Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести типологический анализ одной из отраслей репертуара, а именно изданий по искусству, отечественных издательств 20-30-х годов двадцатого века.
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, оригинальностью исторического периода, когда, с одной стороны, новая советская власть «оформляет» свое направление политики в том числе определяет роль книгоиздания и его состав, с другой – издательствам предоставляется относительная по сравнению с последующими годами свобода. На книжном рынке действуют не только государственные, но и частнокорпоративные организации. Следовательно, репертуар изданий по искусству представляется разнообразным не только по типо-видовой структуре, но и по составу и содержанию.

Содержание

Содержание.
Введение (цели, задачи, объект, предмет, актуальность, освещение в литературе).
I. Характеристика изданий по искусству, их типология и классификация.
II. Типологический анализ репертуара издательств.
1. Издательство «Аквилон»:
1.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
1.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства
1.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
1.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
1.2.3. Характеристика серийных изданий.
2. Издательство «Теакинопечать»:
2.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
2.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
2.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
2.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
2.2.3. Характеристика серийных изданий.
3. Издательство «Тритон»:
3.1.Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.
3.2. Типологическая характеристика изданий по искусству издательства.
3.2.1. Тематическая ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.
3.2.2. Типо-видовая структура репертуара.
3.2.3. Характеристика серийных изданий.
III. Особенности формирование репертуара изданий по искусству в книгоиздании 20-30-г годов ХХ века в России.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 332.54 Кб (Скачать)

Нотные  издания, «большую часть объема которых занимает нотная запись музыкального произведения» (ГОСТ 7.60.-2003) – специфичны тем, что «адресуются только подготовленному читателю, способному воспринимать язык музыки». (6;335).

Особенности исполнения и записи музыкальных  произведений, входящих в состав издания, формируют группы нотных изданий, которые  можно рассматривать в качестве видов.

По характеру  исполнения:

-издания  сценических произведений, т.е. для  исполнения в театре: опер, музыкальных  драм, оперетт, музыкальных комедий,  мюзиклов и балетов. 

-издания  инструментальных произведений: для  оркестра разных видов, камерных  произведений (сонат, для камерных, эстрадных, духовых ансамблей).

-издания  произведений для отдельных инструментов.

- издания  вокально-хоровых произведений

-смешанные  издания. 

По характеру  записи:

-партитура  – нотная запись многоголосого  музыкального произведения, в которой  сведены партии всех инструментов (голосов);

- дирекцион  - нотная запись многоголосого  музыкального произведения для  орестра меньшего состава (как правило, эстрадного),

- клавир  нотная запись переложения партитуры  для голоса и фортепиано\фортепиано.

- партия  – нотная запись произведения  для голоса или инструмента  соло.

По составу  музыкальных текстов:

- моноиздание;

- сборник  – вид издания, включающий  ряд музыкальных произведений  одного или нескольких авторов,  формируются по жанру, хронологии, теме и т.д.

- собрание  музыкальных произведений – вид  нотного издания, включающий музыкальные  произведения автора, подобранные  с полнотой, достаточной для общей  характеристики его творчества  в целом. Основные разновидности:  собрания избранных произведений, собрания музыкальных сочинений  и полные собрания сочинений  (все музыкальное и литературное  наследство композитора – законченные  и незаконченные музыкальные  произведения, их планы, наброски, редакции и варианты, а также  художественно-критические и прочие  литературные произведения, дневники, воспоминания, записки, письма и  пр.).

По целевому назначению:

- научный  – отражает результаты изучения  публикуемых музыкальных произведений, устанавливает канонический текст,  с максимально возможной точностью  передающий творческий замысел  автора. В состав нотных изданий  научного типа включаются варианты, редакции и прочие тексты, дающие  представление об истории создания  произведения, а также научно-справочный  аппарат – статьи, комментарии,  указатели.  Жанры:  моноиздания, сборники, полные собрания сочинений выдающихся отечественных композиторов.

- учебный – используется для обучения пению или игре на различных музыкальных инструментах, основными видами выступают «школы» игра на музыкальных инструментах, сборники диктантов, упражнений, этюдов, вокализов гамм, хрестоматии и самоучители. Читательский адрес– учащиеся и преподаватели специальных образовательных учреждений, а также лица, занимающиеся музыкальным самообразованием.

-концертный (исполнительский) –средство для исполнения музыкального произведения перед аудиторией, издания, как правило, не комментируются, но сопровождаются указаниями и пояснениями, касающимися исключительно исполнительской техники. Предназначены в основном для профессиональных музыкантов-исполнителей.

Существует  и типологический ряд, выделение  которого основано только на критерии читательского адреса:

- для специалистов: педагогов, музыковедов, композиторов, дирижеров, исполнителей-профессионалов,

- для учащихся  музыкальных учебных заведений:  школ, училищ, консерваторий, 

- издания  для любителей. 

 

Таким образом, мы рассмотрели существующую типологию  изданий литературы по искусству, в  которой отображены все виды, жанры  и их отличительные черты. Три  основных раздела представлены научным, научно-популярным, учебным и справочным типами изданий. Деление на три радела обусловлено различной знаковой природой  содержания и состава  массива всех изданий по искусству.

 

II. Типологический анализ репертуара  издательств. 

1. Издательство «Аквилон»:

1.1. Общая характеристика: история создания и развития, основные направления деятельности; структура; количественные показатели.

 

«Аквилон» в  настоящее время известно, прежде всего, библиофилам. Так, О.Л. Тараканова называет все эти книги «лучшими библиофильскими изданиями, выпускавшимися частными книгоиздательствами после  революции» (11;242) и считает, что издательство изначально специализировалось на выпуске собственно библиофильских изданий.

Итак, «Аквилон» - частное издательство, работавшее в Петрограде с сентября 1921 по 1 ноября 1924 года. Руководителем и организатором издательства был Ф.Ф. Нотгафт (1896-1942), ценитель искусства и коллекционер, юрист по образованию. Название имело подтекст. В римской мифологии Аквилон — северный ветер, летящий с быстротой орла. Этот образ часто встречается в русской поэзии первой половины XIX в.1 (5)

Несомненно, что название «Аквилон» в 1921 г. имело  дерзкий подтекст, заключая в себе мысль о той пушкинской тайной свободе. И на самом деле,  деятельность издательства неразрывно связана с послереволюционной деятельностью «Мира искусства».

Марку издательства выполнил М.В. Добужинский:

Издательство  выпускало иллюстрированные издания  русских классиков, серию книг «Беседы  по прикладному искусству», альбомы  гравюр. Всего издано около 25 книг, отличающихся высоким полиграфическим качеством. Наиболее значительные издания:

-«Белые ночи»  Ф.М. Достоевского, с иллюстрациями  М.В. Добужинского,

- «Штопальщик»  Н.С. Лескова с иллюстрациями  Б.М. Кустодиева,

- путевые  очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина  «Самаркандия»,

- альбом  А.П. Остроумовой-Лебедевой «Пейзажи  Павловска в деревянных гравюрах»,

- «Шесть  стихотворений» Н. А. Некрасова  в оформлении Б. М. Кустодиева

Как видим, к  работе привлекались значительные художники  своего времени, тем самым создавались  подлинные шедевры книжного искусства.

Книги «Аквилона», которых всего вышло 22 ((не считая нескольких рекламных проспектов и табеля-календаря на 1922 год), выпущены небольшими тиражами (в основном 500-1500 экземпляров) часть из которых именные и нумерованные), напечатаны на отличной бумаге (верже, мелованная и др.), отличаются высоким качеством полиграфического исполнения. Вскоре после выхода в свет почти все они становились предметом страстного библиофильского коллекционирования.

«Аквилон» прекратил  свое существование в 1924 г. (а фактически в 1923 году) по финансовым причинам.  Однако у него появился преемник в традициях книгоиздания – издательство «Радуга» (1923-1930), которое продолжало сотрудничать с художниками «Аквилона» и сохранять высокий уровень печати, применительно к детской литературе.

Редко какое  издательство, выпустившее столь  небольшое количество названий, оставляло такой яркий след в истории создания русской иллюстрированной книги.

Полный каталог  издательства, в связи с его  небольшим объемом, приведен в приложении к данной работе.

 

1.2. Типологическая характеристика  изданий по искусству издательства

1.2.1. Тематическая  ( родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.

 

9 из 22 изданий является изданиями по искусству. Среди них выделяются следующие тематические группы:

а) изобразительные  искусства в целом:

Радлов  Н.Э. О футуризме/Н.Радлов. – Петербург: Аквилон, 1923. (Книга русского и советского художника-графика, искусствоведа, педагога о новейших течениях в искусстве, объединенных им словом «футуризм», негативная и противоречивая оценка данного течения).

б) живопись:

Бенуа А. Версаль: [Альбом]. – Петербург: Аквилон, 1922. (двадцать шесть пейзажей, которым предшествовал очерк Бенуа - воспоминание о днях, проведенных в Версальских садах).

«Русь». Русские типы Б.М. Кустодиева/ [Слово – Евгения Замятина]. – Петербург: Аквилон, 1923. -1000 нум. экз. (Альбом включает 23 акварели, выполненные еще в 1919—1920 годах, с предисловием).

в) графика:

Воинов  В. Гравюры на дереве: 1922-1923/ Всеволод Воинов.- Петербург: Аквилон, 1923. -600  нум. экз. (24 страницы гравюр).

Остроумова-Лебедева А.П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. - Петербург: Аквилон, 1923. – 800 экз. (8 страниц текста и 20 листов иллюстраций (ксилографии)).

г) декоративно-прикладное искусство:

Вейнер П.П. О бронзе/Вейнер. - Петербург: Аквилон, 1923. – (Беседы о прикладном искусстве). – 1000 экз.

Кубе  А.Н. Венецианское стекло/Кубе. - Петербург: Аквилон, 1923. – (Беседы по прикладному искусству). – 1000 экз.

д) автобиографические заметки деятелей искусства:

Добужинский М. Воспоминания об Италии. Рисунки автора/Михаил Добужинский. - Петербург: Аквилон, 1923. – 68 с.: ил. – 1000 экз.

Петров-Водкин К.С. Самаркандия: Из путевых набросков 1921 года/К.Петров-Водкин. - Петербург: Аквилон, 1923. – 52с.: ил. -1000 экз.

Жанровая  структура репертуара изданий по искусству «Аквилона» складывается из следующих элементов:

а) альбом:

Бенуа А. Версаль: [Альбом]. – Петербург: Аквилон, 1922.

«Русь». Русские типы Б.М. Кустодиева/ [Слово – Евгения Замятина]. – Петербург: Аквилон, 1923.

Воинов  В. Гравюры на дереве: 1922-1923/ Всеволод Воинов.- Петербург: Аквилон, 1923.

Остроумова-Лебедева А.П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. - Петербург: Аквилон, 1923.

б) беседа:

Вейнер П.П. О бронзе. - Петербург: Аквилон, 1923. – (Беседы о прикладном искусстве).

Кубе  А.Н. Венецианское стекло. - Петербург: Аквилон, 1923. – (Беседы по прикладному  искусству).

в) монография:

Радлов  Н.Э. О футуризме/Н.Радлов. – Петербург: Аквилон, 1923.

г) мемуары:

Добужинский М. Воспоминания об Италии. Рисунки автора/Михаил Добужинский. - Петербург: Аквилон, 1923. – 68 с.: ил. – 1000 экз.

Петров-Водкин К.С. Самаркандия: Из путевых набросков 1921 года/К.Петров-Водкин. - Петербург: Аквилон, 1923. – 52с.: ил. -1000 экз.

Таким образом, несмотря на столь малое количество названий, репертуар издательства «Аквилон»  представляет собой довольно красочную  картину по жанровым признакам. Наиболее популярным жанром становится альбом.

Тематика  ограничена в основном изобразительными искусствами: живописью, графикой. Начата серия научно-популярных искусствоведческих монографий «Беседы о прикладном искусстве».

 

      1. Типо-видовая структура репертуара.

 

Как мы знаем, три основных раздела изданий  по искусству – искусствоведческой литературы, произведений художественной издания художественной изобразительной продукции и нотные издания. В репертуаре издательства «Аквилон» представлены два из этих раздела, исключая нотные издания.

Среди искусствоведческой литературы представлен только один тип – научно-популярный. Этот тип  представлен двумя жанрами –  беседы и мемуары художников. Данные книги соответствуют всем признакам научно-популярных изданий:

- они обильно  иллюстрированы (11 листов иллюстраций  в «О бронзе», 12 отдельных листов и более мелкие в основном тексте в «Венецианское стекло», путевые заметки Добужинского и Петрова-Водкина также снабжены иллюстрациями);

- жанры «беседы»  и «биографические очерки», «мемуары»  являются традиционно научно-популярным, так как он предполагает такую  степень доступности изложения,  которая может быть понятна  и читателю-неспециалисту, а интересующемуся  темой; 

- объем книг  небольшой, язык простой. 

Особое место  занимает в этой структуре книга  «О футуризме», так как она содержит искусствоведческие взгляды авторитета в этой отрасли. На наш взгляд, этот тип пограничный между научным и научно-популярным. В книге изложен материал, имеющий (на тот момент времени) определенную научную оригинальность и новизну, отражающий современное состояние искусства, одновременно, в книге отчетливо видна субъективная эмоциональная оценка. Читательский адрес работы – явно искусствоведы и деятели искусства.

Среди изоизданий мы находим в репертуаре «Аквилона» научно-популярные альбомы, главной целью которых является популяризация самих произведений изобразительного искусства и искусствоведческого знания среди подготовленного читателя. Данные альбомы нельзя назвать ни массовыми, ни научными, так как, во-первых, все издания «Аквилона» изначально не могли быть массовыми из-за своего исполнения и тиража, а во-вторых, они не преследуют никаких научных задач. Их могут просматривать подготовленные читатели, имеющие определенный уровень образования и эстетического вкуса.

Виды альбомов по составу изобразительных материалов:

- Персональные:

Бенуа А. Версаль: [Альбом]/Бенуа. – Петербург: Аквилон, 1922. (итоговый)

«Русь». Русские типы Б.М. Кустодиева/ [Слово – Евгения Замятина]. – Петербург: Аквилон, 1923.(тематический)

Воинов  В. Гравюры на дереве: 1922-1923/ Всеволод Воинов.- Петербург: Аквилон, 1923. (хронологический)

Остроумова-Лебедева А.П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. - Петербург: Аквилон, 1923. (тематический)

 

 

      1. Характеристика серийных изданий.

 

«Аквилон» начало только одну научно-популярную серию  о декоративно-прикладном искусстве: «Беседы о прикладном искусстве», успев выпустить только две книги. Эти издания достаточно охарактеризованы нами в предыдущих главах.  Они обильно иллюстрированы, изложены в форме «беседы», объединены одним видом искусства тематически.

***

Проанализировав типо-видовую структуру репертуара издательства «Аквилон», мы видим, что главная цель, поставленная Нотгафтом, – популяризировать искусство и искусствоведческое знание среди образованных и имеющих достаток людей, в том числе (а скорее всего, в первую очередь) библиофилов. От изданий издательства веет чистотой и аполитичностью, избирательностью и тонким вкусом.

Информация о работе Издания по искусству в репертуаре издательств «Аквилон», «Теакинопечать», «Тритон» (20-30-е гг ХХ века). Типологический анализ