Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.

Содержание

Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 332.54 Кб (Скачать)

Рассмотрим  последовательно каждый из этих разделов. Раздел искусствоведческой литературы представлен следующими типами изданий:

  1. Научные. Сущность: «фиксируют с профессиональной степенью глубины процесс и результаты искусствоведческих исследований, именно они позволяют судить о современном уровне развития отечественной и мировой науки об искусстве, наиболее актуальных направлениях ее развития»(6;311). Жанры: монография, научный очерк, научная статья и т.д., а также соответствующим образом подготовленные документы и материалы по истории искусства, представляющие несомненный научный интерес. Целевое назначение – содействие дальнейшему развитию научных исследований и самого искусства. Читательского адрес: книги предназначены не только специалистам конкретных отраслей искусствоведческих наук, в том числе преподавателям и аспирантам, но и деятелям определённых сфер искусства (художникам, режиссерам и т.д.). Основные виды и их черты:

А. Моноиздания: монографии (авторские и коллективные), «посвященные фундаментальным проблемам теории искусствознания, изучению истории искусства в целом, отдельных периодов развития национального и мирового искусства, конкретных школ, направлений, стилей, жанров, имен и даже отдельных произведений».(К.,312) Черты:

- Научная новизна выдвигаемых авторами теоретических положений, научной концепции в целом;

- присутствие оригинального иллюстративного материала, тщательно продуманного и нередко представляющего самостоятельный научный интерес. справочного аппарата.

Значительная часть монографических  искусствоведческих исследований связана  с изучением наследия оригиналов мастеров искусства: монографии-персоналии представляют собой научные биографии деятелей определенных видов искусства, опирающиеся на максимальный широкий круг новых источников (в том числе эпистолярных, мемуарных) или фундаментальные исследования своеобразия творчества автора; отдельные работы носят универсальный характер,  исследуя жизнь и творчество художника всеобъемлюще.

Коллективные монографии, как правило, в научно-исследовательских центрах (академических институтах, музеях, специальных высших учебных заведениях..) в течение нескольких лет и встречаются в репертуаре искусствоведческих изданий достаточно редко. В основном это многотомные издания обобщающего характера, посвященные истории искусства в целом или его отдельных видов, их задача – сформировать целостную концепцию развития искусства с позиций конкретной методологии, т.е. подвести некий промежуточный итог научного изучения конкретного предмета, восполнить существующие пробелы, определить перспективы дальнейших исследований.

Б. Сборники объединяют в своем  составе научные искусствоведческие сочинения (в основном статьи, очерки, реже – монографии, фрагменты монографий) по разным признакам, при этом основным для данного отраслевого массива  выступает общность тематики. Подразделяются на авторские (тематические, жанрово-тематические, тематико-хронологические) и коллективные (тематические, тематико-хронологические и т.д.). Авторские сборники носят обычно итоговый характер, а большинство коллективных сборников представляют работы авторов, принадлежащих к одному научному сообществу, и характеризуют основные направления проводимых ими научных исследований.

Научные издания документов и материалов по истории искусства также в  основном представляют собой сборники (авторские, чаще – коллективные), в  которых публикации объединяет научная  значимость, новизна и определенная тема (исторический период, течение  в искусстве, творчество конкретного  мастера). 

К коллективным искусствоведческим сборникам  научного типа относятся издания  материалов различных научных конференций  и съездов, в том числе юбилейных.

В. Собрание сочинений (представлено в основном собранием избранных  сочинений выдающихся теоретиков искусства: искусствоведов, художественных критиков, деятелей разных видов искусств. Две другие разновидности – неполное собрание сочинений и полное собрание сочинений – встречаются достаточно редко).

2. Научно-популярные. Сущность: популяризация как искусствоведческого знания, так и самого искусства. Читательский адрес: самый широкий - от массового читателя до читателя-специалиста. Черты:

- обильно  иллюстрированные 

- разная  степень сложности, которая зависит  от уровня эстетического развития  и уровня образования потенциального  читателя, значительная часть создается  в сериях.

- жанровый  диапазон: научно-популярные монография, очерк, повесть, рассказ, беседа, биография и пр. (научно-популярная биография (документальная, беллетризованная, биографический очерк, «творческий портрет»); научно-популярные биографические очерки и творческие портреты популярных актеров театра и кино, эстрадных певцов и других известных деятелей искусства (небольшой объем, простота и доступность в изложении материала).

Основные виды: отдельное издание одного произведения и сборник: тематический, жанрово-тематические, альманах. Близки к альманахам и сборники смешанного характера, включающие разнообразные по темам и жанрам публикации, актуальные с точки зрения современного развития художественного процесса.

3. Учебные издания.  Читательский адрес: как учащиеся общеобразовательных, профессионально-технических, средних и высших учебных заведений (в том числе художественных), так и все желающие самостоятельно приобрести теоретические знания и практические навыки в какой-либо области искусства.

Жанры: учебник, учебное пособие, учебно-методическое издание, «школа, самоучитель». Черты:

- Образуют  систему, отражающую отдельные  исторические периоды, эпохи искусства  в целом, историю искусства  отдельных регионов и стран,  а также историю различных  семейств видов и жанров искусства 

- наличие  обширного и разнообразного иллюстративного  материала (репродукции произведений  изобразительного искусства, фотографии, кинокадры, планы, чертежи, схемы, ноты и т.д.), библиографических списков источников по основным разделам учебного материала.

-функция:  теоретический или практический характер, в последнем случае они служат средством обучения профессиональному мастерству.

4. Справочные  искусствоведческие издания. Жанры: энциклопедия, энциклопедический словарь, словарь, справочник (каталог, художественный путеводитель, календарь, хронограф). Черты:  богатый иллюстративный материал, не только дополняющий литературный текст, но и служащий важным источником информации о произведениях разных видов искусства (картинах, скульптурах, рисунках, архитектурных сооружениях и т.д.).

Особые виды справочных искусствоведческих изданий: Биографический (биобиблиографический) словарь (сведения о жизни и творчестве деятелей определенного вида искусства);  сюжетные словари (поясняющие мифологические, литературные, исторические сюжеты произведений искусства); терминологические, переводные и прочие словарные издания; каталоги художественных музеев, выставок и пр., (построенные по алфавиту или хронологии перечни произведений, составляющих какую-либо коллекцию в целом или ее раздел. В зависимости от полноты сообщаемой о произведениях информации каталоги делятся на научные (полные) и массовые (или популярные)); справочники-хронографы (летописи художественной жизни, жизни и творчества отдельного мастера); путеводители по музеям, выставкам, художественным достопримечательностям.

  1. Другие типы, представленные гораздо уже. А) научно-информационные (тематические и тематико-хронологические обзоры, рефераты, а также тезисы докладов на научных съездах, конференциях, посвященных актуальным проблемам искусствознания, памятным датам в истории искусства и т.д.);

Б) производственно-технические издания  практического характера, адресованные либо специалистам, стремящимся расширить  знания и усовершенствовать навыки в профессииональной деятельности, повысить уровень мастерства, либо любителям, желающим приобрести первоначальный опыт в какой-то сфере художественного творчества (издания этого типа тесно смыкаются с учебными).

В) мемуары выдающихся деятелей искусства, их современников, искусствоведов. Важный источник фактографической информации, нередко входят в состав научно подготовленных документов и материалов по истории  искусства. Иногда квалифицируются  как издания научного типа.

Г) десткие издания (представлены во всей видовой и жанровой полноте).

 

Типы и  виды изоизданий (необходимо пояснить, что «изоиздание» - это издание, «большую часть объема которых занимает изображение» (ГОСТ 7.60 - 2003). В состав комплекса изданий по искусству включаются только те из них, которые содержат воспроизведение живописного, скульптурного, графического произведения искусства или художественной фотографии):

  1. Листовые (в виде отдельных листов):

А) эстамп – ««листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с оригинального графического произведения, печатная форма для которого выполнена автором» (ГОСТ 7.60-2003). В качестве синонима часто используется слово «гравюра». Большинство видов эстампа применяет черно-белую и цветную печать. Тираж эстампа может колебаться от нескольких экземпляров до тысяч (например, при цветной ксилографии).

Б) художественная репродукция –  «листовое изоиздание, воспроизводящее произведение изобразительного искусства или художественную фотографию» (ГОСТ7.60-2003). В отличие от эстампа репродукция – копия подлинного произведения искусства, в том числе оригинальной гравюры, полученная полиграфическими средствами. Большинство изданий этого типа дают более или менее приблизительное представление о подлиннике (уменьшенный размер, не всегда точная цветопередача), точная копия оригинального произведения, воспроизводящая не только цвет и размер, но и мельчайшие подробности фактуры, называется факсимильной репродукцией.

В) Художественная открытка – «открытка, одна сторона которой содержит изображение (рисунок, фотографию, художественную репродукцию), а другая может быть использована для текста, поясняющего  изображение, или письма (ГОСТ7.60-2003). Основные типы а)на основе характеристики самого изображения: «иллюстрированные» открытки, «репродукционные» открытки; б) по функции: массово-политический, научно-популярный, «для досуга»; в) по форме: одинарные карточки, двойного и тройного сложения, сложных конструкции, гиганты.

Г) Плакат – «листовое издание  в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или  обеих сторон листа, предназначенное  для экспонирования» (ГОСТ 7.60-2003). Одновременно – и вид графики, и отдельное  произведение искусства, выполненное  в агитационно-пропагандистских, рекламных, учебных и прочих целях.

Д) Прикладная (промышленная) графика - листовые изоиздания, предназначенные для кого-либо практического применения: художественные календари разных форм, календарные стенки (для отрывных календарей), издательские знаки, торговые марки, этикетки и т.д.

2. Альбом - «книжное и комплектное листовое изоиздание, имеющее, как правило, пояснительный текст» (ГОСТ). В составе изданий по искусству рассматриваются лишь художественные альбомы – «альбомы, в которых содержатся репродукции произведений искусства или оригинальные (авторские) графические работы». Специфика альбомов в том, что это издания книжного типа: изобразительный материал располагается в определенной последовательности, сопровождается обычно целостным литературным текстом и необходимым справочным аппаратом.

Типы альбомов:

-научные, решающие конкретные научные задачи, отличающиеся новизной, полнотой и оригинальностью как иллюстративного материала, так и сопровождающего литературного текста;

-научно-популярные, главной целью которых является  популяризация самих произведений  изобразительного искусства и  искусствоведческого знания среди  подготовленного читателя,

-популярные, преследующие цели популяризации  изобразительного искусства в  массовой аудитории. 

Разграничение обильно иллюстрированных искусствоведческих изданий и альбомов в роли, выполняемой  изобразительным материалом. В альбоме  – занимает главное место, литературный текст играет вспомогательную роль, поясняя изобразительный материал, связывая его в единое целое. В  искусствоведческом издании основное место занимает литературный текст.

Однако в  издательской практике существуют издания  по искусству, где литературный текст  и изобразительный материал равнозначны, несут разную информацию, взаимно  дополняя друг друга, образуя единое повествование. Такого рода издания  относятся к так называемому  «пограничному» виду – «книга-альбом»  и могут принадлежать к научному, научно-популярному и прочим типам.

Виды альбомов по составу изобразительных материалов:

- Персональные (итоговые, жанровые, тематические хронологические);

- Общие (работы  разных мастеров, объединенные принадлежностью  к стране, региону, эпохе, стилю,  школе, художественному сообществу  или собранию конкретного музея,  при этом сами произведения  могут принадлежать к разным  жанрам искусства).

3. Художественные иллюстрации в печатных изданиях – специфический (несамостоятельный) тип изданий изобразительной продукции (как репродукции различных произведений искусства, созданных ранее, так и произведения, подготовленные специально для данного издания), представляющий собой комплекс изобразительных материалов, помещаемых в качестве дополнения к литературному тексту в книгах и периодических изданиях.

Информация о работе Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ