Интеграция предметов гуманитарного цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:33, методичка

Описание работы

Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни.

Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове. Связь музыки и литературы очевидна. Особенно оперная и вокальная музыка непосредственно используют литературные сюжеты (оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», опера М. Мусоргского «Борис Годунов», опера Ж. Бизе «Кармен» и т.п.) и стихотворную лирику А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф.Тютчева и многих других.

Работа содержит 1 файл

Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе.doc

— 76.00 Кб (Скачать)
align="justify">    Использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

    Учитель, интегрирующий на уроке различные  предметы, должен знать, что такие  уроки имеют особую структуру  построения.

    Рассмотрим  примеры интегрирования.

    Мы  предлагаем свои схемы построения такого урока:

    1 тип. Работают два учителя одновременно

    2 тип. Два урока. 1 урок — образ  музыкальный. 2 урок — продолжение  — образ изобразительный.

    3 тип. Самостоятельная работа учеников  в сотрудничестве с учителями разных областей наук.

    Работа  по первому типу. Диалог ведут не только дети и учитель, но и учитель — учитель, создавая атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.

    Учителя раскрывают тему дополняя друг друга, каждый придерживаясь точки зрения своего предмета. Задача детей на каждом этапе представить образ, найти главные черты и перевести его в словесный, либо создать образ изобразительный (Предлагаем: В карточке написать 6 слов — ассоциаций от увиденного, услышанного, либо отметить в карточке те чувства, которые испытали в ходе слушания или рассматривания произведения.)

    Второй  тип

    1 этап. Экскурсия в природу, в  музей, наблюдение за предметом  или явлением.

    (В  течение года наблюдение за  изменениями в природе. Фотографировали  и рисовали природу школьного двора)

    2 этап. 1 урок — урок музыки. Дети  совместно с учителем рассматривают  музыкальный образ русской березки, времен года.

    2 урок — урок изобразительного  искусства — продолжение. Образ,  созданный музыкантами, поэтами,  русским фольклором дополняется образом изобразительным. В результате дети создают своё видение, свой образ. (Образ берёзы, матери, русской природы)

    Третий  тип. 1 этап. Перед детьми ставится проблема.

    2 этап. Они самостоятельно исследуют  проблему, используя научную, художественную литературу, консультации педагогов.

    3 этап. Собранный материал оформляется  в сообщение, доклад, альбом, презентацию.

    4 этап. Защита проекта на уроке. (Возможны дискуссии, споры с  оппонентами). Роль учителя координировать  действия детей.

    5. этап. Вывод. Формирование понятия. Самые удачные работы могут быть оформлены в исследовательские проекты.

    Задача  учителя, планирующего такие уроки - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.

    Благодаря интеграции легче объяснить детям  сложные понятия. В начальной  школе мы знакомим детей с понятием внутренняя и внешняя красота. Здесь нельзя опираться только на произведения художников. (В старшей школе мы научимся читать символику портрета, атрибуты, помогающие разобраться в мире переживаний и характера изображённого человека.) Произведения художников требуют поддержки, пояснения музыкальным и литературным творчеством. На помощь приходят музыка Р. Корсакова и русская сказка. В сказке много невероятного, волшебного, невозможного и фантастического, но именно она открывает перед нами мир, преподносит урок.

    «Красивый человек», какой смысл мы вкладываем в это понятие. А может ли красивый человек быть злым? Конечно, дети скажут, что не всегда совпадает добро и красота. Прошу привести пример из сказки. Дети приводят пример – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Мачеха красивая внешне женщина, но очень злая. Дети говорят, что душа у неё тёмная.  Баба Яга совсем другое дело – её внешний вид отражает её характер. Духовная красота – чистая, добрая, отзывчивая душа, готовая встать на защиту, спасти, помочь в любой ситуации.

    Русские богатыри – символ физической красоты. Они сильны телом и духом, они защитники Руси, народа. Знакомимся с произведением В. Васнецова «Богатыри». Включаем в урок произведение А.П. Бородина «Богатырская» и древне – русской литературы – былины о богатырях. Могут помочь и современные мультфильмы, которые создают доступный и яркий образ русского богатыря.

    Современные дети сравнивают богатыря с героями боевиков, актёрами зарубежного и российского кино. Именно такие уроки помогают детям разобраться, что сильный человек не всегда бывает добрым.

    Ещё одно понятие «красота природы». Вот  здесь для творчества благотворная почва. Больше всего уроков именно на эту тему «Портрет дерева – березы», «Осень в творчестве художников, композиторов, поэтов», «Времена года», «Образ родной земли». Обращаемся к творчеству А.С. Пушкина, С.А. Есенина, П.И. Чайковского, А. Вивальди, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, народному творчеству и приходим к выводу: «Красоту нужно уметь видеть». Два волшебных дерева за окном школы нам в этом помогут. Наблюдать за клёном и берёзкой большое удовольствие. На клёне весной рождаются, а по осени падают звёзды – листья. Берёзка – русская красавица. Липкие нежные листочки, словно маленькие капельки, серёжки дрожат от ветра, но чем ни русская девушка.

    Мы  рисуем портрет этих деревьев в течение года. Создали альбом из работ учащихся. А ёще мы фотографируем школьный двор в разные времена года. Альбом получился замечательный.

    В старшей школе интеграцию предметов  музыки и изобразительного искусства  проводим в теме «Великие темы в  искусстве» («Образ матери – великая  тема жизни»), «Батальный жанр» («Образ заступника, защитника земли русской»).

    В шестом классе проводим урок-введение в искусство «Цвет может звучать, а звук может быть окрашен». Урок раскрывает связь музыки и живописи, как художник может изобразить музыку.

    Литература, изобразительное искусство, музыка образуют свой способ выражения мира, и он имеет право на существование. В данной интеграции способом усвоения учебного материала будет репродуктивный, поисковый, творческий.

    Внедрение интеграции на уроках продолжается во внеклассной деятельности, что помогает найти новые формы её реализации. В нашей школе такой формой стал клуб «Содружество муз», который работает по секциям- кружкам и объединяет детей с различными способностями. Каждая секция-кружок работает по общей теме, но по разным направлениям: музыкальному, поэтическому и изобразительному. Результатом работы являются открытое заседание клуба, посещение музеев, выставки работ учащихся, концерты, участие в различных конкурсах. Гостями клуба были известные в районе художники, фотографы, музыканты, детские творчески коллективы, исполнители, поэты и писатели.       

    Темы  интегрированных занятий клуба дополняют и углубляют знания, полученные на уроках.

      Мы говорим о красоте русской и кубанской природы, о братьях наших меньших, о знаменитых людях России и Кубани, о традиционных кубанских праздниках.

    Когда  с взрослыми детьми мы начинаем писать сценарий праздника, перечитываем большое количество литературы: энциклопедической, критической и художественной. Спорим, доказываем своё мнение, сами сочиняем.

    Наши  дети-участники и победители конкурсов  муниципального и краевого уровня. Участие в работе клуба помогает детям определиться в выборе профессии и жизненного пути.

    Интегрированный урок, занятие требует от учителя  дополнительной подготовки, большой  эрудиции, высокого профессионализма. Такой урок носит практическую направленность: развивает и реализует творческие способности учащихся через проекционную деятельность. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом.

    Опыт  нашей работы обобщен. Разработана программа работы интегрированного курса с методическими разработками праздников. Данная программа прошла рецензию в Краснодарском ККИДППО.

    Интегрированный урок – праздник  «Лермонтов! Наш  Лермонтов!..» опубликован в российском методическом журнале «Музыка в школе», урок – праздник  «Этой ярмарки краски» опубликован в «Кубанском педвестнике».

        Работаем над созданием сборника интегрированных уроков.

    Интегрированные уроки являются эффективной формой организации учебной деятельности, повышения уровня художественно – эстетического сознания, овладения необходимым объёмом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

     1. Л. Тарасов – «Музыка в семье  муз»

     2. С. А. Казанцева – «Культурология»

     3. Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»

Информация о работе Интеграция предметов гуманитарного цикла