Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.

Содержание

Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 332.54 Кб (Скачать)

Московский  государственный университет печати имени Федорова

Кафедра книговедения и пропаганды книги

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по книговедению

Тема: «Издания по искусству в репертуаре издательств  «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ».

 

 

 

Выполнил: Теос С.А.

Группа: ВКК-4.

Преподаватель: Грузинова Л.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

Содержание.

Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение  в литературе).

I. Характеристика  изданий по искусству, их типология  и классификация.

II. Типологический  анализ репертуара издательств. 

1. Издательство «Аквилон»:

1.1.Общая  характеристика: история создания  и развития, основные направления  деятельности; структура; количественные  показатели.

1.2. Типологическая  характеристика изданий по искусству  издательства

1.2.1. Тематическая  ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.

1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.

1.2.3. Характеристика  серийных изданий.

2. Издательство «Теакинопечать»:

2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.

2.2. Типологическая  характеристика изданий по искусству  издательства.

2.2.1. Тематическая  ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.

2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.

2.2.3. Характеристика  серийных изданий.

3.  Издательство «Тритон»:

3.1.Общая  характеристика: история создания  и развития, основные направления  деятельности; структура; количественные показатели.

3.2. Типологическая  характеристика изданий по искусству  издательства.

3.2.1. Тематическая  ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.

3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.

3.2.3. Характеристика  серийных изданий.

III. Особенности  формирование репертуара изданий  по искусству в книгоиздании 20-30-г  годов ХХ века в России.

Заключение.

Библиография.

 

Введение.

Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных  издательств 20-30-х годов двадцатого века.

Актуальность  данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического  периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет»  свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.

В качестве объектов исследования нами выбраны  три издательства, которые специализировались на выпуске изданий по искусству: «Аквилон», «Теакинопечать» и «Тритон». Выбор именно данных предприятий обусловлен их наглядной разницей:

  1. Среди них есть как частные, так и государственные издательства;
  2. Каждое из этих издательств отражает в своем репертуаре одну из отраслей искусства: «Аквилон» издает чаще книги, связанные с живописью, «Теакинопечать» специализировалось на изданиях по театру и киноискусству; «Тритон» - музыкальное издательство.

Поэтому, изучив репертуар этих трех издательств, мы сможем получить относительно полную картину по изданиям по искусству  в целом.

Данный вопрос в конкретной формулировке в научной  литературе не освящен. Отдельные очерки и репортажи об издательствах содержатся в заметках газет (например, «Советская музыка»), журналов, в хрониках (например, «1930 год в кино»), в статьях к другим изданиям более поздних лет (так, вступительная статья Левинсона-Лессинг В.Ф. в книге «Выставка картин и рисунков русских художников начала ХХ века из собрания Ф.Ф. Нотгафта»). Отдельными статьями в энциклопедиях «Книговедение» (1987) и «Книга» (1999) отмечено только издательство «Аквилон».

Источниками информации для типологического  анализа являются указатели государственной  библиографии: «Книжная летопись» за 1925-1936 годы (охватывает годы существования  трех издательств). Статистическую информацию можно почерпнуть в сборнике «Книгоиздание СССР: цифры и факты». Общие исторические тенденции отражены в трехтомнике «История книги СССР». Также активным помощником являются сайты букинистических магазинов в сети Интернет, осуществляющие поиск по издательству и электронные каталоги крупнейших библиотек России.

Теоретические сведения о типологической классификации  изданий по искусству предоставляют  учебники С.А. Карайченцевой «Книговедение. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству», С.Г. Антиповой «Книга по искусству. Вопросы типологии и издания».

Кроме того, официальную информацию о типологии  содержат ГОСТ 7.60. – 2003 и Библиотечно-библиографическая  классификация.

 

Цель данной работы определяет следующие задачи:

  1. Описать типологию изданий по искусству;
  2. Дать краткую историческую справку о каждом из выбранных издательств;
  3. Провести классификационный анализ репертуара изданий по искусству каждого из взятого нами издательства;
  4. Найти и охарактеризовать общие черты, тенденции, проблемы в книгоиздании по искусству периода 20-30-х годов ХХ века в России на основе ранее (в п.3) проанализированного репертуара издательств.

В процессе исследовательской работы были применены  совокупность методов библиографического поиска (выборочный), анализа и синтеза библиографической информации, обобщение данных.

 

I. Характеристика изданий по  искусству, их типология и классификация.

Прежде всего считаем необходимым определить отличительные черты изданий по искусству, которые позволяют выделять этот массив изданий в отдельную отрасль.

Одной из сущностных характеристик отрасли является ее предмет. Здесь принципиально  важно отличать две различных  понятия: ««предмет искусства» и  «предмет книги по искусству». Эти  понятия разграничивает С.Г. Антонова: «Предметом искусства является действительность, жизнь во всем ее многообразии, взятая с целью ее эстетического освоения» (1;10). Основное средство познания и отображения в искусстве – художественный образ. В каждом виде искусства – свои средства создания художественного образа. Важные социальные функции искусства – идеологическая, коммуникативная, познавательная, воспитательная, эстетическая.

«В свою очередь  предмет книги по искусству –  искусство. А содержание книги –  это очень важно для понимания  специфики литературы по искусству! – не адекватно содержанию искусства. Ее содержание составляют продукты художественного  творчества – произведения искусства, их восприятие публикой, оценка критикой, деятельность художников в контексте  истории и культуры, теория искусства» (1;11). Художественный образ используется иногда в литературе по искусству, но уже как иллюстрация к информации об искусстве, а не как средство постижения действительности (как в самом искусстве). Причем создается он иными способами, чем в искусстве – средствами литературного языка.

Отсюда можно  вывести основные признаки книги  по искусству: двойственность ее предмета и объекта отражения (искусства), а также оценочность ее содержания. 

Поясним каждый из этих признаков. Двойственность предмета состоит в том, что книга отражает объективно существующую систему –  фонд произведений искусства и субъективное восприятие этого фонда или отдельных  творений мастеров человеком, то есть литература по искусству отражает как  произведения искусства, так и знания об искусстве.

Оценочность проявляется в том, что в книге по искусству читатель воспринимает не само искусство, а лишь отражение искусства в сознании автора. Она демонстрирует восприятие искусства человеком определенного времени – автором, который предстает в ней не только как «специалист», «эксперт», но и как носитель мировоззренческих ценностей (цит. по 1;12). Следовательно, каждой книге по искусству изначально присущ ценностный, оценочный момент – качество наиболее существенное для характеристики содержания издания по искусству.

Совокупность  всех произведений печати, отражающая деятельность в сфере искусства  и характеризующий эту деятельность называется массивом изданий по искусству. Массив как более абстрактное явление воплощается в конкретном репертуаре отечественного книгоиздания (сумма репертуаров отдельных издательств), который можно библиографически описать.

 

Массив изданий  по искусству – динамическое понятие, развивающееся со временем. Так, отечественный  массив изданий по искусству отсчитывает  свое существование со второй половины XVIII века, когда стали выходить в свет уставы, описания церквей, художественных галерей, отдельных произведений искусства, руководства для его изучения. Так что первые издания по искусству, в современном понимании, предназначались специалистам. И лишь потом, с появлением интереса к искусству у неспециалистов, начинают издаваться справочные и научно-популярные издания для тех, кто интересуется искусством.

Начало создания массива отечественных изданий  по искусству связано с традицией  перевода и выпуска изданий западных авторов по различным видам искусства. В дальнейшем, развиваясь тематически, обогащаясь в литературно-видовом и жанровом направлениях, массив изданий по искусству постепенно приобретает вполне определенные, характерные черты.

Первыми издателями литературы по искусству были в XVIII веке Российская Академия Наук, Московский государственный университет, Морской шляхтерский корпус.  После указа «О вольных типографиях» 1783 года заметно оживляется книгоиздание в России и увеличивается число книг по искусству.

Во второй половине XIX века книги по искусству появляются в свободной продаже в обычных книжных магазинах городов. С середины XIX века начинают развиваться специализированные издательства и издательские фирмы. Ко времени Октябрьской революции отечественное книгоиздание накопило значительный опыт выпуска литературы по искусству.

В советское  время издание литературы по искусству  приобретает демократический характер. Расширяется география издательской деятельности в данной сфере. Программа  воспитания и образования нуждалась  в значительном числе изданий  для широкого читателя о достижениях  в сфере искусства, для развития художественной самодеятельности потребовались  репертуарные сборники, самоучители  и др. Развивается издание литературы по искусству и в национальных республиках. Была создана разветвленная  сеть специализированных издательств  и издающих организаций, выпускавших литературу по искусству.

Основным  недостатком этого периода была ярко выраженная идеологическая направленность содержания публикаций, жесткий идеологический отбор имен деятелей искусства и  художественных произведений, которые  представлены в массиве изданий  этого периода.

Интересующий  нас период – 20-30-е годы ХХ века –  в русском книгоиздании представляется переходным от дореволюционных традиций и ценностей изданий к  плановой политике советской власти, социалистическому  цензу, идеологической направленности. Потому нам представляется научно интересным рассмотреть особенности репертуара литературы по искусству именно этого  времени. Пограничные и переходные моменты в истории любой отрасли  человеческой деятельности преподносят  необычные образцы творчества, уникальные явления, свойственные только данному периоду.

 

Основа книговедческого  анализа произведений печати – это  типологический метод. Поток изданий  группируется в соответствии с рядом  признаков,  положенных в основу их типологического деления.

Структуру репертуара условно можно поделить на две  подструктуры: тематическую и типо-видовую.

Тематическая структура изданий по искусству логически вытекает из самой системы искусства и знания о нем. Так, издания по искусству группируются прежде всего в рамках отдельных видов искусства, представляя собой относительно самостоятельные тематические комплексы.

Относительно, - потому что, с одной стороны, все  комплексы отражают единую систему  знаний об искусстве, а с другой –  искусство рассматривается во многих изданиях не  как отдельный вид, а как целостный комплекс.

Иными словами, общий поток состоит из ряда более  частных потоков, отражающих отдельные  виды искусства, но включает также литературу комплексного характера, посвященную  искусству в целом.

То есть, в изданиях по искусству присутствуют такие тематические разделы: издания  по живописи, по музыке, по скульптуре, по архитектуре, по фотографии, по театральному искусству, по киноискусству, по танцу, декоративно-прикладному искусству… эти тематические разделы ограничены только количеством жанров искусства.

Типо-видовая подструктура, представляет собой разветвленную классификацию, потому как издания по искусству отличаются достаточным разнообразием по типам и видам. В книговедческой практике, в целом, прибегнули к единому виду этой типологии. Такие книговеды, как Карайченцева С.А. и Антонова С.Г., представляют в исследованиях наиболее полно (по сравнению, например, с энциклопедиями «Книговедение» и «Книга») типо-видовую структуру изданий по искусству обособленно от других типов изданий. Данные классификации практически идентичны, с незначительными отличиями. Но классификация в воспроизведении Карайченцевой С.А. представляется нам более четкой и структурированной.

Так, согласно этой типологии, «структура комплекса, называемого «издания по искусству», традиционно представлена тремя  основными разделами: издания искусствоведческой литературы (литературы по искусству, литературы по вопросам искусства и  искусствознания и т.д.), издания  художественной изобразительной продукии (издания, воспроизводящие оригиналы или копии произведений различных видов семейства изобразительных искусств) и нотные издания (издания музыкальных произведений в нотной записи), при этом каждый раздел наполнен изданиями оригинальных видов и типов». (6; 309).

Информация о работе Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ