Картина «Джоконда» Леонардо да Винчи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является систематизирование и обобщение материала, касающегося картины, чтобы из разрозненных источников создать, наконец, законченный образ.

Для достижения этой цели в работе были рассмотрены история картины, техника, использовавшаяся при ее написании, основные мнения и версии относительно личности модели и некоторых спорных моментов, связанных с элементами и композицией картины.

Содержание

Введение 3

Глава I. История картины 5

Глава II. Техника и композиция картины

2.1 «Сфумато» - очередное изобретение великого гения 13

2.2 Описание и композиция картины 16

Глава III. Секреты Джоконды

3.1 Улыбка Моны Лизы и другие секреты картины 19

3.2 Джоконда – кто она? 26

Заключение 31

Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по истории искуств2.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      Одна из самых распространенных версий, версия Джорджо Вазари – моделью для картины была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо и мать пятерых детей. На момент написания картины (около 1503-1506 г.г.) девушке было по разным сведениям от 24 до 30 лет. Именно из-за фамилии мужа картина теперь известна под двумя названиями.

     Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог  увидеть Джоконду своими глазами  и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и  пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.

     Франческо дель Джокондо, видный флорентийский  пополан, в тридцатипятилетнем возрасте в 1495 году женился в третий раз  на молодой неаполитанке из знатной  семьи Герардини — Лизе Герардини, полное имя Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини (15 июня 1479 — 15 июля 1542, или около 1551)10.

     Вот что пишет Вазари: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его... Так как Мона Лиза была очень красива, Леонардо прибег к следующему приему: во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на лире и пели, и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение»11.

Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины.

     Джорджо Вазари сообщает, что Леонардо работал  над "Моной Лизой" 4 года, но так и не завершил ее. Некоторые источники отмечают, что Леонардо да Винчи передал незаконченную картину заказчику Франческо дель Джокондо. И на протяжении веков она находилась в собственности семьи.

     Ряд историков искусства считает, что  на самом деле существуют две картины кисти Леонардо да Винчи - "Джоконда" и "Мона Лиза". При этом на луврской картине представлена любовница Джулияно Медичи - Констанца д"Авалос. Именно эту картину Леонардо привез с собой во Францию в 1516 году. Он держал ее в своей комнате в поместье под городом Амбуаз вплоть до самой смерти. Оттуда картина в 1517 г. попала в коллекцию короля Франциска I.

     Таким образом, в Лувре находится "Мона Лиза". А подлинная "Джоконда" - изображение жены Франческо дель Джокондо, и, возможно, тайной любви  Леонардо, находилась до 1962 г. в Лондоне, пока не была куплена синдикатом швейцарских банкиров. Лондонская картина, известная также как "Айуорская Мона Лиза", была случайно куплена известным британским антикваром в 1914 г. на вещевом рынке английского города Бас за несколько гиней. Полотно полностью отвечает рассказам современников о картине Леонардо да Винчи, включая указанные Рафаэлем греческие колонны.

     По  другой версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Моделью для картины поработала весьма известная в то время куртизанка герцогиня Катерина Сфорцо. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана - легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.

     Одна  популярная теория предполагает, что  эта дама – герцогиня Изабелла Арагонская. В течение 11 лет да Винчи  был художником семьи герцога  Миланского и вполне мог написать портрет герцогини, назвав его «Мона  Лиза».

     Существует  версия итальянского историка Роберто Заппери, согласно которой на картине изображен собирательный образ матери.

     Заппери считает, что заказчиком «Моны Лизы»  был не купец, а представитель  флорентийской правящей семьи Медичи — Джулиано. Подтверждение этой версии есть в записях секретаря кардинала Антонио де Беатиса, который в 1517 году вместе с кардиналом Луи Арагонским посещал художника в его французской мастерской. «Он (Леонардо да Винчи. — Infox.ru) показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе Джулиано Медичи…», — говорится в тексте отрывка из дневника де Беатиса.

     По  словам Заппери, величайшая ошибка историков  искусств последних четырех веков  заключается в том, что они  предпочли текст источника концепции Вазари.

     Заппери проанализировал биографию Джулиано Медичи и нашел подтверждение  версии Антонио де Беатиса.

     Джулиано  Медичи, герцог Немурский (1479−1516) был  третьим сыном главы Флорентийской  республики и знаменитого мецената Лоренцо Великолепного и братом папы римского Льва X.

     До 1513 года и переезда в Рим Джулиано жил в герцогстве Урбино, где познакомился с девушкой по имени Пацифика Брандани. Она родила ему сына Ипполита, однако сильно заболела и была вынуждена  отдать ребенка в воспитательный дом Урбино. Заппери обнаружил в бухгалтерских книгах этого заведения от 1511 года упоминание об этом мальчике. Спустя некоторое время Брандани скончалась, а Медичи, считавший, что его возлюбленная беременна от законного супруга и узнавший правду лишь после ее смерти, забрал Ипполита из воспитательного дома и признал его своим сыном. Эти сведения историк почерпнул из писем герцога Немурского друзьям.

     Маленький Ипполит очень скучал по матери и  отказывался считать жену Джулиано Филиберту Савойскую своей родительницей, пусть и приемной. «Джулиано нужно было успокоить сына. Я считаю, что на этих основаниях он уполномочил Леонардо, который незадолго до этого был ему представлен, создать мальчику рисованный образ матери, так как реального человека уже не было. Как всегда, Джулиано разрешил Леонардо делать все, что он хочет. Он должен был нарисовать материнскую фигуру своих фантазий», — заверяет итальянский историк.

     Да  Винчи начал исполнять приказание, однако не успел передать шедевр заказчику, потому что Джулиано Медичи скончался в 1516 году. Ипполиту на тот момент исполнилось всего четыре года. Художник решил оставить портрет при себе и уехал с ним во Францию, где и показал рисунок кардиналу.

     Заппери признает, что флорентийские современники да Винчи еще в 1503 году сообщали о том, что художник нарисовал голову Лизы Герардини. «По сути, Леонардо начал рисовать «Мону Лизу» еще во Флоренции, так как ему были нужны деньги… Однако что стало с этой головой, я не знаю…Тот факт, что рисунок в Лувре таких необычно больших размеров, я объясняю тем, что да Винчи позже соединил портретную голову Лизы с рисунком для Джулиано Медичи», — полагает ученый.

     Гипотеза  о слиянии двух образов отображена и в названии картины — «Мона  Лиза» является сокращенной версией  от «Мадонна Лиза».

     Другими словами, да Винчи совместил имя первой модели с сутью заказа Медичи, который на деле требовал нарисовать ребенку Брандани-Богоматерь, идеальную мать.

     Исследователь уверен, что Леонардо «не знал ничего конкретного о Пацифике» и  мог принять ее за флорентийку, поэтому не стал волноваться из-за совмещения двух женских образов и, по сути, не соврал кардиналу, когда выдавал портрет за изображение «флорентийской дамы, писанной с натуры по просьбе Джулиано Медичи».

     Исследование  Заппери будет опубликовано в 2010 году.

     Часто можно слышать версию о том, что  за моделью для своего шедевра  Леонардо да Винчи далеко не ходил, а просто написал автопортрет  в женской одежде. Эту версию сложно отвергнуть, ведь очевидная схожесть между Джокондой и более поздним  автопортретом мастера есть. Более того, это сходство подтвердил компьютерный анализ основных антропометрических показателей.

     Самая скандальная версия затрагивает  личную жизнь мастера. Некоторые  ученые утверждают, что моделью для  картины послужил ученик и помощник да Винчи Джана Джакомо (Салаи), который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

     Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Ученые из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо — Лизой Герардини. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.

Заключение  

      Леонардо  да Винчи считал, что “хороший живописец  должен писать две главные вещи: человека и представления его  души”. В Джоконде  создал неповторимый по сложности, тонкости психологический  портрет Человека.

      Мона  Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты для Леонардо: его идеал красоты  скорей просматривается в ангеле из «Мадонна в скалах». Всё же Леонардо наверняка должен считать Мону Лизу особым человеком: она произвела на него чрезвычайно сильное впечатление. Портрет отразил своеобразный человеческий характер.

      Но  Леонардо превзошел возможности  портретной живописи и сделал из своей  модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Взгляд художника на Женщину может не совпадать с общераспространённым. Леонардо смотрит  на свою модель с тревожащей воображение бесчувственностью: Мона Лиза одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной – и даже отвратительной, картина не велика, однако производит впечатление монументальной. Монументальность значительно усиливает то смешанное чувство очарования  и холодности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины смотрели на неё с восхищением и ещё чем-то, близким к ужасу.

      Портрет прекрасной флорентийской в значительной степени воплощает нравственный и эстетический идеал эпохи Возрождения. В облике этой женщины предстает перед нами одухотворенное «лицо» эпохи, озаренное чувством собственного достоинства, богатством интеллекта, глубиной душевных переживаний. Лицо Моны Лизы отражает богатство оттенков её духовной жизни.

     В живописи Леонардо да Винчи, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и всё, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Леонардо как бы прерывается на полуслове; взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит».

     С каждым годом загадок у «Джоконды» становится все меньше, утихают споры. Но внимание и интерес людей к  этому шедевру мировой живописи нисколько не уменьшились. Леонардо на своей картине изобразил как будто саму душу женщины, и для каждого человека она разная, каждому Мона Лиза показывает свое, новое лицо, открывает человеку самого себя. А кто не захочет взглянуть на свою душу?

     Но  несмотря на то, что таинственность «Джоконды» тает на глазах, я думаю, на смену старым секретам придут новые, и люди так и будут мучаться и разгадывать тайны Моны Лизы. В женщине должна быть загадка, а человеку, в силу его природы, нужны все новые и новые головоломки, которые он будет сам себе придумывать. И Джоконда навсегда займет прочное место в сердцах людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. М.: Искусство, 1958.
  2. Дж. Вазари Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М: Терра, 1994.
  3. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1982.
  4. Воротников А. А. Литература и искусство. Минск, 1996.
  5. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996.
  6. Андреева М., Антонова Л., Дмитриева О. Рассказы о трёх искусствах. Л., 1966.
  7. Нардини Б. Жизнь Леонардо. М., 1978.
  8. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1995.
  9. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л: ИЗОГИЗ, 1934
  10. Кустодиева Т.К. Итальянская живопись XIII-XVI веков. М.: Искусство, 1994
  11. Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М.: Искусство, 1974.
  12. Беземянский Ю. Н. Улыбка Джоконды: книга о художниках. М.: Радуга, 2000
  13. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. XIII—XVI века. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. М.: Искусство, 1977. Т. II.
  14. Волынский А. Л. Жизнь Леонардо да Винчи. СПб, 1900г
  15. Ротенберг Е. Искусство Италии. М.: Искусство, 1966
  16. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996.
  17. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.:Республика, 1995
  18. Pallanti, Giuseppe. Mona Lisa Revealed: The True Identity of Leonardo's Model. Florence, Italy: Skira. 2006. ISBN 8-8762465-9-2.

Информация о работе Картина «Джоконда» Леонардо да Винчи