Рыцарская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:07, реферат

Описание работы

В средневековой культуре наряду с доминирующем религиозным идеалом начиная с X века складывается рыцарское движение. Главная задача, возникающая перед нами, состоит в том, чтобы как можно глубже изучить рыцарскую культуру, возможно, в каком-то аспекте переосмыслить этот феномен Средневековья.

Работа содержит 1 файл

рыц к-ра реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Хороший конь ценился еще и потому,что его дрессировали специально для боя. Он был приучен забивать копытами пеших воинов, а также ранить длинными шипами на металлических удилах, действовавшими не хуже кинжалов.Рыцарь в полном вооружении на коне был практически неодолимым противником для пешего легковооруженного вои­на, и рыцарская конница обычно с легкостью по­давляла сопротивление крестьянского войска во времена постоянных восстаний и междоусобных войн.

 

3.4. «Мой дом— моя крепость».

Военное ремесло рыцаря накладывало отпечаток на всю его жизнь.Уже с конца IXвека по всей Европе знатные люди начали строить хорошо укрепленные дома-замки.Первые рыцарские замки были, как правило, дере­вянными двухэтажными постройками.Но по мере того,как на окраинах Европы становилось все бес­покойнее(с юга наступали сарацины, с севера — норманны,на востоке возобновились вторжения мадьяр), да и внутренние раздоры набирали силу, замки стали возводить из камня и всячески укреплять.

Место для строительства замка выбиралось с учетом рельефа местности —на высоком берегу или на холме, чтобы увеличить обзор и затруд­нить нападающим подступ к стенам.Главным строением оставалась башня в несколько этажей — донжон,где жил хозяин замка со своей семьей. Вокруг донжона располагались хозяйственные и жилые пристройки.Двор замка обносили толсты­ми каменными стенами, иногда в два-три ряда.Важным элементом оборонительной системы замка был глубокий ров с водой вокруг наружных стен.

Хорошо укрепленный замок вполне мог проти­востоять серьезной осаде. Рвы с водой затрудняли использование осадных машин,и в большинстве случаев врагам владельца замка оставалось избрать тактику осады. В этом случае все зависело от пре­дусмотрительности хозяина дома.Если в замке было достаточно припасов и питьевой воды,то обитатели могли выдерживать осаду долгое время. Нередко в подземелье донжона устраивали подзем­ный ход, открывавшийся в укромном месте в отда­лении от замка. Через этот ход рыцарь имел воз­можность либо отправить гонца с просьбой о по­мощи, либо спастись бегством,если замок брали приступом.

Постепенно большинство крестьян округи стали селиться возле замков,чтобы во время войны най­ти там прибежище.Над западноевропейским ми­ром, только-только вышедшим из кризиса Темных веков, вновь нависла угроза.В эпоху обострения феодальной раздробленности в Европе жизнь со­средотачивалась в основном близ замков, возвы­шавшихся то там, то здесь во владениях крупных и мелких феодалов, да в городах, где было собра­но свободное ремесленное население.Большая часть земель начала приходить в запустение,что и вызвало позже очередной масштабный кризис средневекового общества.

Новые замки и укрепленные дома-крепости появлялись по всей Европе на протяжении трехсот лет.В начале Раннего Средневековья замок играл очень важную общественную роль — он был глав­ной гарантией относительной стабильности для жителей округи. С нормализацией общественной жизни начался и экономический рост, оказавший­ся со временем губительным для массы мелкого рыцарства. К началу XIII века большинству мелких рыцарей пришлось распродавать свои земли:рас­ходы на поддержание образа жизни,приличествующего знатному положению,резко возросли после того, как возобновились торговые отношения с Востоком —поставщиком дорогостоящих предметов роскоши, вин,тканей и драгоценностей.Эти земли скупали либо богатые сеньоры, либо церковь, никогда не испытывавшая нужды в деньгах,либо разбогатевшие горожане —торговцы и ремесленники.Разрушение феодализма началось, по существу, с разорения низшей категории феодалов. Вассальные узы рвались.Постепенно и на более высоких уровнях феодальных отношений вассалы переставали платить сеньорам ежегодную ренту. В этих условиях начали возвышаться города. Так начиналось Высокое Средневековье,период стре­мительного промышленного роста, время подъема светской культуры.

 

3.5. Что давала служба.

Романтический ореол рыца­ря,окончательно сложившийся уже в Новое время, впервые появился еще в Средние века.Возвыше­ние рыцарства было связано в первую очередь с важностью воинов для общества.

В неспокойное время Темных веков и Раннего Средневековья,когда война была самым обыден­ным явлением,«деревенским жителям» требовался в первую очередь не священник,чтобы спасти их душу (как это бывало во времена Великого пере­селения народов), а солдат,способный защитить поля и дома. Современные исследователи подмеча­ют одну весьма характерную особенность:в тех краях,где центральная власть (короля или герцо­га)прочно удерживала свои позиции,рыцарство не развилось в могучую политическую силу. Там же,где вся надежда у людей была именно на силу оружия, там,где складывались независимые кастелянства и строились замки, объединявшие под своей крышей сильную дружину,рыцари стали едва ли не более важными фигурами,чем королевские вассалы, которым принадлежали эти земли.

Самый яркий в этом отношении пример — французское графство Маконне,где независимые кастелянства просуществовали вплоть до последней трети XII века.Графская власть не имела в Маконне абсолютно никакого значения.Крупные феодалы-кастеляны созывали в свои замки конных воинов, которые получали не только бенефиции за службу, но также кров и стол в замке сеньора. Эти рыцари, прозванные«замковыми»,считали во­енную службу своей главной и почетной обязанно­стью.

Рыцари и министериалы,занимавшиеся адми­нистративной деятельностью на различных уровнях общества,были людьми благородного круга, и это облагораживало сами их занятия.Хозяйственные дела вели за богатого феодала находившиеся у него в услужении несвободные люди. Нередко случа­лось,что несвободный,по поручению сеньора, ве­дал и вопросами военного характера.Это, несом­ненно,влекло за собой подъем несвободного по иерархической лестнице, его сближение с рыцаря­ми —если не по положению,то хотя бы по роду деятельности.Уже в XI—XII веках несвободным и простым свободным,занимавшим такие должности,разрешалось носить оружие,что уже приближало их к статусу рыцаря. Однако,в отличие от рыцарей, они не имели права носить одежду воина (с разрезными полами, позволяющими сидеть в седле),а также щит и меч. Тогда-то карьера рыца­ря начала привлекать множество молодых людей из самых разных общественных групп: это был для них реальный шанс выйти в элиту общества.

Собственно,вхождение несвободных в круг ры­царства началось еще раньше. В Х веке,когда Гер­мания оказалась перед лицом угрозы венгерского нашествия,король Генрих Птицелов усилил армию (особенно гарнизоны пограничных крепостей) за счет несвободных людей, получивших право на ношение оружия. Они стали первыми немецкими министериалами,они же в первую очередь заложи­ли основы рыцарской культуры Германии эпохи Высокого Средневековья.Рыцарство было значи­тельно расширено также за счет свободных людей, которые служили в войске сеньора, получая все вооружение и коня от него,а не приобретая за свой счет.Таким образом,рыцарское сословие было самой открытой частью средневекового об­щества: путей для получения рыцарского статуса было много, и сохранялись они практически до конца XIII века.

 

3.6. Место в обществе.

Вопреки распространенному мнению, рыцарем вовсе не обязательно мог стать только человек дворянского происхождения.Сред­невековые законы имеют на это счет совершенно четкое определение:рыцарь (miles)— это всякий свободный человек, у которого два поколения предков носили оружие. Впрочем,и статус свобод­ного человека, столь ценимый в эпоху Средневеко­вья,был не обязательной составляющей рыцарско­го достоинства:в Германии, и отчасти во Франции, существовала значительная группа так называемых министериалов— рыцарей,находящихся на королевской службе и полностью зависящих от короля, то есть,по существу,полусвободных.Словом, со­циальный состав рыцарства был слишком разнооб­разен,чтобы можно было назвать рыцарей ярко выраженной общественной группой.

И тем не менее,средневековые рыцари были ярко выраженной общественной группой. Главный критерий здесь— не социальное положение, не личный статус,не богатство,а образ жизни.Имен­но по этому признаку обеспеченный воин-аллодист или владелец богатого феода попадали в одну категорию с нищим бродягой,у которого всего-то и было ценностей, что меч, копье, да изредка — конь.Рыцари в структуре средневекового общества в известном смысле стояли особняком и от знати, и от простых свободных людей, не имеющих права носить оружие в повседневной жизни.

Средние века — эпоха четких классификаций.Чрезвычайно пестрое общество Раннего Средневе­ковья,благодаря усилиям ученых и богословов того времени,оказалось разделено на множество категорий,позволяющих однозначно указать поло­жение человека в общественной структуре.Преж­де всего,люди делились на светских и духовных особ. Среди светских выделялись две крупных ка­тегории— militesи rustic,«военные» и«деревенс­кие жители». Тогда же, в X—XIвеках, титулmilesпочти полностью вытеснил из обихода титулnobilisкак обозначение свободного человека,обладающе­го достаточным материальным состоянием и состо­ящего в услужении у своего сеньора во исполнение вассального долга, а не по принуждению.

Впрочем,и militesбывали разные.Нередко их противопоставляли высшей государственной знати — князьям и герцогам,подчеркивая определен­ную зависимость рыцаря от сеньора.Согласно од­ним классификациям,воины попадали в среднюю «группу между свободными и несвободными(рабами), согласно другим — опять же в промежуточную группу между духовными лицами и трудящимся народом. Некоторые средневековые тексты позво­ляют,впрочем, предположить,что начиная с XI— XII веков слово«рыцарь», miles,становится уже просто обозначением одного из сословий.Так, в ряде судебных рукописей говорится о женщинах из«военного сословия».

Если в начале Раннего Средневековья словом milesпользовались,чтобы указать на род занятий(военное ремесло)и на зависимость от сеньора, то ближе к концу эпохи происходит постепенная ро­мантизация самого понятия рыцарства. Не в пос­леднюю очередь это было связано с тем, что ры­царство постепенно становилось уделом богатых и знатных людей,способных содержать коня,обза­вестись вооружением,а кроме того потратить не­сколько лет на обучение военному ремеслу.

Многие рыцари в эпоху Каролингов,помимо воинских занятий, сами обрабатывали землю в данном им бенефиции,сами заботились о своем благосостоянии.Оброк, барщина,выплата вассаль­ной платы со стороны более мелких держателей— все это изначально было доступно лишь сравни­тельно крупным феодалам.Поэтому рыцарство в эпоху своего формирования и было настолько пе­стрым в общественном и материальном плане. Время послужило своеобразным фильтром — по мере того, как бедные рыцари(в особенности аллодисты),разорялись и земли их переходили к крупным владельцам,многие из разорившихся либо умирали,не оставив наследников,либо по­степенно теряли официальный рыцарский статус. Разорение бедных рыцарей и усиление положения богатых феодалов стало одной из причин частич­ного слияния титула рыцаря с понятием«знатно­го человека».

Тогда же богатые рыцари стали одной из веду­щих политических сил общества.Свободные люди нерыцарского звания и обедневшие рыцари, не имеющие коня и достойного вооружения,выпол­няли более низкие воинские обязанности ограни­ченного круга. Полностью посвятить себя военной службе мог в конце Раннего Средневековья,в XII — начале XIIIвека, лишь зажиточный феодал. Как несравненно более важная для общества фи­гура, этот феодал занимался и государственными делами (в первую очередь, судебными).Мало-по­малу именно государственные обязанности стали основным занятием богатого рыцарства,порой оставляя позади даже военную службу.

4. Рыцарская литература

 

4.1.Рыцарская куртуазная поэзия

Укрепление королевской власти, рост богатеющих городов, крестовые похо­ды, открывшие перед изумленным Западом диковинки Ближнего Востока,- все это в совокупности обусловило глубокую трансформацию феодальной культуры и возникновение новых форм искусства,которые принято называть куртуазными,т.е. придворными.В это время впервые в истории человечества культивиру­ются идеалы духовной любви, возникает рыцарская лирическая поэзия и музыка.В Средние века поэзия стала королевой словесности,даже летописи облекались в стихотворную форму. Первые любовные рыцарские стихи были созданы в Провансе,на юге Франции,еще в конце XIв. А в XII-XIIIвв. уже все города,все феодальные замки были охвачены новыми веяниями. Пышным цветом расцветает придворная рыцарская культура, блестящая,изысканная,нарядная.

Оставаясь воином, рыцарь в то же время должен был обладать прекрасными манерами, быть приобщенным к культуре,поклоняться Прекрасной Даме, являя собой образец придворного этикета, именуемогокуртуазией.Именно с культа«дамы сердца»- Прекрасной Дамы и началаськуртуазная поэзия.Рыцари-поэты воспевали ее красоту и благородство,а знатные дамы весьма благосклонно отно­сились к куртуазной поэзии, которая поднимала их на высокий пьедестал.

Конечно,куртуазная любовь была не лишена условности,поскольку полно­стью подчинялась придворному этикету. Дело в том, что Прекрасная Дама, вос­певаемаятрубадурамив Южной Франции и труверамив Северной Франции, миннезингерамив Германии именестрелямив Англии, была,как правило,супру­гой сюзерена. А влюбленные рыцари оставались почтительными придворными.Куртуазные песни, льстя самолюбию дамы,одновременно окружали сиянием ис­ключительности феодальный двор, среди которого она царила.

Куртуазную любовь отличал ряд особенностей.Прежде всего,это была тайная любовь, поэт избегал называть свою даму по имени. Куртуазная любовь - любовь тонкая, изысканная,в отличие от чувственной,глупой любви.Она должна была выглядеть трепетным обожанием.Именно в такой призрачной любви нахо­дили высшую меру радости. Но не следует преувеличивать платонизм куртуазной любви, в лучших любовных песнях того времени звучит горячее человеческое чувство.

Поэтических текстов, созданных в ту эпоху,чрезвычайно много, и сегодня,конечно, уже никто не знает,кто были авторы большего числа их, но среди по­этов бесцветных появлялись и запоминающиеся фигуры с яркой индивидуально­стью.Наиболее известными трубадурами были трепетныйБернарт де Вентадорн,пылкий Гираут де Борнейль,суровый Маркабрюн,рассудительныйПейролъ,мечтательныйДжауфре Рюделъ.

В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба,баллада, пасторела,тенсона, плач,сирвентес.

Кансона(«песня») в повествовательной форме излагала любовную тему:


 

В час, когда разлив потока

Серебром струи блестит,

И цветет шиповник скромный,

И раскаты соловья

Вдаль плывут волной широкой

По безлюдью рощи темной,

Пусть мои звучат напевы!

 

От тоски по вас, Далекой

Сердце бедное болит.

Утешения никчемны,

Коль не увлечет меня

В сад, во мрак его глубокий,

Или же в покой укромный

Нежный ваш призыв, - но где вы?!

(Джауфре Рюделъ)

Альба(«утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже:

Молю тебя, всесильный, светлый Бог,

Чтоб друг живым уйти отсюда мог!

Да бодрствует над ним твоя десница!

С зари вечерней здесь свиданье длится,

И близок час рассвета…

 

Мой милый друг! Я с вечера не спал,

Всю ночь я на коленях простоял:

Творца молил я жаркими словами

О том, чтоб снова свидеться мне с вами.

А близок час рассвета.

 

(Гираут де Борнейль)

Баллада в то время обозначала плясовую песню:


 

Все цветет! Вокруг весна!

- Эйя! -

Королева влюблена,

Информация о работе Рыцарская культура