Искусство Гжели

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

Неподалеку от моего родного города Раменское, буквально в минутах 30 пути находится село в котором зародилась целая культура.
Гжель - название одного из сел, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.



По предмету: История Гжельского Региона
На тему: Искусство Гжели.






2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Немного о Майолике Гжели 4
Слово о Полуфаянсе Гжели 5
Фаянс Гжели 6
Знаменитый Фарфор Гжели 7
Возрождение Гжели 10
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17


Введение

Неподалеку от моего родного города Раменское, буквально в минутах 30 пути находится село в котором зародилась целая культура.
Гжель - название одного из сел, ставшего собиратель¬ным для всей округи, символом непов¬торимого искусства и народного мастерст¬ва.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоро¬вые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
"Гжель" - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно на¬родное керамическое искусство старинных русских мастеров.
Гжель упоминается впервые в письмен¬ных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте (завещании) Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столе¬тий, как одна из наиболее прибыльных во¬лостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Еще в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яуз¬скую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и рабо¬тать. Выезжали они и на московские яр¬марки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями гончаров из дру-гих мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и тор¬говли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
Значительное число крестьян из Гжельской волости выходило в купечество: из 131 жителя за 1768-1782 годы москов¬скими купцами стали 59, в петербургское купечество и мещанство записались по одному. Некоторые гжельские купцы тор¬говали во многих городах России.

Немного о Майолике Гжели
К1770 году Гжель ста¬новится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро улавливали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных крас¬ных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с приме-сями других сортов глин и минеральных добавок.
Самобытные гжельские изделия пользо¬вались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из нее необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собст¬венное видение окружающего мира. До-стоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских из¬делий означала соответствие их требова¬ниям, отвечавшим утилитарным целям и художественным вкусам людей того вре¬мени. В середине XVIII века в России до¬вольно быстро начали развиваться гончар¬ные производства, однако гжельские изде¬лия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распрост¬раняется в Коломенский, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.
Конец XVIII века явился временем рас¬цвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допуска¬ла поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожженному черепку, пок¬рытому белой эмалью. Необычайна была форма крупных сосудов для напитков -кваса, пива, браги, щей, сложившаяся на основе старинных походных фляг: круглое плоское тулово, часто делавшееся в целях охлаждения напитков с отверстием в цен¬тре тулова для мешочка со льдом. Тело сосуда держалось на подставе в виде че¬тырех львиных лап. Верхняя часть сосудов дополнялась красиво изогнутыми ручками и носиками, высокими крышками, укра¬шенными мелкими скульптурками зверей, птиц, людей в разнообразных комических позах. В многоцветной росписи преобла¬дали желтые, зеленые, коричневые и си¬ние цвета. Гжельские мастера сумели по-лучить бесцековый полив своих изделий, тогда как даже у Гребенщиковых изделия оказывались покрытые цеком - сеткой тон¬ких трещин по поверхности эмали.
Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, на¬полненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их созда¬телей - простых народных умельцев.
Здесь изготовлялись и изделия промыш¬ленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали в создании гончарного промысла и в других местах России.
Слово о Полуфаянсе Гжели
Полуфаянс гжельцы пытались делать еще в последние годы 18 века. Завози¬мые из-за грани

Содержание

Введение 3
Немного о Майолике Гжели 4
Слово о Полуфаянсе Гжели 5
Фаянс Гжели 6
Знаменитый Фарфор Гжели 7
Возрождение Гжели 10
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17

Работа содержит 1 файл

История гжели.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     В 1921 году в Турыгино создается керамическая школа, куда вскоре приходит энтузиаст-керамист, изобретатель свыше 100 разновидностей глазурей, в том числе с металлическим блеском, бывший заведующий мастерской Строгановского училища, Георгий Васильевич Монахов. В 1932 году он пришел на вновь открытую фабрику "Всекохудожник", где совместно со скульпторами и художниками г.Москвы стоял у истоков экспериментального предприятия, начавшего малыми сериями выпускать майоликовые художественные изделия. Работал вплоть до 1938 года, когда ушел на пенсию. Умер в 1939 году.

     В деревне Турыгино артель, созданная в 1925 году, являлась самой крупной в округе. Носила название "Художественная керамика".

     В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой  промышленности по Гжельской волости  составляло 506 человек или 3% всех рабочих  Бронницкого уезда. 4 завода было государственных - 449 человек рабочих, 1 - местной промышленности - 14 человек рабочих (два в с.Речицы объединились в один). Кроме того, в годы НЭП по всем деревням действовали кустари-

     одиночки, выпускавшие главным образом  простые гончарные изделия и  кирпич.

     При селе Гжель находились каменоломни Бронницкого промторга.

     В годы Великой Отечественной войны  предприятия Гжели на некоторое  время закрылись. Артель "Художественная керамика" возобновила работу в 1944-1945 годах, там стали выпускать кружки; требо-т вались героические усилия от женщин и подростков, так как все работы по заготовке сырья, топлива, переноске готовых изделий приходилось выполнять вручную, а все мужчины были на фронте.

Возрождение Гжели

     Но  уже в 1945 г. ставится задача возрождения художественных изделий. Оно связано с именем Александра Борисовича Салтыкова (1900 - 1959), который со студенческих лет и в годы работы в Государственном Историческом музее изучал традиции старой Гжели. В основных трудах А.Б.Салтыкова "Майолика Гжели XVIII века", "Русская керамика ХУШ-ХХ в.в." и в других работах собраны и систематизированы сведения о зарождении и развитии отечественной керамики, обоснован самобытный характер Гжельского керамического искусства. Он не просто изучал традиции и наследие старых мастеров, но и ' вместе с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой (1895 -1981) разработал методику освоения гжельских приемов кистевой росписи. Им активно помогали и другие сотрудники НИИ художественной промышленности, а также местные способные их ученики.

     В работах Н.И.Бессарабовой сочетались традиция и новизна, красота и  польза. Она помогала своим ученикам понять законы искусства народного, овладеть кистевой росписью и полюбить народное творческое начало.

     Среди учеников особым талантом отличалась уроженка д.Турыгино, потомственная керамистка Татьяна Сергеевна Дунашова. Пришла на производство в 16 лет, работает до настоящего времени. Прошла путь от живописца до мастера высшей категории. Непревзойденный живописец, в последние годы много работает по созданию уникальных и выставочных форм. В 1991 году ей присуждена Государственная премия СССР.

     Людмила Павловна Азарова, скульптор и мастер росписи, также полностью посвятила свою жизнь возрождению гжельского народного промысла. Пришла в Гжель после окончания института. Обладает богатой фантазией, трудолюбием, неиссякаемой творческой энергией. Многие годы изучает традиции старой Гжели и в то же время постоянно обращается к вкусам сегодняшних поколений: для ее творчества характерны новаторство, острое ощущение современности. За долгие годы работы она создала сотни новых образцов, широко известны ее сложные скульптурные композиции. В числе ее изделий посуда и мелкая пластика, уникальные подарочные предметы. В 1991 году Азаровой Л.П. присвоено звание "Народный художник СССР".

     Своеобразен стиль художницы Зинаиды Васильевны Окуловой. Она расписывает изделия  на исторические, морские, олимпийские темы.

     В 1976 году этим четырем художницам, первым из гжельских мастеров, присвоено  звание Лауреата Государственной премии им.И.Е.Репина. Изделия их размещены во многих музеях страны, являются участниками международных и российских выставок, пользуются неизменным спросом покупателей в течение десятилетий.

     Весом вклад в развитие гжельского стиля  мастеров-художников высшего класса В.И.Авдонина, И.А.Хазовой, В.И.Розанова, Г.В.Денисова, а также молодежи - Т. и В.Хазовых, М.Подгорной, А.Царегородцева, Н.Туркина, Ю.Петлиной и многих других.

     Автор многих призов международных соревнований и кинофестивалей, участник отечественных и зарубежных выставок, заслуженный художник РСФСР А.Н.Федотов является главным художником предприятия, которое тиражирует большое количество его работ.

     Многие  годы возрождению традиций художественной майолики отдал руководитель творческой группы Заслуженный художник РСФСР В.А.Петров. Им созданы наборы для ухи, ягод, для завтрака, подсвечники и чайницы, и многое другое. И все в традициях лучших образцов майолики старинной Гжели конца XVIII века.

     Товарищество "Гжель" созданно в результате объединения 6 мелких цехов разных деревень в 1972 году.

     В д.Жирово выпускают керамические камины, в д.Трошково и д.Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В д.Фенино совместно с итальянской фирмой создается производство по выпуску изразцов и плитки. В д.Коломино-Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства д.Турыгино и д.Бахтеево - главные центры художественного фарфора.

     В творческих группах по разработке и  внедрению новых образцов участвуют  свыше 60 скульпторов, технологов, художников и других специалистов, усилиями которых создаются десятки и сотни новых видов изделий; они завоевали внутренний рынок и поставляются во многие страны мира, участвуют в российских и мировых выставках.

     В фарфоре созданы принципиально  новые изделия - сосуды сюжетно-изобрази-тельного характера и подарочные вазы. В росписи усиливаются живописные начала, прослеживаются черты фольклорности, более тесная связь с художественными задачами нашего времени.

     В товариществе "Гжель" трудятся полторы тысячи человек. Создана единая система подготовки кадров, начиная с детского сада, средней Ново-Харитоноской школы, художественной школы, кончая промышленно-художественным техникумом и учебой в институтах и аспирантуре Москвы.

     На  предприятии большое внимание уделяется пропаганде народного искусства Гжели: за последние годы вышли книги и альбомы, кино и телефильмы, наборы открыток и проспекты выставок, в которых товарищество - постоянный участник. Особая заслуга в этом принадлежит генеральному директору предприятия Виктору Михайловичу Логинову.

     15 августа 1989 года проведением пресс-конференции  и обширной выставкой в Центральном  Доме Художника СССР на Крымском  валу Москвы открылись торжества, посвященные 650-летию первого письменного упоминания Гжели. На выставке были представлены свыше тысячи экспонатов ведущих музеев страны и ряда предприятий Гжели, Гжельского техникума и работы учащихся школы. Проведены две научно-производственные конференции, где ученые и специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Новосибирска, Минска обсуждали вопросы преемственности традиций, перспективы развития гжельского региона. Состоялся торжественный вечер в Государственном зале гостиницы "Россия", где выступал ансамбль "Шоу-Гжель". Проведены народные гулянья, выставка-аукцион в самой Гжели.

     Гжельцы искусно использовали не только глину, но и дерево. Их домики, словно терема, сошедшие со страниц сказки. Посмотришь - один будто окутан кружевом, так воздушен и тонок рисунок его наличников и причудлива резьба подзора у крыши.

     Хозяин  другого положил на окна, на балкончик, на углы дома сложные и легкие узоры  и так умело подобрал краски для  них, что это, кажется, уже и не дом, а жар-птица спустилась на улицу. А поглядишь на третий - и такие задумчивые очертания возникнут перед вами, такой мягкий да нежный колер на нем - не иначе русский чудо-пряник появился у дороги. Теперь при строительстве кирпичных домов-теремов, а именно так они выглядят: нарядные, высокие и большие - гжельцы создают оригинальные орнаменты из белого и красного кирпича, строят каждый дом по индивидуальному плану.

     От  самых деревень начинаются поля, перелески, густые темные леса. Окаймленные плакучими ивами или соснами, лентами вьются малые речки с милыми именами: Дорка, Гжелка, Сеченка, Речица.

     Разливаясь  веснами в половодье, образуют они небольшие поймы, которые летом превращаются в яркие цветочные поляны.

 

Заключение

     Мировую славу русскому современному фарфору  и майолике создают высококлассные мастера товарищества "Гжель". За успехи в развитии художественного промысла коллектив предприятия в 1986 году награжден Орденом Дружбы народов, а его директор В.М.Логинов в 1991 году получил звание Героя социалистического труда.

     Художники товарищества "Гжель" оформили керамическим орнаментом в своем регионе здание аптеки и кафе, а в городе Раменское - интерьер кинотеатра "Юбилейный", в Бронницах - кинотеатр "Родина".

     Современная Гжель восстанавливает былую славу и вписывает новые страницы в историю керамического промысла страны, а кроме того, выпускает электротехнический и лабораторный фарфор, высококачественный кирпич, разноцветную мозаичную половую плитку, мелкую пластику, детские игрушки и многое другое.

     На  многие километры раскинул свои поля и угодья совхоз "Гжельский", коллектив которого занимается откормом крупного рогатого скота, выращивает картофель и зерно, производит корма и молоко. На территории четырех сельских Советов Гжельского региона созданы многочисленные садоводческие коллективы московских и местных предприятий.

 

Список литературы

 
  1. Логинов В., Скальский Ю. Это звонкая сказка - Гжель
  2. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С.   Гжель. Керамика 18-19 веков.
 
  1. Попова  О.С.  Русская народная керамика. Гжель.
 
  1. Мусина  Р.Р.  Искусство Гжели.

 

Приложение

 
Л.Азарова 
Масленка "Доярка"

 
Л.Азарова 
Фляга с архитектурными мотивами

 
З.Окулова 
Большая сахарница
 

 
Т.Дунашева 
Сахарница семейная

 
А.Федотов 
Компотница

 
Л.Азарова 
Квадратный чайник "Чаепитие"

 
В.Авдонин 
Большой чайник

 
Л.Азарова 
Масленка "Кит"

      
 

Информация о работе Искусство Гжели