Индийский костюм.От истоков до сегодняшних дней

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы — выявить особенности индийского костюма, его историю, основные формы, текстиль, символику.
Для выполнения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подбор всех доступных книг, статей, интернет источников по этой теме.
2. Анализ собранной литературы, выделение основной информации, её обработка и систематизация.
3. Изучение Индийской цивилизации, формирования костюма, выделение отличий в разных регионах.
4. Подбор иллюстративного материала.
5. Выполнение практического задания (роспись по ткани - батик).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Цивилизация долины Реки Инд………………………………………………5
1.1. Формирование индийской одежды. Легенда о происхождении сари……6
1.2. Сари…………………………………………………………………………..8
1.3. Прически и косметика древнеиндийского населения……………………10
1.4. Текстиль в индийском костюме…………………………………………...12
II. Региональные типы индийского костюма…………………………………18
2.1. Костюм северо-западной Индии………………………………………......18
2.2. Кашмирский костюм…………………………………………………….....21
2.3. Женский Свадебный индийский костюм в региональных вариантах…..26
Заключение………………………………………………………………………33
Словарь терминов…….…………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ....doc

— 283.00 Кб (Скачать)

     По традиции невеста надевает красное сари или покрывается красным шарфом, а жених одет в белую свадебную одежду, но головной убор красный. В данном случае красный цвет символизирует любовь, страсть и преданность.

     Для индийцев традиционным является сочетание контрастных цветов без полутонов (например, сопоставление красного и зеленого, розового и пурпурного). Индусы могли выбирать себе по желанию любой цвет костюма, кроме желтого, который считался привилегированным цветом царей и их семейств. Белый – цвет траура, поскольку смерть рассматривают как радостное событие, переход к предкам. Белое одеяние носили только неимущие и бесправные люди. Ярко-голубой считался оберегом от черной магии и дурного глаза. Цвета сари были преимущественно яркими: алый, зеленый, желтый, голубой. В мужской одежде преобладали белые и черные тона без рисунка.

     Орнамент на ткани и ее окраска указывали на место, где ее произвели: для Бенгала характерны мягкие шелковые ткани с мелким набивным рисунком неярких тонов; для Мадраса – ровно окрашенные яркие сари: огненные, вишневые, индиговые, зеленые и т.п. с контрастной каймой, обычно затканной еще и серебряной или золотой нитью, и с ярким, построенным узором; Варанаси славится переливчатыми парчовыми тканями и шарфами; штат Уттар Прадеш известен помимо набивных сари хлопчатобумажными скатертями и покрывалами, на которых изображены всевозможные сценки из городской и деревенской жизни; в штатах Раджахстан и Гуджарат разработали способ крашения тонких хлопчатобумажных тканей, который дает узор из пятен и неровно расплывающимися краями.

     Богатые люди носили головные уборы из тонких цветных шелков, золотой и серебряной парчи, льняной ткани – преимущественно однотонные. Преобладали белые, малиновые и красные цвета разных оттенков. Индийцы-магометане могли носить тюрбаны также голубого или желтого цвета, но из хлопчатобумажной материи, так как ношение чистого шелка им было запрещено религией. Тюрбаны зеленого цвета имели право носить те, кто посетил священный город Мекку. Сикхи носили тюрбаны красного цвета.

 

            II. Региональные типы индийского костюма

           2.1.Костюм Северо-Западной Индии

     Территория  штата Панджаб располагалась  на пути потоков мигрантов на протяжении всей истории Индии. В этнически неоднородном Панджабе можно встретить различные формы одежды, однако традиционные индийские дхоти и сари встречаются тут редко.

     Женский костюм представляет собой ансамбль, состоящий из нескольких элементов одежды. Поясная часть женского костюма представлена широкими штанами-шальварами. Шальвары, являющиеся модификацией одноимённых турецких штанов, теперь, как правило, не собираются на вздержку у щиколоток, а свободно спадают вниз. Каждая штанина сшита из трёх кусков; широкий клин-шаг имеет вид двух трапеций, соединённых по линии сгиба. Длина шага 36 см, общая длина 100 см, ширина шальвар 159 см, ширина одной штанины 31–34 см. При собирании на поясе штаны образуют множество складок. Изготовлены они из белой шёлковой ткани, нижний край штанин оторочен машинной художественной вышивкой, выполненной белыми нитками. Вышивка является ещё одним свидетельством изысканности этого наряда. Материал для женских штанов выбирается более тонкий и дорогой, чем для мужских. Такого рода женские штаны иногда называют сутхни (мужские – сутхна).

     Плечевая  часть костюма представлена длинной  рубахой – камис. Ранее эту часть одежды называли курта, а теперь так называют мужскую рубаху. Камис сильно отличается и от мужской курты и от европейской рубашки. В мусульманский период камис была значительно более широкой и свободной, напоминала кашмирскую рубаху и не отличалась от мужской. Длина камис может варьироваться от середины бедра до середины голени. Например, длина камис может быть 100 см, ширина в подоле 65 см. Стан рубахи отрезной по линии плеч, с вытачками по талии. Рукава вшивные, узкие, с отогнутыми обшлагами; длина рукава 41 см. Спереди камис имеет треугольный вырез, окаймленный белым тюлем с украшением из искусственного жемчуга в виде розеток; сзади – небольшая стойка. Материалом для камис служит шёлковая ткань с пёстрым цветочным узором. Общий силуэт камис – очень изящный, полуприлегающий, напоминающий европейское платье. Встречаются и однотонные камис, но в этом случае они имеют орнамент в виде вышитой или тканой полосы вокруг ворота, подола и обшлагов.

     Третьей обязательной частью женского костюма  является шарф или покрывало, для  обозначения которого имеется множество  различных терминов. Например, чоп и лача применяются к шарфам с каймой, чунни – это небольшой шарф, носимый молодыми девушками, поччхан – более широкий и т. д. Шарф и покрывало относятся к древнейшим видам одеяния, они были распространены и у индийцев, и у пришельцев-мусульман.

     Шарф  может быть длиной 200 см и шириной 100 см, изготовлен из малинового креп-жоржета. Края подрублены и обшиты шёлковой ниткой.

Дополнением к женскому панджабскому костюму  служит обувь, которая в Северо-Западной Индии более распространена, чем  в других областях. Туфли мусульманского образца изготавливаются из кожи, нередко имеют загнутый носок; есть туфли типа лодочек, у других отсутствуют задники. Верх часто делают из парчи или украшают золотым шитьём.

Основу  поясной одежды панджабца[http://abc.vvsu.ru/Books/u_kostum/page0004.asp] составляют штаны пайджама. В панджабе зафиксированы две основные разновидности этой одежды; свободные широкие шальвары того же типа, что у женщин, – сутхна и более распространённые чуридара (от чури – браслет). Второй тип пайджама близок тому, который носят в соседних Раджастхане и Хиндустане. Штаны кроятся вместе с верхом, между ними вшивается клин, обычно в виде ромба. Выше колен штанины лежат свободно, голени обтянуты, причём из-за того, что штанины от колен до лодыжек кроятся более длинными, чем длина голени, они собираются у лодыжек в горизонтальные складки, напоминающие браслет, откуда и произошло название этой одежды. Штаны обычно изготавляются из хлопчатобумажной ткани, чаще всего белого цвета.

     Наиболее  распространённая одежда для верхней  части тела – курта – свободная рубаха из хлопчатобумажной ткани, которую носят навыпуск. Стан прямой, цельнокроеный, с вставленными боковыми клиньями. Рукава длинные, пришивные, с ластовицами в виде клиньев под мышкой. Как правило, воротник отсутствует, вырез вертикальный, часто с застёжкой на планке. Рубаху такого типа, с небольшими вариациями, можно встретить по всей Индии. В городах всё шире входят в обиход более тонкие рубашки европейского покроя, с воротником; их заправляют в брюки. Часто встречаемой верхней одеждой является ачкан – подобие длинного, до колен, скроенного по фигуре жакета; он застёгивается на длинный ряд пуговиц, который тянется от закрытого ворота до талии; с боков иногда бывают разрезы, вокруг ворота – небольшая стойка.

     Другие  варианты верхней одежды, которые  различаются длиной и шириной, формой рукавов, застёжкой и т.д. Джама, ачкан, ангаркха – это одежда старого образца, но она ещё и сейчас полностью не вышла из обихода. Так как формирование этих частей одежды связано с мусульманской эпохой, их можно встретить во многих районах Северной Индии, испытавших власть могольских правителей и воспринявших многие их традиции и обычаи. Очень популярны в Панджабе различные безрукавки: и короткие традиционные, украшенные вышивкой, и современного производства, распашные и надевающиеся через голову.

     Головные  уборы мужчин – шапочки конической формы – куллах, вокруг которых закладывалась ткань наподобие чалмы. В прошлом по форме тюрбанов, поражавшим своим многообразием, яркостью и причудливостью, можно было легко определить национальность человека и его социальное положение. Теперь тюрбаны полностью вышли из употребления. Исключение составляют члены сикхской общины, их легко узнать по большому тюрбану пагри, с которым они никогда не расстаются. Чаще всего пагри бывают белого или синего цвета. Полотнище тюрбана несколько раз оборачивают по косой линии вокруг одной половины головы, затем вокруг другой, так что обе линии пересекаются по диагонали по середине лба. Тюрбан сикхи наматывают вокруг причёски, также являющейся их специфической особенностью. Сикхи не стригут волос, они зачёсывают их наверх и собирают в узел, который закалывают на макушке специальным гребнем. Мальчикам заплетают косы и укладывают их на голове, но как только они становятся постарше, надевают тюрбан. Дополняет своеобразный облик сикха борода, они её не бреют, но особым образом укладывают и подвязывают к подбородку.

                    

             2.2.Кашмирский костюм

     Кашмир  испытал влияние в культурной сфере греков и кушан. В архитектуре  храмов и в костюме можно зримо  наблюдать напластование различных  культур, влияние древних культурных контактов. Шесть веков назад в Кашмир вторгся ислам, старые ламаистские храмы стали перестраиваться в мечети, а женщин с 14 лет скрыли под паранджой. На кашмирский костюм оказал влияние более прохладный высокогорный климат, чем объясняется наличие теплой одежды. 

      Если  сравнить кашмирский традиционный костюм с панджабским, бросается в глаза  большая архаичность типа первого. Проявляется это и в почти  полной неразличимости основных элементов  мужской и женской одежды, и  в ширине деталей кроя, и в бесформенности силуэта костюма. Расхождение мужского и женского костюмов явилось результатом длительной эволюции, которой в Панджабе способствовало влияние европейской моды, приведшее к модификации силуэта камис. Кашмирский костюм можно считать более консервативным. Различия сохраняет лишь одежда мусульман и индусов. Можно отметить некоторые сезонные вариации в одежде: в холодное время к одежде из хлопчатобумажной ткани по мере надобности добавляют шерстяные вещи.

     Общая гамма цветов в одежде кашмирцев достаточно тусклая: преобладают цвета чёрный, серый, белый, однако отдельные части одежды поражают своей яркостью и красочностью, богатством орнамента. В основном эти вещи предназначены для торжественных случаев или принадлежащие обеспеченным людям. В узорчатых рубахах и тканях находят отражение давние традиции высокого искусства ткачей и вышивальщиков, которыми некогда славился Кашмир. Эта слава пришла к кашмирским ремесленникам еще во времена моголов и широко распространилась в последующие века. Достаточно вспомнить знаменитые кашмирские шали, ценившиеся в Европе на вес золота; о них создавались легенды, один платок в старые времена ткали более полугода.

     Общее впечатление от кашмирского костюма – широкие, бесформенные одеяния, под складками которых полностью скрыты очертания фигуры. Основную одежду составляют штаны и рубаха. Широкие штаны – шальвары, подобные описанным у панджабцев, – носят и мужчины, и женщины. Термином пайджама обозначают более узкие в нижней части штаны, употребляемые преимущественно мужчинами. Штаны эззар (перс.- штаны) полосатые – узкая белая полоска на розовом фоне (рис. 1, 2), скроены таким образом, что спереди и сзади имеется по одному шву. Линия между штанин полукруглая и имеет вид двух сшитых треугольников (рис. 1). Штаны однотипны и отражают характерные черты поясной одежды кашмирцев.

     Плечевая  одежда кашмирцев одинакова у  мужчин и у женщин, только женская  одежда несколько короче. Мужская  рубаха – длинная, широкая, с длинными рукавами, чаще без воротника. Общее название для неё – курта.

Рубаха камис (рис. 3) изготовлена из бумажной ткани типа плотной кисеи красного цвета. Покрой туникообразный, стан состоит из одного полотнища, без швов на плечах. Ширина стана 43 см. В бока вставлены клинья. Длинные рукава пришиты перпендикулярно к боковой линии стана, рукав прямоугольный, ширина его 21 см. Под рукавами вшиты ластовицы, имеющие форму квадрата. В нижней части боковых клиньев имеются разрезы. Разрез вертикальный, обшит двойной полоской галуна. Общая длина рубахи 85 см, ширина спинки 70 см. Этот фасон очень близок к рубахам, распространённым в Средней Азии.

     Поверх  рубахи надевают верхнюю одежду пхирен – длинную шерстяную рубаху с широкими рукавами и открытым воротом. Пхирен (рис. 4) богато украшается золотым шитьем вокруг ворота, покрой туникообразный, без швов на плечах. У подола заложена горизонтальная складка. Длина пхирена 93 см, ширина по спинке 78 см, ширина стана 60 см. 

  

         Рис. 1. Схема кроя кашмирских штанов – эззар   

  

Рис. 2. Схема  кроя кашмирских штанов – эззар из четырех полотнищ   

 
 

     Рис. 3. Схема кроя женской                          Рис. 4. Схема кроя верхней

     кашмирской рубахи – камис                         женской одежды – пхирена     
 

      Как и в Панджабе, в Кашмире широко вошли в обиход различные покрывала  и накидки. В силу климатических  особенностей штата здесь наряду с лёгкими шарфами используют большие тёплые покрывала из плотной материи, в которые можно закутаться во время непогоды и скрыться от нескромных взоров. Существуют самые различные способы их ношения. Длинные клетчатые накидки-пледы в сложенном или развёрнутом виде мужчины перекидывают через одно плечо так, что длинные концы почти касаются земли, или набрасывают на спину, оборачивая один конец вокруг шеи; обычно закрывают голову, а иногда целиком скрываются под непроницаемым покрывалом.

Информация о работе Индийский костюм.От истоков до сегодняшних дней