Деловой туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Сегодня миграция, связанная с работой и ведением бизнеса, достигает колоссальных масштабов. Поэтому большую популярность с каждым годом набирает индустрия делового туризма. Такой вид туризма является одним из важных факторов, влияющих не только на развитие собственного бизнеса, но и на экономическое развитие страны, и на мировую политику и экономику в целом.

Работа содержит 1 файл

Деловой туризм главная.docx

— 25.96 Кб (Скачать)

Сегодня миграция, связанная  с работой и ведением бизнеса, достигает колоссальных масштабов. Поэтому большую популярность с  каждым годом набирает индустрия делового туризма. Такой вид туризма является одним из важных факторов, влияющих не только на развитие собственного бизнеса, но и на экономическое развитие страны, и на мировую политику и экономику в целом.

Прежде чем говорить о  развитии делового туризма в России, следует выяснить, что же это за вид туризма. Экономический словарь дает следующее определение: деловой туризм – это поездки (командировки) сотрудников компаний с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий. Роб Девидсон в своей книге описал это понятие следующим образом: «Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе». Деловой туризм объединяет корпоративную трэвел-индустрию и индустрию встреч (MICE). Бизнес-туризм включает собственно деловые поездки (командировки) бизнесменов и предпринимателей, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм, проведение событийных мероприятий.

В Российской Федерации деловой туризм – совсем новейшее явление. В российской экономико-географической науке явление делового туризма практически не изучено.

С учетом интенсивной положительной  динамики делового туризма в России, высокой доходности для государственного бюджета от этой отрасли, а также стихийного пока характера ее развития в РФ, существует острая необходимость научного исследования отечественного делового туризма.

В нашей стране развитие делового туризма началось в начале 1990-х гг. В период 1995-1997 гг. активно продолжал развиваться. С одной стороны оказывал благотворное влияние на развитие тех или иных сегментов рынка1: предприятия налаживали системы сбыта, расширяли дилерские сети и завязывали новые контакты, а потребители получали уникальную возможность познакомиться с широким спектром новой продукции. С другой, августовский кризис 1998 года на несколько лет отбросил развитие делового туризма. Масштабы всех поездок резко сократились, а их количество уменьшилось в несколько раз. Дефолт ярко проявил ситуацию в этой сфере, поставив крест на неактуальных и неэффективных мероприятиях, но дав второе дыхание наиболее жизнеспособным.

В настоящее время ситуация в России стабилизируется. Развитие делового туризма вышло на новый исторической виток и нашу страну лихорадит выставочный бум. Однако сейчас пик активности приходится на Москву, а собственно процесс развития выставочных проектов идет по пути концептуализации мероприятий.

Деловой туризм в России имеет четко определенную региональную специфику. Основная доля деловых поездок  и мероприятий приходится на две столицы, Москву и Санкт-Петербург, и некоторые крупные промышленно-экономические центры Урала, Сибири и центральной части России. Выезд российских граждан за границу с деловой целью осуществляются в основном в страны дальнего зарубежья. Въезд иностранных граждан в Россию со служебными целями в среднем составляет  3, 2 млн. прибытий в год.

В настоящее время развитие делового туризма в России ограничено целым рядом факторов. Отсутствие необходимой инфраструктуры в стране становится острее с каждым годом. Не хватает гостиниц экономического и среднего класса (уровня 3-4 звезд), отвечающих международным стандартам. Уже шестой год подряд Москва занимает первое место по самым дорогим в мире отелям в сегменте бизнес-класса2. Так же большинство  гостиниц на периферии не соответствуют по уровню комфорта даже одной звезде согласно требованиям действующих стандартов. Не решена так же транспортно-дорожная проблема, что парализует движение в течение всего рабочего дня3.

Криминальная обстановка в стране также оставляет желать лучшего. До сих пор у зарубежных гостей есть ощущение, что в стране достаточно опасно находиться и есть риск попасть в неприятную ситуацию. Все это, конечно, сдерживает поток клиентов из Европы и Америки.

Кроме того, круг отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на бизнес-туризме, достаточно ограничен. Причем практически все компании ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж. Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Туристские фирмы ориентируются в первую очередь на запросы потребителей.4 Они могут предоставить деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления «индивидуальный туризм», но как отдельный вид туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно. 

Еще одной проблемой является то, что немногие российские компании могут позволить себе дорогостоящие  корпоративные выезды. В основном организуются разовые деловые поездки  в страны, где работают основные партнеры компании.

Немаловажным отрицательным  фактором является отсутствие соответствующей  статистики. В России подсчет деловых  туристов ведётся на основе информации заграничных источников.

Тем не менее, несмотря на те или иные проблемы, деловой туризм в России имеет перспективы для своего развития.

В связи с выходом российского бизнеса на более высокие рыночные позиции все чаще возникает необходимость в оптимизации и интенсификации деловых, научных и культурных связей. В этом контексте бизнес-туризм, как одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, призван способствовать расширению сферы бизнес-контактов, развитию экономического потенциала России и её интеграции в мировое сообщество5.

В создании инфраструктуры въездного бизнес-туризма в нашей стране в последние годы делаются определенные шаги. Например,  в областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий. Эта тенденция легко объяснима: за последние годы бизнес-туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туристской индустрии.

Как и во всем мире, в России все чаще деловой туризм воспринимается как необходимый компонент инфраструктуры рынка: с одной стороны – форма развития коммуникаций, а с другой  – обратная связь с потребителем. Кроме того, с помощью выставок и конференций предоставляется уникальная возможность оценить конкурентов, определить свое положение на рынке, опробовать новинку и т.д.

Кроме того, в пользу деловых поездок говорит и динамика развития нашей страны. Говорят, не побываешь в Париже полгода и найдешь все на своем месте, а если уедешь на две недели из России, то рискуешь не узнать родную улицу. Ни в одной стране структура рыночных предпочтений не меняется так быстро6.

К тому же в России проводится не только множество крупных международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и ярмарки для самого широкого круга посетителей. Они собирают массу специалистов из России и зарубежа.     В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов. При необходимости туристические фирмы предоставляют своим клиентам-бизнесменам не только стандартные (транспорт, размещение, питание, экскурсии), но и специфические услуги (сбор информации о потенциальном партнере, перевод на другой язык документов, организация встреч). Часто с бизнесменами приезжают члены их семей. Им туристская компания организовывает индивидуальные программы отдыха и экскурсий.

Анализ данных показал, что  и на въездном, и на выездном рынках наблюдается дальнейший рост потоков.

Объемы международных  контактов, связывающих Россию с  зарубежными странами, постоянно  растут. Поэтому приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается  строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс-отелей. Во многих крупных промышленных и культурных центрах (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах) с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес - и конгресс-туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.

Итак, в России существуют серьезные предпосылки для развития делового туризма,  происходит интенсивное вовлечение нашей страны в эту сферу. В течение последнего десятилетия деловой туризм в России развивается с высокой положительной динамикой. Если в 2005 г. Росстат зарегистрировал 3,2 млн. прибытий иностранных туристов со служебными целями (14,4% общего въездного потока) и 2,4 млн. деловых поездок российских граждан за границу (8,4% общего выездного потока), то уже в 2010 г. зарегистрировано 4, 4 млн. прибытий иностранных граждан в Россию со служебными целями (19, 7% общего въездного потока).

В целях развития делового туризма в России необходимо:

- активизировать государственную  политику в области делового (особенно  въездного) туризма. Разработать  комплексный план мероприятий  по созданию и продвижению  на рынок как положительного образа России, так и туристского продукта для делового потребителя;

- создать законодательную  базу в области делового туризма,  а также усовершенствовать туристское  законодательство;

- обеспечить поддержку  деятельности общественных организаций;

- дать жизнь консалтинговым  структурам, специализирующимся в  области делового туризма и  индустрии встреч по типу международных  конгрессных бюро, которые могли бы осуществлять учебную и консультационную деятельность, а также заниматься национальным маркетингом и рекламой;

- адаптировать и продвигать  международные стандарты и технологии.

И как только решатся эти проблемы, Россия займет на мировом рынке делового туризма подобающее ей  место.

 

 

 

1 Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2008. № 1. С. 10-18.

2

3 Интернет журнал Турбизнес http://www.tourbus.ru/news_html

4 Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2007. С. 150-155.

5 Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 108.

6 Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2007. С. 175.


Информация о работе Деловой туризма