Карнавальный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Использование карнавала как формы праздничной культуры получило широкое распространение при организации массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.

Содержание

1. Сущность, значение и функции карнавала.История.
2. Основные тенденции развития карнавала в мире.
3. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации. Опыт работы.

Работа содержит 1 файл

Карнавальный туризм.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

                                            

ПЛАН: 

1. Сущность, значение  и функции карнавала.История.

2. Основные тенденции  развития карнавала в мире.

3. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации. Опыт работы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использование карнавала как  формы праздничной  культуры получило широкое  распространение  при организации  массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах. 

1. Сущность, значение  и функции карнавала  как объекта туризма

Приступая к  анализу понятия карнавала, мы должны отметить, что его происхождение до конца не выяснено, этимология самого слова также неясна. Большинство исследователей сходится на том, что древний пра-карнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Слово «карнавал» состоит, по одной из версий, происходит от латинского carrus navalis -- так называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в бронзовом веке возили в праздники идолов плодородия. По другой версии, слово «карнавал» состоит из двух латинских корней - carno (мясо) и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост.

Главным прототипом современных карнавалов считаются  древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. Разница между рабом и господином на время стиралась - рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, возродилась в европейских карнавалах, родиной которых стала Венеция. В большинстве католических стран карнавал приходится на время, предшествующее Великому посту, о чем свидетельствует определение карнавала «Словаря Брокгауза и Ефрона»: «Карнавал - в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста, но обыкновенно карнавалом называют лишь последние 7-10 дней перед Чистой средой, сопровождающиеся в романских странах народными празднествами, процессиями, маскарадами и пр.». В различных словарях и энциклопедиях карнавал определяется практически однозначно как вид народного праздника (гуляния) под открытым небом, сопровождающийся танцами, театрализованными играми, маскарадами, шествиями.

Я бы хотел также уточнить соотношение понятий «карнавал» и «маскарад», которые достаточно часто упоминаются синонимично. Слово «маскарад» происходит от итальянского «mascherata», означающего бал, собрание людей, одетых в маски . Судя по определению карнавала, маскарад может быть его частью, т.е. определение карнавала шире и включает в себя понятие маскарада. Таким образом, карнавал как вид народного праздника, включающет в себя следующие основные элементы: танцы, театрализованные игры, маскарады, шествия и т.п.

В современной  литературе описания карнавалов часто  встречаются в публицистике и рекламных изданиях, что позволяет сделать вывод о том, что карнавал является и устойчивым объектом культуры, и весьма привлекательным и, соответственно, доходным объектом туристического бизнеса.

Постараемся выяснить, почему карнавал является настолько  популярным явлением. Когда народ выходит на карнавальную площадь, он прощается со всем мирским перед долгим постом, и все основные оппозиции христианской культуры и все бытовые представления меняются местами. Королем карнавала становится нищий или дурак, трикстер (герой анекдота), и ему воздают королевские почести. Назначается также карнавальный епископ, и кощунственно оскверняются христианские святыни. Верх становится низом, меняются местами мужское и женское (мужчины надевают маски женщин и наоборот). Вместо благочестивых слов слышится сквернословие, площадная брань. Меняются местами сами противопоставления жизни и смерти. В основе всех этих событий - основанная на аграрном культе символическая смерть зерна, которое, чтобы дать плод, должно быть погребенным в землю. Так же и все остальное, чтобы очиститься и возродиться, должно сначала «умереть», поменяться местами. 

Идея инверсии реализуется в карнавальной игре, в которой, в отличие от театрализованного  действа, участвуют сами зрители, которые  в итоге перестают быть зрителями в исходном смысле этого слова. «…В карнавале сама жизнь играет, разыгрывая - без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики - другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах».

Реальная жизнь  ставит огромное количество как индивидуальных, так и социальных препятствий  для успешной коммуникации. Индивидуальные - понятны: антипатию могут вызывать внешность собеседника, его стиль  одежды, манера поведения и т. п. Социальные препятствия еще более многочисленны: большая разница в возрасте, социальном статусе, национальные предубеждения и пр. Препятствовать общению могут просто обстоятельства встречи. Наконец, существуют нормы поведения, регламентирующие общение. Карнавал же является неким виртуальным социумом, который позволяет человеку перейти в иное состояние, попасть в среду карнавальности и игры и дает возможность сотворить и проявить себя в ином качестве, «умереть», чтобы вновь возродиться и, в конечном итоге, реализовывать и развивать себя как личность . Карнавальный костюм и маска помогают приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым, являться инкогнито в межличностном, а где-то и безличностном общении. В маске можно вести себя вольно и даже вызывающе, забыв светские условности. Маска характеризует право участника карнавала быть неузнаваемым.

Если официальные  праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего  миропорядка, освещали торжество уже  победившей, господствующей, непререкаемой «правды», то карнавал был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами: в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала «в сферу утопической свободы».

Итак, карнавал очень важен как некое психотерапевтическое явление, с помощью которого человек, приняв на себя определенный образ (маску, костюм), получает свободу в выражении эмоций, что способствует снятию стресса и разрешению личностных проблем. Карнавал можно назвать «процедурой излечения праздником»  .

Итак, мы определили степень значимости карнавала для  человека как личности, нуждающейся в самореализации. Поскольку данная потребность - одна из основных, то, с точки зрения туристического бизнеса, карнавал является весьма прибыльным направлением. Но, кроме удовлетворения личностных и социальных потребностей, карнавал может также являться эффективным средством формирования имиджа, как отдельного населенного пункта, так и страны в целом, что в итоге способствует привлечению культурного туризма.

Значение и  функции карнавала:

Во-первых, карнавал может выступать средой, в которой  человек реализуется, удовлетворяет потребность в общении, а также снимает напряжение, вызванное личностными, социальными или политическими проблемами.

Во-вторых, карнавал способствует формированию имиджа, бренда того региона, где он проводится, что способствует развитию туризма в регионе. 

2.Основные  тенденции развития карнавала в мире

Карнавальное  движение в мире переживает сегодня  подлинный ренессанс: карнавалы  появляются даже в таких "некарнавальных" странах, как например, Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям - европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием негро-африканской культуры).

Собственно европейский  карнавал возник из слияния римских  и германских обычаев. Постепенно карнавал "забывал" свои корни и превращался  в традиционный праздник радости от встречи весны. Карнавал повсюду в Европе стал предшествовать главному годовому посту-периоду покаяния и голодания. И прежде, чем наступала эта долгая полоса лишений, народ пользовался случаем, чтобы устроить пиршество и вдоволь повеселиться.

В период средневековья  под давлением духа аскетизма  карнавальные традиции получили наиболее яркое развитие и выражение в народной культуре. Позже европейцы, расселившись по миру, привезли карнавал практически на все континенты планеты, и местные жители с удовольствием эту традицию переняли. 

Европейский карнавал зародился в Италии. Много столетий карнавал, народный праздник под открытым небом, сопровождающийся многочисленными маскарадами, театрализованными играми, торжественными уличными шествиями, является лучшей традицией итальянского народа.

Карнавал в  Венеции является одним из самых  знаменитых карнавалов в мире. Ежегодно со всего мира сюда съезжаются более 500.000 тысяч поклонников венецианского праздника. В отличие от других мест венецианский карнавал полностью охватывает весь город. Разноцветная праздничная толпа заполняет узкие улицы и просторные площади. Карнавал уходит своими корнями в глубокое прошлое. Ещё в 1296 году Сенат Венецианской Республики провозгласил праздничным днём последний день перед Великим Постом . Таким образом, он становится публичным праздником.

Расцвета венецианские карнавалы достигли в 18 веке. Тогда  они были не только главным событием года, но и смыслом существования. Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Открывались сотни игорных домов, где проигрывались огромные состояния и где изменяли законным мужьям и женам неизвестные "маски". Не совершить грехопадение в карнавальные дни и ночи, когда даже церковь становилась менее суровой, было просто неприличным. А потом начались революции, и праздник почти забылся. Двести лет Венеция жила без карнавалов, и только в 1980 году они возобновились.

В наши дни он празднуется около двух недель. На городских площадях проводятся "исторические" концерты, устраиваются фейерверки. В эти дни можно смешаться с праздничной толпой и полюбоваться на неповторимые костюмы и маски. Музыка и вино льются рекой. В театрах ставятся спектакли на тему карнавала. В старинных дворцах города даются бал-маскарады для элитной публики.

Карнавал в  Виареджо не менее знаменит, чем  венецианский, и славится тем, что  он самый красочный и смешной. Главной его достопримечательностью являются платформы с куклами-гигантами  из папье-маше. Во Флоренции и Вероне также разворачиваются праздничные  события - это карнавальный поезд, бал-маскарад, живые концерты и театрализованные представления.

Впоследствии, карнавал распространился по всей католической Европе, пришел во Францию, Испанию, Португалию.

Впервые французский  карнавал упомянут в 1294 году в восторженном восклицании Графа Прованса Шарля Анжуйского "Ах! Эти счастливые дни Карнавала Ниццы...". Несколько веков карнавал был стихийным, пока в 1873 житель Ниццы по имени Andriot Saetone не взял на себя инициативу организовать Комитет Праздника. Празднование стало проходить под руководством муниципалитета, и в отличие от фривольной Венеции, карнавал в Ницце стал практически "семейным". Благодаря энтузиазму Andriot Saetone каждый карнавал с тех пор имеет собственную тематику. Например, праздник 1953 года назывался "Король цирка", в 57 году - "Король Гастрономии", в 64 - "Король Танца", в 90 - "Король Смеха", в 97 - "Король Спорта". Из карнавального "графика" выпали только несколько лет Второй мировой войны и 1991 год, время столкновения в Персидском заливе.

Карнавал проходит в феврале-марте, его гостями становится более миллиона туристов. Фестиваль  начинается с торжественного Появления  Короля и выбора Королевы - эти мероприятия  традиционно открывают карнавал. Это настоящее средневековое представление с костюмами, доспехами, всадниками на лошадях, волками и хищными птицами. Особая церемония праздника - Цветочные Баталии, которые можно наблюдать почти каждый карнавальный день на Английской набережной.

Не менее впечатляющими  являются также иллюминированные карнавальные шествия. Каждый вечер 150 000 ламп освещают центр города и площадь Массена. На площади воздвигают множество  трибун, а дома закрывают гигантскими  расписными панно. В определенное время  со стороны улицы начинается шествие  красочных кортежей с "огромными  головами" - так называют традиционные карнавальные фигуры, которые торжественно "восседают" на кортежах. Возглавляет шествие всегда огромная фигура короля карнавала, а каждый кортеж тем или иным способом обыгрывает тему праздника. Кстати, несмотря на то, что шествие сейчас гораздо более механизировано, чем раньше, технология изготовления кукол из папье-маше осталась такой же, как несколько веков назад: большие куски бумаги отмачивают в специальных баках, наклеивают друг на друга и формируют из них карнавальную фигуру. Затем к работе приступают художники и костюмеры, создавая "головам" колоритные лица и забавные костюмы. Каждая из этих кукол, главных героев Карнавала, может весить до 2 тонн и возвышаться над повозками на 8-12 метров. И чтобы понаблюдать за этим феерическим зрелищем, вам придется заплатить 20 евро за сидячее место на трибуне или 10 за стоячее. Бесплатно пускают детей до восьми лет, и участников шествия при наличии карнавальных костюмов.  

Информация о работе Карнавальный туризм