Деловой туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:11, реферат

Описание работы

Деловой туризм - понятие обширное. Наиболее емко специфику этого вида туризма передает аббревиатура "MICE", образованная первыми буквами английских слов: M - мeetings (встречи), I - incentives (стимулирующие или поощрительные поездки), C - сongresses (конгрессы) и E - еxibitions (выставки).

Работа содержит 1 файл

Деловой туризм.docx

— 25.66 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Российская  международная академия туризма

Карельский  институт туризма 
 
 
 
 

«ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ» 
 
 
 
 

Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнил студент

                                                                               Литвинова Д. В.

                                                                               Специализация:

                                                                              «Менеджмент туризма»

                                                                               Специальность:

                                                                               «Менеджмент организации»

                                                                               Преподаватель:

                                                                              к.п.н.  Хуусконен Н. М  
 
 
 
 
 
 

Петрозаводск

2009 

 

Деловой туризм 

Деловой туризм - понятие обширное. Наиболее емко специфику этого вида туризма передает аббревиатура "MICE",  образованная первыми буквами английских слов: M - мeetings (встречи), I - incentives (стимулирующие или поощрительные поездки), C - сongresses (конгрессы) и E - еxibitions (выставки).

Хоть  на первый взгляд кажется, что у делового туризма не может быть истории, так  как это современный вид туризма, я бы поспорила. Добрая половина знаменитых арабских сказок посвящена описанию путешествий купца Синдбада. А кто проложил путь из Варяг в Греки и Великий Шелковый Путь? Кто сделал Великие географические открытия? Зачем отправлялись в путь Марко Поло и Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб и многие-многие тысячи других энергичных и отважных представителей человеческого рода? Мы привычно называем их искателями приключений, но не надо забывать, что большинство из них отравлялись в путь для достижения конкретной цели: они совершали самые настоящие деловые поездки.

В наше время каждый четвертый из десятков миллионов человек, ежедневно покидающих свой дом, чтобы отправиться в  поездки - ближние и дальние, краткосрочные  и длительные, - делает это по служебной  надобности. И весь огромный сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым  туризмом. Деловой туризм играет важнейшую  роль в развитии национальной экономики  любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок.

Любопытно, что в английском языке, который  является международным языком не только бизнеса, но и туризма, термин tourism в  сфере делового туризма не применяется. Для этого существует отдельное  понятие - "business travel".

Деловой туризм очень многогранен. Свыше 73% его объема составляют корпоративные  поездки (так называемый "corporate travel") - как индивидуальные деловые поездки, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми  корпорациями. Сюда же относятся и  инсентив-туры (от английского слова "incentive" - "стимул") - поездки, организуемые компаниями в целях  мотивации сотрудников, занятых  в основном продвижением и продажей производимого этой компанией товара.

Поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций, составляют около 16% рынка  делового туризма.

И, наконец, 11% объема делового туризма занимают поездки с целью посещения  торгово-промышленных выставок, ярмарок  и участия в их работе.

С каждым годом деловые, культурные и научные  связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль. Развитие национальной экономики  и интеграция ее в мировой рынок  тоже немыслимы без развития сферы  делового туризма.

Деловая коммуникация, обмен технологиями и  информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение  компаний через PR- акции, обучение персонала  и внедрение корпоративной культуры - все это деловой туризм, как  неожиданно бы это не звучало. А еще, деловой туризм - это один из ресурсов интеграции и развития компаний, через  участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование. Деловой  туризм - это одно из важнейших условий  успешного бизнеса.

Глобализация  мировой экономики и связанная  с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично  развивающихся отраслей мирового хозяйства, что позволило признать его экономическим  феноменом ХХ столетия.

Ожидается, что и в наступившем веке его  роль будет расти. По мнению зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных  деловых поездок возрастет в  три раза - с 564 млн. до 1, 6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора  увеличится в 5 раз - с 400 млрд. долларов США до 2,0 трлн. А по сведениям  американской организации "Круглый  стол делового туризма", увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.

Стоит отметить, что ежедневные расходы  совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают  затраты обычного туриста. И при  этом, как показывают маркетинговые  исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых  экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает  свои объемы.

В качестве примера можно привести такие  актуальные события, как межнациональные  конфликты. Чем опаснее ситуация, тем более активные меры принимаются  для ее ликвидации - проводятся политические переговоры и консультации; в "горячую  точку" направляются международные  наблюдатели и гуманитарные миссии. При этом, естественно, об обычных  туристических поездках в опасный  регион нет и речи.

Необходимость организации и обслуживания как  корпоративных поездок, так и  многочисленных мероприятий в сфере  делового туризма послужили причиной создания мощной индустрии услуг. Инфраструктура делового туризма включает выставочные  и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса. 

Деловой туризм в России. 

Западные  компании давно освоили такой  вид проведения мероприятий как  бизнес-туризм. Выездные конференции, семинары, тренинги - прекрасная возможность  совместить приятное с полезным. Это  не только способ принятия бизнес-решений, проведения обучения персонала, установление деловых связей, но и способ укрепить корпоративный дух команды, инициировать неформальное общение между членами  коллектива, да и просто поднять  настроение участникам. Российские бизнесмены, оглядываясь на западных коллег, тоже начинают задумываться о возможностях делового туризма. Вот только возможностей этих пока маловато. 

Само  понятие Business Travel, или «деловой туризм (бизнес туризм)» — даже по международным  меркам достаточно новое. Как о самостоятельном  и высокодоходном виде туризма о  нем заговорили в Европе и США  в 70-80-е годы XX века. На российском рынке  этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на бизнес туризме, достаточно компактен. Причем практически все  компании ориентированы на организацию  деловых поездок за рубеж. 

Пока  российские туроператоры настроены  скептически. Деловой туризм как  отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Турфирмы ориентируются в первую очередь на запросы потребителей. Они могут предоставить деловой  тур или организовать коллективный выезд в рамках направления "индивидуальный туризм", но как отдельный вид  туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно.

В создании инфраструктуры въездного бизнес-туризма  в нашей стране в последние  годы делаются определенные шаги - в  Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и  выставочные организации, расширяется  календарь конгрессов, форумов и  иных деловых мероприятий. Эта тенденция  легко объяснима - за последние годы бизнес-туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой  туриндустрии. 

В нашей  стране, по мнению экспертов, картина  несколько иная. Популярность поездок  на выставки очень высока, а, например, доля "чистого" инсентива практически  равна нулю. При этом, если в мировом  тур-потоке доля бизнес-туристов составляет 25-30%, то в России - менее 20%. В то же время абсолютно другое распределение  демонстрируют Москва и С.-Петербург, где во въездном потоке доля бизнесменов  приближается к 60%.

Примерно  половина всех зарубежных гостей столицы  приходится на приехавших с деловыми целями. В 2002 году их было около 1 млн. человек. Объемы международных контактов, связывающих  Россию с зарубежными странами, постоянно  растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается  строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс-отелей (как  правило, категорий 4* и выше).

Компании, специализирующиеся в области конгрессного и выставочного туризма, предлагают наиболее выгодные условия участия в соответствующих мероприятиях, могут сами организовать конференцию, семинар, презентацию и т. д. по заказу профильных предпринимательских, научных, государственных и других организаций. Речь идет о мероприятиях, проводимых как в России, так и за рубежом. Равно как и в случае с другой важной составляющей делового туризма, - обеспечением деловых поездок или как у нас их принято называть командировок. Речь идет о бронировании гостиниц, авиа и ж/д билетов, прокате автомобилей, организации встреч, приемов и сопутствующих деловой программе поездки мероприятий развлекательного, оздоровительного, экскурсионного и иного характера. Задачи туристской компании в этом случае могут варьироваться от простого бронирования отдельных услуг, до выполнения заказа на сложную, насыщенную мероприятиями программу деловой поездки. Заказ на нее может быть индивидуальным. Но, как правило, компании, работающие в индустрии MICE, их еще называют "business travel agency", обеспечивают и корпоративное обслуживание сотрудников  предприятий, учреждений и организаций по заключенным договорам. Преимущества такого обслуживания заключаются в оптимизации цены и качества обслуживания за счет специализации таких компаний и их сильных позиций на рынке агентских продаж пассажирских перевозок,  бронирования гостиниц, помещений для проведения конгрессных мероприятий и выставочных площадей. 
Так называемые "инсентив туры", давно практикуемые за рубежом и  пользующиеся все большей популярностью в России, предполагают не только корпоративный отдых как форму поощрения, но и решение такой важной задачи внутрифирменного управления как сплочение членов  трудового коллектива  или партнеров по бизнесу, формирование из них единой команды, нацеленной на решение общих задач. Это  является важным конкурентным преимуществом для любой компании. При организации таких поездок часто используются современные технологии team building, которые реализуются в рамках самых различных программ, начиная от  корпоративных праздничных мероприятий на выезде до совместных   спортивных и приключенческих туров высокой категории сложности.

Среди основных игроков рынка - ВАО "Интурист", КМР Group, "Эпик трэвел", ВТI, UTS, "Элиос  тревел", Concord, "Компания МОСКО", "Академсервис ДМС", "Спутник  Тревел Клаб", "Бизнес-центр Планета  Тур", а также представительства  крупных западных сетевых концернов American Express, Rosenbluth, Euro Lloyd, Carlson Wagonlit. Отдельный  сектор составляют компании, специализирующиеся на бронировании билетов и отелей для бизнес-поездок - "Аэро Клуб", "Инна Тур", Andrews Travel House, Infinity Travel и  др.

Деловой туризм в России начинает только развиваться и становиться популярным, но уже сейчас есть туроператоры, специализирующиеся на организации этого вида туризма. 

Самой крупной компанией на этом рынке является туроператор «Мономакс». Компания «Мономакс» была основана в Санкт-Петербурге в 1991 году, первоначально, как оператор въездного туризма. Но по ходу своего развития компания стала профессиональным организатором конференций и деловых встреч.

Компания может предложить вам:

Секретариат конференции:

- планирование бюджета (расчет регистрационных взносов, формирование сметы на приглашенных докладчиков, финансовые и статистические отчеты);

- регистрация участников на сайте (он-лайн регистрация, создание сайта конференции, подготовка к печати и изготовление именных бэджей участников);

- организация выставок при конференции;

- печатная продукция, портфели участников;

- координация в ходе конференции;

Туристская логистика:

- бронирование и размещение участников. Визовая поддержка;

- аренда конференц – зала;

- аренда конференц  – оборудования

- экскурсионная  и культурная программа

- банкеты, фуршеты,  кофе-брейки 

 

География делового туризма. 

Территориальное распределение деловых поездок характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристских потоков со служебными целями направляется в Европу. В структуре деловых поездок на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, инсентив - туры для служащих фирм.

Занимая первое место в мире по количеству прибытий и расходам на деловой туризм, Европа постепенно утрачивает лидирующие позиции  на этом сегменте туристского рынка. По темпам роста делового туризма  она отстает от других регионов мира, причем разрыв между ними увеличивается. Особенно наглядно эта тенденция  проявилась в начале 90-х годов. В  условиях экономического спада компании перешли к политике жесткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок  в одну, вводили усовершенствованные  системы связи для решения  большинства вопросов на месте, бронировали  недорогие средства размещения и  приобретали авиабилеты со скидкой. В отличие от европейских американские фирмы продолжали наращивать объемы финансирования. Несмотря на нестабильное экономическое положение, они увеличивали  расходы на деловую часть поездки, экономя на организации отдыха и  развлечений бизнесменов.

Информация о работе Деловой туризм