Международно-правовое регулирование патентных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Патентные права — субъективные права на различного рода результаты интеллектуального творчества — технические и нетехнические, которым предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли.
В доктрине эти права рассматриваются либо как право собственности на нематериальный объект по так называемой проприетарной концепции, либо как особый вид исключительных прав.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дисциплине.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Международно-правовое регулирование  патентных прав

1.Общие положения 

Патентные права — субъективные права на различного рода результаты интеллектуального творчества —  технические и нетехнические, которым  предоставляется специальная правовая охрана ввиду их важного значения для хозяйственной деятельности, производства и торговли.

В доктрине эти права рассматриваются  либо как право собственности  на нематериальный объект по так называемой проприетарной концепции, либо как  особый вид исключительных прав.

Широкое распространение в международных соглашениях в отношении патентного права получил термин «промышленная собственность». Круг прав промышленной собственности определяется в п. 2 статьи 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.: «объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции»1.

Для характеристики прав промышленной собственности существенным представляется следующее.

Промышленные права являются территориальными, то есть действуют, как правило, только в пределах государства, где они  приобретены и/или используются. Основная часть прав промышленной собственности относится к правам исключительным; их обладателю предоставляется юридическая монополия на соответствующий объект: изобретение, полезную модель, промышленный образец, фирму, товарный знак и т.д. Применение объекта другими лицами без разрешения правомочного лица составляет правонарушение. Исключительность прав проявляется в том, что обладатель права может монопольно использовать охраняемый объект (позитивная сторона права) и запрещать всем третьим лицам, то есть «любому и каждому», применять охраняемый объект на территории данного государства без специально выданного им разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность исключать, отстранять всех остальных лиц от использования объекта приобретает особую ценность и превалирующее значение в конкурентной борьбе. Многие права промышленной собственности имеют временный характер. Они действуют в пределах предусмотренного законом срока, по истечении которого могут как «общественное достояние» (res publicum) беспрепятственно и безвозмездно использоваться любым лицом. Вместе с тем некоторые права, в частности право на фирму, право на применение обозначения происхождения товара и право на защиту против недобросовестной конкуренции, не имеют таких ограничений действия во времени. Одни права промышленной собственности приобретаются в результате получения от государственного органа — патентного ведомства — специального охранного документа (патента на изобретение или промышленный образец, свидетельства о регистрации товарного знака и пр.), тогда как другие возникают в силу использования объекта в хозяйственном обороте (фирменного наименования, обозначения происхождения товара).

Порядок приобретения, использования  и защиты прав промышленной собственности регламентируется специальными национальными законами по охране отдельных объектов промышленной собственности, а также общими нормами гражданского права. Важная роль в регулировании прав промышленной собственности в международном обороте принадлежит международным соглашениям. 

 

2. Международные соглашения об  охране прав на изобретения,  промышленные образцы и товарные  знаки

Как продолжатель Советского Союза  Россия стала участницей Парижской  конвенции по охране промышленной собственности 1883 г.2, Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков 1973 г., а также двусторонних договоров с рядом европейских стран, в частности с Францией «О взаимной охране и использовании прав промышленной собственности» 1970 г., с Австрией «О правовой охране промышленной собственности» 1981 г.

Одним из первых международных соглашений европейских  стран в сфере исключительных прав стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1183 года пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме

14 июля 1967 г.  и изменена 2 октября 1979 г.) подписана СССР 12 октября 1976 года.

Парижская конвенция является наиболее представительным договором по составу  участников. В ней участвует 143 государства. Участники Конвенции образовали Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). К  гражданам Союза приравниваются граждане не участвующих в нем стран, если они имеют на территории одной из стран Союза место жительства, «действительные или серьезные предприятия».

Положения конвенции облегчают  иностранным юридическим и физическим лицам из страны-участницы приобретение, использование и защиту промышленных прав в других странах-участницах. Конвенцией закрепляется, во-первых, ряд общих правовых принципов и положений, относящихся ко всем или нескольким объектам промышленной собственности и предоставляющих иностранцам особые правомочия в этой сфере, и, во-вторых, ряд специальных правил, относящихся к регулированию отношений по отдельным объектам промышленной собственности. К важнейшим общим принципам, закрепляемым конвенцией, относится предоставление в каждой стране иностранным лицам национального правового режима, то есть прав и обязанностей, применимых в сфере промышленной собственности к национальным лицам. Приравнивание иностранцев к собственным юридическим и физическим лицам исключает возможность предоставления им меньших прав или наложения на них дополнительных обязанностей. К общим правилам конвенции, касающимся изобретений, промышленных образцов и товарных знаков, относятся правила о конвенционном и выставочном приоритетах.

Правило о конвенционном приоритете состоит в том, что лицо, подав в какой-либо стране — участнице конвенции правильно оформленную заявку на охранный документ на изобретение, промышленный образец или товарный знак, может в течение установленного конвенцией срока (конвенционного срока) подать аналогичную заявку в другой стране-участнице с требованием установления приоритета по первой заявке (конвенционного приоритета). Для патентов на изобретения конвенционный срок составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков — 6 месяцев. Приоритет конвенционной заявки определяется, таким образом, не по дате ее поступления в патентное ведомство второй страны, а по дате первоначальной заявки на этот объект в ведомство первой страны. В силу этого заявке не может быть противопоставлен по новизне факт опубликования или открытого использования объекта заявки самим заявителем или любым другим лицом, имевший место после подачи первоначальной заявки. Это позволяет заявителю в течение конвенционного срока оценить целесообразность приобретения правовой охраны в других странах, не опасаясь утраты первенства (приоритета), и подготовить заявочную документацию.

Правило о выставочном  приоритете состоит в том, что лицо, экспонировавшее объект на официальной или официально признанной выставке, вправе в течение срока, устанавливаемого национальным законом, подать в патентное ведомство заявку на получение охранного документа (патента на изобретение или промышленный образец или свидетельства о регистрации знака) с истребованием приоритета по дате экспонирования объекта на выставке. Сроки подачи такой заявки устанавливаются национальным законодательством стран-участниц (как правило, в пределах от 3 месяцев до 1 года) и исчисляются от разных лет — открытия или закрытия выставки, завоза объекта на выставку или начала экспонирования.

Под официальной выставкой (ярмаркой, салоном и т.д.) имеется в виду организованная правительственными органами или функционирующая под их контролем. Однако на практике во всех странах  положения о выставочном приоритете применяются судами и ведомствами лишь к случаям экспонирования объекта на выставке, действующей в данной стране, но не на иностранной выставке.

За деликтные нарушения прав промышленной собственности нормами национального права предусматриваются сходные правовые санкции, а в ряде случаев они определяются международными соглашениями, например ст. 9а и 10а Парижской конвенции и др.

К правонарушителям могут  быть применены следующие санкции:

  • запрещение дальнейшего неправомерного использования объекта в хозяйственном обороте в

любой форме и/или осуществления  действий, которые способны привести к такому правонарушению, вплоть до уничтожения в некоторых случаях  самих товаров;

  • возмещение обладателю промышленного права понесенного им ущерба в результате действий

нарушителя. В соответствии с принципом полного возмещения подсчитываются положительный ущерб (расходы по обнаружению нарушения  и пр.) и упущенная выгода (ввиду  сокращения сбыта товаров, снижения цен реализации и пр.);

  • наложение штрафа за неисполнение вынесенногo судебного решения, осуществление акта

недобросовестной конкуренции  и т.д.;

  • публикация судебного решения для всеобщего сведения в газетах и журналах за счет

правонарушителя. На товары, незаконно произведенные с применением  технического решения третьего лица или незаконно снабженные товарными обозначениями, может быть наложен арест, когда они находятся на складах, в таможнях, портах и т.д. Это — предупредительная мера против их продажи и обеспечительная мера по иску владельца промышленного права.

Договор о патентной  кооперации 1970 г. призван упростить и удешевить национальную процедуру выдачи патента (свидетельства) на изобретение или полезную модель. В этих целях предусмотрена возможность подачи единой так называемой «международной заявки», в которой указываются все страны, где заявитель испрашивает охрану. Все стадии экспертизы по желанию заявителя проводятся централизованно (международный поиск, международная предварительная экспертиза и др.). Эти функции возлагаются на определенные патентные ведомства стран — участниц, обладающие необходимой материальной базой. В частности, российское патентное ведомство может выступать в качестве Международного поискового органа и органа международной предварительной экспертизы по международной заявке, поданной в соответствии с процедурой, установленной Договором. Тем самым исключается необходимость подачи заявки в каждое национальное ведомство, где заявитель заинтересован получить патент.

Однако заключения уполномоченных ведомств являются предварительными. Окончательное решение по заявке с учетом полученных материалов (которые могут быть подвергнуты проверке) принимают национальные патентные ведомства, выдающие патенты.

Существенным этапом европейской патентной интеграции стало принятие Европейской патентной конвенции 1973 г. (вступила в силу 1 июня 1978 г.), которая предусматривает выдачу единого европейского патента. В рамках Конвенции создано Европейское патентное ведомство в г. Мюнхене. Этот международный орган ведет всю работу, связанную с рассмотрением заявок на европейский патент и его выдачей. Патент действует во всех Договаривающихся странах (которые были указаны в заявке) как национальный. Споры с Европейским патентным ведомством по поводу выдачи патента, а также толкования правил Конвенции подсудны Суду Европейского сообщества. Споры, связанные с действительностью патента, нарушением прав патентообладателя и др., рассматриваются национальными судебными органами. Патент действует 20 лет со дня подачи заявки. Выдача европейского и национального патента на одно и то же изобретение не допускается.

Основной международный  договор в области охраны товарных знаков — Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. Советский Союз присоединился к Соглашению в 1976 г. Текст Мадридского соглашения неоднократно пересматривался, последние изменения внесены 28 сентября 1979 г. Принята также Инструкция к Мадридскому соглашению, детализирующая положения Соглашения.

Позднее был, кроме того, принят Протокол к Мадридскому соглашению от 28 июня 1989 г., а Инструкция была признана общей к Мадридскому соглашению (Стокгольм) и Протоколу, вступившей в силу 1 января 1998 г.

Страны — участницы Соглашения образуют специальный Союз по международной  регистрации товарных знаков. Международная  заявка должна отвечать требованиям, установленным Соглашением и Инструкцией. Она подается в Международное бюро через национальное ведомство по установленной форме на официальном бланке. Если Международное бюро считает, что международная заявка соответствует предъявляемым к ней требованиям, оно регистрирует знак в Международном реестре и уведомляет об этом все Договаривающиеся государства, указанные в заявке, а также национальное ведомство, представившее заявку, и направляет свидетельство о международной регистрации заявителю. Датой регистрации считается дата подачи заявки в стране происхождения, если Международное бюро получило заявку в течение двух месяцев, считая с даты подачи. В противном случае заявка регистрируется по дате ее получения Международным бюро. Зарегистрированные заявки публикуются в периодическом журнале, издаваемом Бюро. Срок действия международной регистрации — 20 лет с возможностью продления на последующие 20 лет.

Международная регистрация снимает  необходимость подачи заявки в каждой стране, где заявитель заинтересован в охране своего знака. Однако за национальными ведомствами сохраняется право контроля, включающего возможность отказа в предоставлении охраны, признания международного знака недействительным. Такой отказ допустим только на условиях, которые в соответствии с Парижской конвенцией применяются к знаку, заявленному для национальной регистрации. В случае признания зарегистрированного международного знака недействительным его владельцу должна быть своевременно предоставлена возможность защиты своих прав. Уведомление об отказе в предоставлении охраны согласно ст. 5 Соглашения должно относиться к одной международной регистрации и содержать дату и подпись ведомства, направляющего уведомление.

Когда международная регистрация  признается недействительной в указанной Договаривающейся Стороне (согласно ст. 5) и решение о признании регистрации недействительной не может быть более обжаловано, Ведомство Договаривающейся Стороны, чей компетентный орган вынес это решение, уведомляет об этом Международное бюро. Международное бюро вносит в международный реестр запись о признании международной регистрации недействительной.

Информация о работе Международно-правовое регулирование патентных прав