пионеров Неоклассицизма следует назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианон в Версале считался самым совершенным примером "аттики" во французской архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции Парижа.

 

В живописи это был А.Р. Менгс, оказавший влияние на Бенджамина Уэста (США), Гэвина Гамильтона (Шотландия) и косвенно (через Жозефа-Мари Вьена) на Давида (Франция). Среди скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать Канову, Торвальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и Флаксмена. Неоклассицизм нашёл сторонников в США, в лице скульпторов Хирама Пауэрса и Горацио Гриноу, а также художника Джона Вандерлина. В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо; возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда и внутренний мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций. Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе Неоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820 гг. В это время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные "базальтовые" изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером. Романтический интерес к средневековым формам и изобретательности, в какой-то степени навеянным литературой, вылился в готическое возрождение (неоготический стиль), пришедшее на смену Неоклассицизма.

 

Сентиментализм (от лат. “sentiment” - чувство) – направление западного искусства второй половины  18 века, выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъемом в эпоху отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен перестраивают мироощущение передового человека. К этому направлению примыкает представленный в зале портрет Н.А. Зубовой, внучки А.В. Суворова, скопированный неизвестным мастером с портрета И.-Б. Лампи Старшего, изображающий молодую женщину в парке, вдали от условностей светской жизни. Она задумчиво с полуулыбкой смотрит на зрителя, в ней все - простота и естественность. Сентиментализм противопоставлен прямолинейному и излишне логическому рассуждению о природе человеческого чувства, эмоциональное восприятие, непосредственно и более надежно ведущее к постижению истины. Сентиментализм расширил представление о душевной жизни человека, приблизившись к пониманию ее противоречий, самого процесса человеческого переживания. На рубеже двух веков развивалось творчество Н.И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметьевых. Одна из существенных тенденций в творчестве Аргунова, которая не прерывалась на протяжении XIX веков - стремление к конкретности выражения, непритязательности подхода к человеку. В зале представлен портрет Н.П. Шереметьева. Он был подарен самим графом Ростовскому Спасо-Яковлевскому монастырю, где на его средства возводился собор. Портрету свойственна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеализации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице модели. Колорит портрета построен на выразительности отдельных пятен чистого цвета, красочных плоскостей. В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П.А. Бабина, П.И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния. Отдельную группу составляют представленные в зале детские портреты. В них подкупает простота и ясность трактовки образа. Если в XVIII веке чаще всего дети изображались с атрибутами мифологических героев в виде амуров, Аполлонов и Диан, то в XIX веке художники стремятся передать непосредственный образ ребен-ка, склад детского характера. Портреты представленные в зале, за редкими исключениями происходят из дво-рянских усадеб. Они входили в усадебные портретные галереи, основой которых были фамильные портреты. Собрание носило интимный преимущественно мемори-альный характер и отражало личные привязанности моделей и их отношение к пред-кам и современникам, память о которых старались сохранить для потомков. Изучение портретных галерей углубляет представление об эпохе, позволяет бо-лее рельефно ощутить ту конкретную обстановку, в которой жили произведения прошлого, и понять ряд особенностей их художественного языка. Портреты дают бо-гатейший материал для изучения истории отечественной культуры. Особенно сильное влияние сентиментализма испытал В.Л. Боровиковский, изображавший многие свои модели на фоне английского парка, с мягким, чувственно-ранимым выражением на лице. Боровиковский был связан с английской традицией через кружок Н.А. Львова - А.Н. Оленина. Он хорошо знал типологию английского портрета, в частности, по работам модной в 1780 -е годы немецкой художницы А.Кауфман, получившей образование в Англии. Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф.М. Матвеева прослеживается влияние "Водопадов" и "Видов Тиволи" Я. Мора. В России также была популярна графика Дж. Флаксмана (иллюстрации к Гормеру, Эсхилу, Данте), оказавшая влияние на рисунки и гравюры Ф.Толстого, и мелкая пластика Веджвуда - в 1773 году императрица сделала британской мануфактуре фантастический по объему заказ на "Сервиз с зеленой лягушкой" из 952 предметов с видами Великобритании, хранящийся теперь в Эрмитаже. В английском вкусе были исполнены миниатюры Г.И. Скородумова и А.Х. Ритта; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые "Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках" (1803-1804). Британских художников во второй половине XVIII века в России работает меньше, чем французских или итальянских. Среди них наибольшую известность приобрел Ричард Бромптон, придворный художник Георга III, работавший в Петербурге в 1780 - 1783 гг. Ему принадлежат портреты великих князей Александра и Константина Павловичей, и принца Георга Уэльского, ставшие образцами изображения наследников в юном возрасте. Неоконченное Бромптоном изображение Екатерины на фоне флота получило воплощение в портрете императрицы в храме Минервы Д.Г. Левицкого. Француз по происхождению П.Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России. Однако картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа, были часто копируемы, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Скородумова, назначенного "кабинета Ея императорского величества гравером" и избранного Академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора. В записках, оставленных Дж. Уокером, много говорится о преимуществах английского портрета, а также описывается реакция на приобретенные Г.А. Потемкиным и Екатериной II картины Рейнолдса: "манера густо накладывать краску … казалась странной … на их (русских) вкус это было чересчур". Однако как теоретик Рейнолдс был принят в России; в 1790 на русский язык были переведены его "Речи", в которых, в частности, обосновывалось право портрета принадлежать к ряду "высших" родов живописи и вводилось понятие "портрет в историческом стиле".

Информация о работе Стилевое разнообразие искусства XVIII века