Импрессионизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 01:27, доклад

Описание работы

В 19 веке связь научного и технического прогресса становится нераздельной. Как только не называли современники 19 в.! «Машинный век», — и это совершенно правильно. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического рост, исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Технический прогресс в конце 19 века изменил мировоззрение не только простого населения, но и художников. Коренные перевороты в сознании человека вызваны промышленным переворотом. Под воздействием новых социальных учений находилась художественная жизнь общества. Всё больше людей перебираются в города, прощаясь со своим искусством и привыкая к новому. Это привело к формированию массового искусства. В искусстве всё большее значение приобретает не то, что изображается художниками, а то, как они это делают. Отсюда повышение внимания к поиску новых и необычных форм, выразительных средств и углов зрения. Художественное сознание переживает кризис. Наблюдается уход от социальных проблем, аполитичность. На смену приходит поклонение эмпирической реальности в ощущениях человека. Зародился новый жанр в живописи – импрессионизм.

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

        В 19 веке связь научного и  технического прогресса становится  нераздельной. Как только не называли  современники 19 в.! «Машинный век», —  и это совершенно правильно.  Промышленная революция связана  не просто с началом массового  применения машин, но и с  изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического рост, исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Технический прогресс в конце 19 века изменил мировоззрение не только простого населения, но и  художников. Коренные перевороты в сознании человека вызваны промышленным переворотом. Под воздействием новых социальных учений находилась  художественная жизнь общества. Всё больше людей перебираются в города, прощаясь со своим искусством и привыкая к новому. Это привело к формированию массового искусства. В искусстве всё большее значение приобретает не то, что изображается художниками, а то, как они это делают. Отсюда повышение внимания к поиску новых и необычных форм, выразительных средств и углов зрения. Художественное сознание переживает кризис. Наблюдается уход от социальных проблем, аполитичность. На смену приходит поклонение  эмпирической реальности в ощущениях человека. Зародился новый жанр в живописи – импрессионизм.

1. Живопись.

      Термин импрессионизм родился случайно. Поводом послужило название пейзажа К.Моне "Впечатление. Восход солнца", появившегося на выставке импрессионистов в 1874 году. Это первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Э.Мане (в него входили К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей.

      Импрессионизм, несмотря на свою кратковременность, является одним из кульминационных моментов кризиса между новой эстетикой и традиционными вкусами, между новаторами и академистами, между официальным искусством и нонконформизмом, — говоря современным языком.

     Значение импрессионизма, в отличие от других стилей, не сводится к самим признакам импрессионизма, как стиля. Это значение намного глубже и шире, потому что импрессионизм ознаменовал в европейском искусстве окончательное освобождение от канонов, обязательных для всех. Импрессионизм начал глобальный процесс превращения объективных художественных критериев в индивидуальное толкование и содержания, и формы произведения искусства. С одной стороны, появилась возможность свободно выражать свою индивидуальность в живописи и других видах искусства. С другой, критерии качества художественного произведения оказались в итоге настолько размытыми, что, по сути, качество стало определяться только одним: рыночной ценой данного произведения на данный момент. Это привело к тому, что рынок произведений искусства стал формироваться не профессиональными экспертами. Резко снизились профессиональные требования к представителям изобразительных искусств, упало значение школы, профессионального обучения, сохранившись в основном в сфере промышленного дизайна, где любые эксперименты жёстко ограничены способностью массового потребителя воспринимать необычные подходы и формы.

     Импрессионисты  очень эмоционально воспринимали всё  нетипическое, неустойчивое и неповторимое. Это значит, что на смену характеру  приходит мгновение. В картинах можно  увидеть мимолётность жизни, оттенки  движения, необычный ракурс и неожиданный фон.

     Подтверждением  этого является картина Огюста Ренуара  «Зонтики».

     

     Молодая женщина слева - это "мидинетка", девушка, которая очень рано приступает к работе и освобождается уже к полудню. На ее лице читаются следы усталости. В центре картины курносая девушка смотрит, не кончается ли дождь. Несмотря на то, что мы видим лишь часть ее лица, Ренуар сумел живо передать его вопросительное выражение. Модно одетая молодая мать с опущенными глазами повернулась, чтобы поторопить своих заигравшихся детей скрыться от дождя. Маленькая девочка с обручем - яркий пример мастерства, которого достиг Ренуар при передаче на холсте того невинного очарования, присущего детям. Всё это через мгновение закончится, все разойдутся. Прослеживается плавность движений, никаких резких углов. В качестве фона выступают многочисленные одинаковые зонтики, что придаёт картине некую загадочность.

     Вслед за импрессионизмом появился постимпрессионизм. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.

     2. Литература

     В конце 19 века в литературе сформировались такие жанры, как натурализм и символизм.

     Натурализм отличается стремлением к точному воспроизведению действительности и человеческого характера. Человек и его поступки понимаются обусловленными физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Задача натурализма заключалась в «экспериментальном» изучении человеческого характера, предполагающем введение в художественное творчество научных методов познания. Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нём познавательного акта.

     Эмиль Золя - вождь и теоретик так называемого натуралистического движения. Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Невероятная детализация автора переносят нас в его произведения и позволяют целиком погрузиться в атмосферу и эмоции героев.

       Ярким примером может служить отрывок из романа Эмиля Золя «Доктор Паскаль»: «Уже несколько дней Клотильда была увлечена работой над большой пастелью, - она хотела нарисовать трогательный образ старого царя Давида и юной сунамитянки Ависаги. То было воплощение мечты: в этом вдохновенном замысле Клотильда раскрывала свое другое я, свою любовь к небывалому, таинственному. На фоне разбросанных цветов, сыпавшихся, словно звездный дождь, старый царь, одетый с варварской роскошью, стоял лицом к зрителю, положив руку на обнаженное плечо Ависаги; юная девушка, нагая до пояса, была бела, как лилия. Его роскошный хитон, падавший прямыми складками, сверкал драгоценными камнями, царский венец сиял на белоснежных волосах. Но она, божественно грациозная, с шелковой лилейной кожей, тонким и стройным станом, маленькой круглой грудью, гибкими руками, была нарядней его. Могущественный, обожаемый владыка, он опирался на нее, избранную среди всех, гордую этим избранием, счастливую тем, что отдает ему свою животворящую юность. Ее светлая и торжествующая нагота перед собравшимся народом, при свете дня, говорила о радостной покорности и спокойствии, с которыми она приносила себя в дар. Он был величав, она - непорочна; от них как бы исходило звездное сияние».

     Термин  «символизм» в искусстве впервые  был введён в обращение французским  поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте. В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними. Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и новый одновременно — сочный, богатый и красочный». Малларме  определил характерные особенности литературы символистов: «Парнасцы трактуют свои системы наподобие старых философов и риторов, изображая вещи прямо. Я думаю, что нужно, напротив, чтобы был лишь намёк. Созерцание вещей – песня, так как образ проистёк из грёз, ими возбужденных. Назвать предмет – значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать. В совершенном применении этой тайны и состоит символ».

     Последнее тридцатилетие 19 в. сделало первый шаг  от предметности в искусстве, заостряя своё внимание лишь на впечатлениях людей, смотрящих на картины, или читателей. Ведь у каждого человека своё представление о мире и восприятие искусства. В то же время уход от формы в живописи привлёк внимание к цветовому решению. Всё это вызвали коренные изменения в жизни общества того времени, такие, как теория Дарвина, промышленная революция, развитие естественных и политических наук и политические кружки. 
 

Информация о работе Импрессионизм