История становления и этапы развития балета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Педагог: Этот открытый урок мы посвящаем жанру балета.
Из истории балета. Балет в XIX веке.
Что такое балет? (вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.)

Работа содержит 1 файл

balet.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Видео-фрагмент из балета «Шурале» «Танец Сюимбике с подвенечным покрывалом»

Педагог: Какую роль играет жанр вальса в балете?

Уч-ся: Яруллин использует жанр вальса в лирических моментах балета. Это первое появление Сюимбике, танец Сюимбике с подвенечным покрывалом, в финальном адажио Сюибике и Былтыра. Это своего рода лейт-жанр, который показывает процесс перехода главной героини отфантастической девушки-птицы к реальной девушке, способной на реальные чувства.

Дети  исполняют фрагмент из «Танца Сюимбике с подвенечным покрывалом».

  1. Кроссворд.
   

1

                       
 

1

                         
                             

2

                           
       

2

                   

3

                           
                 

3

         
                             
                         

4

 
     

4

                     
                             
               

5

           
                             
                             
                             

По  вертикали: 1. Татарский композитор, автор балета «Шурале».

2. Главная героиня  балета Яруллина, девушка-птица.

3. Первый татарский  национальный балет.

4. Автор либретто  балета «Шурале», татарский поэт  Ахмед …

По  горизонтали: 1. Хореограф, постановщик балета «Шурале».

2. Татарский  поэт, поэма которого легла в  основу балета «Шурале».

3. Вместе с  композитором Владимиром Фере  оркестровал балет «Шурале».

4. Главный герой балета «Шурале», спасший девушку-птицу.

5. Что в переводе  с татарского языка означает  слово ШУРАЛЕ?

  1. Зрительная викторина.
  2. Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что тенденции, которые заложил Чайковский в  жанре балета, нашли свое воплощение в балете Яруллина «Шурале.

    • Использование сказочно-фантастического сюжета (образы девушки-птицы – Одетта, Сюимбике; образ злых сил – Ротбарт, Шурале); противостояние человеческих чувств злым силам.
    • Наличие лейтмотивов;
    • Использование бытовых жанров в массовых сценах (вальс);
    • Использование песенного тематизма (романсовые интонации и Чайковского, народно-песенные интонации у Яруллина);
    • Яркие массовые характерные танцы («Русский танец», «Испанский танец», «Чардаш», «Неаполитанский танец», весь второй акт балета «Шурале»).

 

 

 

 

Биография Чайковского.

Петр  Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.

Он  получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию, где обучался по классу композиции у А. Рубинштейна и Н. Зарембы.  В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.

Очень ярко проявил себя, как композитор, в музыкально-театральных жанрах. Им написаны оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка», «Иоланта» и т.д. А так же балеты «Лебединое озеро» (1876),

Спящая  красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892)..

Творчество  Чайковского было высоко оценено  ещё при жизни — в 1885 г. он был  избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в  Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).

Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

«Лебединое  озеро».История создания.

В 1875 году дирекция императорских  театров обратилась к Чайковскому  с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий В. Бегичева (1838—1891) и В. Гельцера (1840—1908) был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей.

  Композитор подошел к заказу очень ответственно В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер (1827—1892). И  в 20 февраля 1877 году на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера» . Спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.

  Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа и Лев Иванов.

Сценарий  новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. \

15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала идеи А. Горского (1871—1924), А. Вагановой (1879—1951), К. Сергеева (1910—1992), Лопухова (1886—1973).

 

«Лебединое озеро». Сюжет.

Действие первой картины происходит в старинном германском замке, где празднуется день совершеннолетия принца Зигфрида. Его поздравляют друзья, придворные и мать — Владетельная принцесса. А затем торжественно посвящают в рыцари. Отныне его жизнь станут определять долг и доблесть.

Звучат  последние тосты в его честь, сверстницы ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви. Пир затихает, гости удаляются, оставляя принца наедине с его мыслями в сумерках наступившей ночи. Он чувствует рядом с собой чью-то тень, будто какая-то сила манит его. Это является сама Судьба в образе Злого Гения, чтобы открыть принцу волнующие тайны. Повинуясь властному мановению невидимого спутника и смутным предчувствиям, Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты...

   Во второй картине Принц попадает на берег фантастического озера. В мерцающих бликах воды перед ним возникают видения зачарованных девушек-лебедей. Он видит Одетту, самую прекрасную из них, и замирает, пораженный ее красотой. Ему открывается наконец его романтический идеал. И он клянется Одетте в любви и верности.

В третьей картине в замок Владетельной принцессы съезжаются знатные невесты. Принц должен выбрать одну из них и заключить брачный союз. Появляется Зигфрид, всецело поглощенный воспоминаниями об Одетте. Он безучастно танцует с девушками — никто не может сравниться с его идеалом.

Внезапно  на бал прибывает странный рыцарь Ротбарт (еще одно обличье-искушение Злого гения) со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей. Это Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней. Злой гений испытывает чувства принца. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой. Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей. В момент роковой клятвы сияющая тронная зала погружается во тьму и взорам присутствующих предстает видение прекрасной Одетты. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы. Надеясь искупить измену, он в отчаянии устремляется вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Четвертая картина рисует нам тревожную ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву. В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Она прощает юношу, но отныне не властна над своей судьбой.

Злой  гений вызывает бурю, она разметала  героев, им невозможно соединиться. Обессиленный единоборством с Судьбой, Зигфрид тщетно пытается удержать исчезающий образ. С первыми рассветными лучами он остается один на пустынном берегу, у озера своей мечты.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Фарид  Загидуллович Яруллин

Фарид Загидуллович Яруллин родился 1 января 1914 года в Казани в семье музыканта, автора песен и пьес для различных инструментов, Загидуллы Яруллина. Проявив с ранних лет серьезные музыкальные способности, мальчик начал заниматься с отцом игрой на фортепиано. В 1930 году он поступил в Казанский музыкальный техникум в классы фортепиано М. Пятницкой и виолончели Р. Полякова. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь, молодой музыкант одновременно руководил хоровыми самодеятельными кружками, работал тапером в кино и театре. Уже через два года Поляков, разглядевший выдающиеся способности Яруллина, отправляет его в Москву, где юноша продолжает образование сначала на рабфаке при Московской консерватории (1933—1934) в классе сочинения Б. Шехтера, затем в Татарской оперной студии (1934—1939) и, наконец, в Московской консерватории (1939—1940) в классе композиции Г. Литинского. За годы учения им было написано немало произведений различных жанров — инструментальные сонаты, фортепианное трио, струнный квартет, сюита для виолончели и фортепиано, песни, романсы, хоры, обработки народных татарских напевов. В 1939 году у него возник замысел балета на национальную тему.

Через месяц с небольшим после начала Великой отечественной войны, 24 июля 1941 года, Яруллин был призван в  армию. Четыре месяца он провел в военной  пехотной школе, а затем в звании младшего лейтенанта был отправлен на фронт. Несмотря на хлопоты Литинского, писавшего о том, что его ученик — выдающийся композитор, представляющий огромную ценность для национальной татарской культуры, Яруллин продолжал оставаться на передовой. В 1943 году он был ранен, лежал в госпитале и вновь был отправлен в действующую армию. Последнее письмо от него датировано 10 сентября 1943 года. Погиб осенью 1943 года.

 

 

«Шурале». История создания.

Во  второй половине 1939 года, будучи студентом  Московской консерватории, Яруллин  получил от своего профессора Литинского интересное задание: познакомившийся с татарской народной сказкой о страшном лешем Шурале, обработанной поэтом Габдуллой-Мухамедом Тукаем (1886—1913), Литинский предложил своему студенту использовать ее в качестве основы балета и сочинить для пробы первые сцены. Эти сцены оказались настолько удачными, что педагог тут же обратился к татарскому драматургу Ахмету Файзи (1903—1958) с просьбой написать либретто. Файзи также увлекся этим замыслом, и либретто было закончено им уже через неделю. Началась напряженная работа. Премьера балета была приурочена к Декаде татарского искусства в Москве, которая должна была состояться в августе 1941 года. 

Начавшаяся  война нарушила планы. Яруллин был  мобилизован и отправлен на фронт. Работа над балетом приостановилась. Инструментовка «Шурале», которую Яруллин не успел сделать, была осуществлена композитором Ф. Витачеком, знатоком оркестра, преподававшим оркестровку и чтение партитур в московском Институте имени Гнесиных. Премьера «Шурале» в постановке балетмейстеров Л. Жукова и Г. Тагирова состоялась в Казани, в театре имени Мусы Джалиля 12 марта 1945 года.

В послевоенные годы по заказу ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского) композиторы В. Власов и В. Фере сделали  новую оркестровую редакцию, в которой «Шурале» и был поставлен Л. Якобсоном в Ленинграде. 

 

 

 

 

 

«Шурале». Сюжет

Поляна  в лесной чащобе с логовом лешего Шурале. Сюда, заблудившись в лесу, пришел охотник Былтыр. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных девушек. Шурале крадет крылья самой прекрасной — Сюимбике. Наигравшись, девушки вновь оборачиваются птицами, а Сюимбике тщетно ищет свои крылья. Ее подруги улетают, а ее пытается схватить Шурале. Сюимбике зовет на помощь, и Былтыр в жестокой борьбе побеждает лешего. Тот скрывается, а Сюимбике умоляет Былтыр а найти ее крылья. Подняв девушку на руки, охотник уносит ее из леса.

Информация о работе История становления и этапы развития балета в России