Картина «Джоконда» Леонардо да Винчи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является систематизирование и обобщение материала, касающегося картины, чтобы из разрозненных источников создать, наконец, законченный образ.

Для достижения этой цели в работе были рассмотрены история картины, техника, использовавшаяся при ее написании, основные мнения и версии относительно личности модели и некоторых спорных моментов, связанных с элементами и композицией картины.

Содержание

Введение 3

Глава I. История картины 5

Глава II. Техника и композиция картины

2.1 «Сфумато» - очередное изобретение великого гения 13

2.2 Описание и композиция картины 16

Глава III. Секреты Джоконды

3.1 Улыбка Моны Лизы и другие секреты картины 19

3.2 Джоконда – кто она? 26

Заключение 31

Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по истории искуств2.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Глава III. Секреты Джоконды

    3.1 Улыбка Моны Лизы и другие секреты картины. 

    Автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье в 1855 году придумал загадочную улыбку «Джоконды». До него никто не видел в ней никакой тайны. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя.

    После него загадочная улыбка превратилась для публики в главное достоинство  «Джоконды», затмив даже авторство  самого Леонардо. Эмансипе вроде герцогини  Кастильонской, не желавшие больше быть машинами для деторождения, часами тренировались перед зеркалом, чтобы улыбаться, как роковая Джоконда Готье. Загадочная улыбка «Моны Лизы» стала открытием картины для интеллектуалов из среднего класса, которые и были основными посетителями Лувра.

    Особенность этой улыбки в том, что она показана не как факт, а как процесс: еле заметные движения, приподнимающее уголки губ, меняющее мимику лица.

    Мнения  исследователей насчет портрета Джоконды и ее загадочной улыбки расходятся. Одни считают ее возвышенным идеалом  женственности и обаяния, другим она кажется неприятной. Биограф Леонардо да Винчи Джорджио Вазари, восхищаясь глубокомысленным содержанием портрета, пишет, что у изображенной Моны Лизы необыкновенное и положительное духовное состояние: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию… У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»7.

    А.Л. Волынский — литератор 19 века и  исследователь художественной деятельности Леонардо да Винчи — характеризует  портрет Моны Лизы совсем иначе. Загадочную улыбку исследователь искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым взглядом узких глаз.

    Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»8.

    Высказал  своё мнение о портрете и Зигмунд Фрейд, назвав улыбку Джоконды улыбкой матери художника и так описав ее: «Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»9. Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали.

Современные ученые тоже анализируют таинственный портрет. С помощью компьютера попытались расшифровать улыбку Джоконды — компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Если верить программному вычислению, то, можно сказать, что Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи на 83% счастливая, на 9% — испытывает чувство отвращения, на 6% — полна страха и на 2% — злая.

     Как выяснили психологи, люди воспринимают Мону Лизу совершенно по-разному даже в зависимости от своего настроения - одним зрителям она явно улыбается, другим корчит рожи, а на третьих вообще не обращает внимания. Иными словами, в этой картине люди видят самих себя - то, какие они есть на самом деле.

     Недавно журнал New Scientist, газета The Independent, а вслед  за ними многие информационные агентства сообщили, что секрет улыбки разгадан американскими офтальмологами Кристофером Тайлером и Леонидом Концевичем. Эти специалисты из Научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско считают: тайна знаменитого произведения — в специфике нашего восприятия, которое как раз и учел Леонардо да Винчи. Откуда в лице Моны Лизы такое богатое разнообразие эмоций? Оно кроется в помехах, которые возникают в нашей системе визуализации. Глаз человеческий очень восприимчив к свету. Число фотонов, попадающих в отдельные клетки сетчатки, колеблется. Они активизируют абсорбирующие пигменты, возникают шумы в работе нейронов, которые отвечают за передачу визуальных сигналов в мозг. В итоге картинка чуть искажается и представляется тем более “разной” и живой, чем больше времени мы на нее смотрим.

     Любопытную  версию предложил... один дантист. Итальянец  Филиппо Сурано выдвинул теорию, что  необычный, загадочный изгиб губам  Моны Лизы, сложенным в полуулыбку, придали крепко сжатые зубы. Доктор предполагает: позировавшая художнику дама страдала от вредной привычки — непроизвольно скрежетала зубами во сне или в моменты нервного стресса. А так как сеансы позирования были длительными и сильно ее утомляли, она непроизвольно стискивала зубы.

     Больше года назад свою версию, объясняющую феномен “Джоконды”, предложила профессор Гарвардского университета Маргарет Ливингстон. Она выступила на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке.

     По  мнению этой ученой, сообщало Би-би-си, эффект мерцающей улыбки связан с эффектом периферического зрения. Улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит ей не прямо на губы, а на другие участки лица. Ливингстон предположила: иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию. Особенности же нашего визуального восприятия таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали и плохо — тени. “Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением, — заявила перед коллегами Ливингстон. — Такие художники, как да Винчи, импрессионисты и другие, открыли истины, которые ученые только сейчас начинают постигать”. 

     Совсем  недавно ученые заявили поклонникам  Джоконды, что, по-видимому, реальная женщина, ставшая ее прототипом, говорила баском.

     Применяя  новейшие методы криминалистики и компьютерной обработки изображений, инженеры из Японской акустической лаборатории  реконструировали голос Моны Лизы. В качестве отправной точки послужило самое знаменитое полотно великого изобретателя — с женщиной, прославившейся на весь мир самой загадочной улыбкой.

     Используя портрет, авторы этой работы просчитали положение огромного числа характерных точек и реконструировали строение костей черепа женщины, учли ее возраст (в момент, который отображён на картине), рост, особенности анатомии (форму носа, например) и другие детали, чтобы синтезировать голоса.

     "Мы  полагаем, что создали голоса, которые являются очень близкими к ее реальному голосу. Возможно, он действительно звучал именно так", — сказал руководитель лаборатории Матсуми Сузуки.

     В результате из уст Джоконды можно  услышать следующую фразу на итальянском языкее: "Я Мона Лиза. Моя реальная сущность сокрыта тайной".

     Сузуки  говорит, что, настраивая программу  для реконструкции, он предполагал, что женщина на легендарном полотне  Леонардо была ростом 168 сантиметров. Что  и "обеспечило" её относительно низкий, для женщины, тон.

     "Мы  не можем сказать точно, какого роста она была. Но мы проанализировали длину её правого среднего пальца и смотрели на среднюю высоту итальянских женщин", — пояснил автор необычной работы. Также Сузуки заявил, что он придал Моне Лизе немного носовой тон из-за её относительно большого носа.

     В добавок ко всему канадские эксперты провели трехмерное сканирование. Таким образом им удалось добраться до недоступных ранее самых нижних слоев картины и узнать еще несколько секретов загадочной итальянки.

     Сейчас  ученые утверждают, что незадолго до создания портрета у Джоконды родился второй сын. Оказывается, при тщательном изучении полотна стало понятно, что Мона Лиза одета в платье особого покроя: в XVI в. такие наряды носили беременные или только что родившие женщины. Раньше этот факт не был известен, потому что одежда на картине слишком темная, и заметить такие нюансы невооруженным глазом было нереально.

     "Теперь  можно с уверенностью сказать,  что портрет был написан в  честь рождения второго сына", - говорят исследователи творчества Леонардо. Таким образом, теперь уточнилась дата написания картины: как следует из новых данных, она была создана около 1503 года.

     Кроме того, после сканирования оказалось, что, вопреки общепринятому мнению, волосы Джоконды не рассыпаны по плечам, а скрыты под накидкой, из-под которой выбиваются лишь несколько прядей. Впрочем, это не стало большим сюрпризом: историки знают, что в эпоху Ренессанса с непокрытой головой ходили лишь совсем молодые девушки или женщины недостойного поведения.

     Несколько лет назад парижский инженер Паскаль Котт раскрыл еще несколько секретов загадочной итальянки.

     Началось всё, по словам Котта, ещё в 1960-х годах. Когда Паскаль, будучи мальчиком (сейчас ему 52 лет), впервые увидел "Мону Лизу" в Лувре (Louvre), он провёл несколько часов, разглядывая картину.

     Прошло  время, и теперь уже инженер Паскаль  Котт снова принялся её рассматривать, но с использованием специальной  техники. Четыре года назад он сделал серию снимков "Джоконды" с помощью специального 240-мегапиксельного сканера собственного изобретения. На это он потратил ещё больше времени — примерно 3 тысячи часов.

     Однако  терпеливый исследователь не ограничился  обычным светом — он применил 13 разных светофильтров. Использовал даже инфракрасное и ультрафиолетовое освещение. Так и выяснилось, что первоначально загадочная женщина была изображена не так, как мы привыкли её видеть сейчас.

     Во-первых, обнаружилось, что лицо сначала было несколько другим — оно было чуть более широким, а улыбка — несколько  более выразительной.

     Во-вторых, выяснилось, что да Винчи решил поменять положение двух пальцев на левой руке дамы.

     И, в-третьих, стало понятно, что поначалу Мона Лиза этой самой рукой поддерживала покрывало, которое сейчас уже почти  не видно из-за того, что краски поблекли. Котт заметил, что с тех пор художники, копируя это знаменитое полотно, передавали это положение руки, вовсе не понимая, почему оно именно таково.

     Обнаружился ещё один интересный момент, касающийся некоторых деталей. У Моны Лизы не прорисованы ни брови, ни ресницы. Однако Котт, рассмотрев глаза красавицы на своих детальных снимках, заметил, что крошечные трещины в краске несколько меньше окружающих. Это свидетельствует о том, что некогда кто-то, возможно, некий реставратор во время своей работы стёр частицы краски, показывавшие брови и ресницы.

     Также Котт выяснил, что цвета красок картины, к которым мы сейчас привыкли, совсем не такие, как были когда-то давно. Это, конечно, неудивительно, но упорный исследователь разобрался, какими именно они были полтысячелетия назад.

     Инженер сделал "виртуальную реставрацию" картины, и она предстала в  оригинальном виде. Оказалось, что цвет кожи был "тёплым" розовым, а небо на фоне — не серо-зелёным, а сияющим  голубым.

     А с помощью инфракрасного просвечивания  инженеру удалось увидеть предварительные наброски, которые делал на холсте гений Ренессанса. По словам Котта, эти рисунки доказывают: да Винчи был обычным человеком, и ему были свойственны трудности в творческом процессе, отсутствие вдохновения. "Он сомневался, менял положение рук модели", - говорит исследователь. Кроме того, ему удалось узнать, что Леонардо сначала изобразил пейзаж, а потом поверх него писал человеческую фигуру.

     Состояние лака, несколькими слоями покрывающего холст, оставляет, по данным Котта, желать лучшего. Кое-где образовались наслоения, темноватые пятна, которые искусствоведы сочли признаками болезни Джоконды. На самом деле, отмечает изобретатель, модель Леонардо, судя по всему, была совершенно здорова и гораздо красивее, чем она предстала перед нашими современниками.

     Однако  на этом Паскаль Котт не останавливается  и продолжает изучать шедевр да Винчи. Видимо, старательный парижанин решил  в какой-то степени последовать  словам Леонардо, сказавшего когда-то, что работа над произведением  искусства никогда не может закончиться, а может быть только лишь заброшена. 
 
 

3.2 Джоконда  – кто она? 

     По  поводу личности дамы, изображенной на картине существует бесчисленное множество  версии. В этой работе мы приведем лишь несколько из них.

Информация о работе Картина «Джоконда» Леонардо да Винчи