Шпаргалка по "Искусству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Искусству"

Работа содержит 1 файл

art-bysantium-answers-2009.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

 

8.Эпоха Иконоборчества.

Во основе ик-ва идея о невохможости изобразить Бога, Вечный мир. В 8 веке это стало законом. 726 год имп. Лев 3 Исавр издал эдикт против иконопочитная. 788-на время иконопочитание восстановилось(имп-ца Ирина) до 813 года, затем 2-ая волна иконоборчества до 842 года. 842 –полная победа над иконоборчеством. -это отмечается сейчас как праздник торжества православия. Иконоборцы: император, патриарх, высшее дух- во. Иконопочитатели: монашество, низе дух- во, миряне. NB это как бы борьба грец и вост. Культур. Причины: -иокноборцам приписывали желание реформ гос –ва -борьба имп. власти с монастырями. но центр проблема—борьба православной церкви за саму сущность своего учения Для церкви догмат вочеловечиния дает возможность изображать Бога, отсюда огромная роль иконы(=молитва) 2 теории происхождения иконоборчества. 1.восточная,так как в восточной традиции есть запрет на челов.изо, то есть иконоборчество- есть семитская, восточная реакция на эллинистические традиции, на эллинизацию церкви. Но русский богослов Флоровский опроверг эту гипотезу. Источник иконоборчества есть в самом эллинизме. NB в апокрифе написано, что когда евангеисту Иоанну показали его портрет, ему не понравился этот портрет, и он сказал ученику: ты написал мертвую вещь. о известно, что в 3 веке языческий философ Плотин также отказывался от того, чтобы делали его портрет, аргументируя это так: зачем создавать вечный образ невечного? То есть и в языческой культуре возникали такие идеи. 754 год иконоборческий Собор. Как источник иконоброчества также текст письма Евсевия Кесарийского к Констанции на просьбу ее прислать ей икону Христа. Он писал, что невохможно ихобразить Христа, так как даже ученики не могли видеть его в истинном облике(Преображение) Было 2 иконоборч собора(лжесобора -754 и 815 годов). Иконоборцев объединяла идея невохоэности изо чел.образа, -проблема: как декорировать храмы? папа Григорий отверг иконоорчество, художники иконописцы- отправились в Рим. то осталось для изо? симовлические изображения: крест, райский сад. Иконоборцы сбивали прежние мозаики и фрески. вместо образов Бога святых, храм превратили  “в огород и птичник”. В иконоборч искусстве -больше светскости. От искусства иконоборчества сохр мало, так как после победы иконопочитания- все сбивали. Пердставление об искусстве и -ва могут дать мозаики мечетей, построенных по повелению великих халифов. 1.в Дамаске мечеть Омеядов 2.мечеть Омара в Иерусалиме Везде- пейзажи. Заказчики- халифы, а исполнители- сирийские православные художники В Дамаске хранятся мощи Иоанна Предтечи. Вообще мечеть в Дамаске-2 соединенные колонные  базилики. При базилике –огромный перистиль. по всем стенам были мозаики. Во дворе –восьмигранник  на колонназ. Сюжеты: фантастическая архитектура)наподобие 4 помпеянскго стиля),пейзажи, разнообразные орнаменталдьные мотивы. Плоскообразность, ковровость, симметрия. схема. 788-перерыв в иконоборчесвте Ц.Успения в Нике.  Конха апсиды –Богоматерь с младенцем. Вытянутая игура ,обточенный силует. Неровная кладка, вдохновленность. Еще при иконоборчестве сохранялось образное искусство. особенно в монастырях в перифирийных районах империи(Палестина) В монастырях продолжалось иконописание (хотя тайно) Примитивное искусство, пестрая гамма, укороченные пропорции тела, абсолютная симметрия лица. -св.Ирина -мученик и мученица из монастыря св.Екатерины на Синае(сейчас в Киеве) Экспрессивность, однообразность, хотя и вдохновленность. Коптская ткань 8 века.Благовещение. Восточные черты: экспрессивность, сверхвыразительность, схематичность. Лаконизм, простота. Папа не признал иконобрчество. В Италию едут художники. Рим 8-нач 9 века.-художественная шкоал фресок и мозаики. Римский Папа Паскалий.- приглаша мастеров из Византии. Западноевропейское искусство под влиянием Византии.  Фрески из Santa Maria Antiqua Ориентир—6 век в Равенне и Риме.но более упрощенно.  4 храма с мозаиками 8-нач 9 века. Декоративные ансамбли в старых базиликах по заказу папы Паскалия. ST Maria in Dominia 3нефная, колонная Декор сохр в аспиде м на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног—папа Паскалий. по сторонам- сонмы ангелов.

 

9.Монументальная живопись  Македонского периода.

 Сер 9 –сер 11 веков.(ренессанс 1 половина до сер 10 века) К 843 году закончилось иконоборчество. проблема: из-за иконоборчества прервалась традиция живописи, не было образцов. Поэтому ориентир –античное наследие.—македонский ренессанс. София Константинопольская. 40-ые годы 9 века Мозаика Богородица с младенцем в конхе. золотой фон, естественность, классичность. Красивый, идеальный, греческий лик. живописность, легкость, плавность, утонченность форм. тонкая мелкая техника кладки смальты. Перед апсидой арка -там Михаил(не сохр) и Гавриил. Те же особенности. 80-ые годы 9 века. Над главным входом в нартекс в люнете- мозаика. Лев 6 падающий ниц перд Христом на троне. По сторонам в медальонах –Богоматерь и Гавриил. Торжественность. величие в образе Христа, Лев 6-экспрессивен. Другой язык, нежели в предыдущих моз.- главное здесь выразительность, напряжение крупная кладка, очерченные линии. Конец 9 века. Мозаики на сев. стене над галереей на 2 этаже В плоских арках -Иоанн Златоуст, Игнатий Благоносец и патриарх Игнатий. Были еще подобноые изо, но не сохр. Золотой фон. –думка, свечение. Мозаици ц. Св .Софии в Фессалониках Ансамбль 2 половины 9 века. В куполе- Вознесение. Ниже-Богородица,2 ангела и апостолы, смотрят на Христа. Между апостолами-большие деревья. Земля-в виде драгоценных минералов. У Христа укороченные пропорции, он в золотоых ризах. Восточное лицо, неподвижное, строгость, властность, призывает не к созерцанию, а к полсушанию.  1 половина 10 века-македонский ренессанс. София Конст. Люнета над дверью ведущей в юг нартекса. Богородица на троне с младенцем, по сторонам- Константин подносит им Константинополь, а Юстинина- собор св.Софии. Очеловеченная эмоциональность, стилизация приемов, линейная очерченность. 1028 ц. Панагеи Тон Халкеон. Сохр фрески в барабане и куполе: Вознесение. 11 век-конец мак ренессанса,--усиление византийские черт: одухотворенность, живость, вдохновленность. Хосиос Лукас в Фокиде. Кафоликон. Мозаики- в врерхах сводов ,в рукавах креста, в тромпах. 30-40 года 11 века. Купол: Пантократор (не сохр) Конха: богоматерь с младенцем на троне. застылость, неподвижность, монументальность. императивность. крупные глаза. духовная дисциплинированность. В подпружной арке –Михаил и Гавриил. В тромпах: рождество, Крещение, Сретение и 1 сюжет- не сохр Яркие интенсивные цвета. Подпружные арки-св.воины. Рукава креста В люнетах: Богородица с другой стороны- св.Лука В крестовых сводах-в центре крест ,по сторонам в медальонах-Христос,2 ангела и втехозаветный старец. В западной части- везде изо преподобны х(то есть св.монахов) Большеголовые, с укороченными пропорциями 30-40-ые годы 11 века- появление новой стилистики. строгость, иератичность, аскетичность.—аскетическое направление. Нартекс с крестовыми сводами. В торцах- ниши. центральный крестовый свод и люнеты- единая композиция. В совде- Пантократор, по сторонам: Богоматерь, Иоанн креститель, Михаил и Гавриил,т.е. Деисус Киевская София. есть и мозаики и фрески. Сер 11 века русская черта фрески до пола. Преобладание отдельных фигур. Ц.Неа Мани на острове Хиос. мозаики. 4 тромпа,4 экседры В тромпах: Преображение (Христос и 3 апостола, упавших ниц), Рождество, Крещение и Сретение. Чуть другой тип лика. В 2  экседрах-распятие, сошествие во ад. В Неа- Мани видно зарождение новой стилистики, уже не столь аскетичной. Нартекс- весь в мозаиках. Купол: святые мученики. Паруса- медальлоны со св .Иоакимом ,Анной и пантелеймоном. На подпружных арках- апостолы и преподобные. Ц.Св.Софии в Охриде(совр Македония) 3-нефная базилика 7-9 века?. фрески сер 11 века.

Нет купола,особая программа. Вознесение в расширенной виме. В конхе- Богоматерь. Все фрески на синем фоне. По заказу архиепископа Льва. Богородица держит Христа не в руках а на щите. Крупные черты, симметрия. Под Богородицей- евхаристия, ниже-святители. Суровость, аскетичность образов. Экспресиновть, конкрентность. Лики-портреты. София Конст. 11 век. На хорах с южной стороны императорские портреты. 11 век изо Константина Мономаха и Зои по сторонам от Христа в синих одеждах К.держит мешок с деньгами, Зоя-грамоты с дарами. Итог: Начало македонского периода -восстановление традиций, попытка найти свое. 1 половина 10 века-македонский ренессанс, доминирование античной традиции. Со второй половины 10 века- усиление византийских традиций. 30-40-ые годы 11 века- Появление новой стилистики. строгость, иератичность, аскетичность.—аскетическое направление. Но вскоре ослабление аскетичности. более спокойный стиль.

 

 

10.Иконографическая\ программа  росписи крестово-купольного храма.

Сер 9 –сер 11 веков. К 843 году закончилось  иконоборчество. Проблема: из-за иконоборчества прервалась традиция живописи, не было образцов. Необходимость украшать—необходимость разработки программ(этим занимались богословы) Главное, в связи с развитием литургии, было уже не рассказать сюжет, а передать духовный образ. Патриарх ФОТИЙ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО СИСТЕМАТИЗАЦИИ программы. Для борьбы с иконоборчеством он основал академию наук. Он учредил собор художественной элиты для разработки программы декорации. Итог - утверждены основные каноны, которые сохранились до наших дней. Исторический подбор сюжетов сменился догматическим. Нельзя точно сказать, какой храм-первый с новой программой. Но сохр проповедь Фотия при освещении ц.Неа, построенной Василием 1.(ц-не сохр) В проповеди - описание программы Купол: Пантократор, вокруг – ангелы Апсида: Богоматерь – Оранта Своды: патриархи(праотцы), пророки, ученики, ангеды. То есть архитектурный и идейный центры совпадали в куполе. Отсюда общее единство всего. Задача: показать полную власть  Бога над всем миром. Смысл храма раскрывался в литургии, ее разработали Иоанн Златоуст и Василий Великий. В росписи то, что наиболее свято-то выше. Купол и верх сводов, - небо.

Апсида, паруса, верхние части сводов - св.Земля. Стены и нижние своды—земной уровень. Каноны. Купол: обычно Пантократор, может быть Вознесение, редко - сошествие св.Духа на апостолов(если больше одного купола, то в главном - Пантократор, а во второстепенном - свошествие св.Духа или Вознесенре) В барабане: пророки, или апостолы. Паруса - всегда изо евангелистов. В конхе Апсиды-Богоматерь Оранта(может быть Богоматерь с младенцем) Ниже, под Богоматерью, в апсиде - Евхаристия, ниже - святители. В виме - по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. На алтарных столбах—Благовещение. На подпружных арках обычно - святые, мученики, св.воины(могут быть варианты) На стенах - изо священных сюжетов, изо отдельных фигур святых. В целом храм-образ всего мира. Четкая выделенная вертикальная ось - всегда. Могут быть и другие ориентиры(например по рукавам креста) NB В Византии низ стен - мраморная инкрустация. На Руси-росписи до пола. Как пример программ: - София Киевская 1037 год.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря 1154 год. Надеюсь, что все  помнят их)

 

 

11.Иконопись Македонского  периода.

Большая часть хранится в монастыре  св.Екатерины на Синае.

От 9 века не сохр. 10 век - новая техника  – темпера. Отсюда - более тонкое письмо, многослойность, нерукотворность, просвечивание слоев. Как и в  монументальной живописи – античные традиции(македонский ренессанс),но средства классического языка используются для передачи одухотворенности. -икона история создания неркуотворного образа(был трпитих?) Сохр 2 боковыке створки. Свободное, легкое письмо. -икона с изо св.Николая и св.?(еще какой-то святой) Золотой фон, правильноые пропорции, телесность фигур. -икона ап.Филипп конец 10 века. Более иррациональности. Правильные пропорции, легкость, просветленность. Созерцательность, строгость. -конец 10 нач 11 св.Николай, на полях - ио святых в медальоне. В центре сверху - Христос. Плоскостное тело, но объемный лик. От 11 века - очень мало. ??св.Георгий из ГТГ -икона из слоновой кости. 40 севастийских мучеников. По сторонам – отдельные святые. Сверху в центре - Христос и ангелы. Классичекская проработка тел, правильные пропорции.

 

 

12.Минитюра Македонского  периода.

Использование античного языка, правильные пропорции, объемность, несколько планов, к концу периода усиливаются византийские черты — более условно, схематично, усиление выразительности. Хлудовсвкая псалтырь. Сер 9 века. Античные приемы изобразительности. Первый лист: царь Давид, играющий на лире. Над ним - образ Христа.

Иллюстрация занимает поле, она или  отображает текст, или комментирует его. Миниатюры без позема, живость, разнообразные позы, свободная тезника, хотя простовата. Примеры сюжетов: вознесение Илии, царя Езекия поднимают на щите. Комментарии к спалмам – двуслойные:изо ветхозаветного сюжета(то есть отоюбражение текста пласма)+ тот сюжет из нового Завета, который он предсказывает. Иногда трехслойное — еще и отображение современности. 2 половина 9 века. Рукопись/:речь и проповеди Григория ЮБогослова. Рукопись - для императора Василия 1. Заказчкик –патриарх Фотий. Хранится в Париже. 2 половина 9 века - македонскицй ренессанс. Пик-при внуке Василия – Константине Багрянородном. Ориентир - классика,--торжественность, яркость красок, статуарность, тяжеловесность, объемность, пейзажный фон. Каждую проповедь предваряет миниатюра.Или единое изо, или фризы.Часто-втехохаветные и новозаветные изо. Пример: Видение пророка Иезикиля. Христианская топография Козьмы Индикоплова. (это текст –фактически пересказ св.Писания,+сведения по географии,истории  и т.д.) Хранится в Ватиканен. Нет фона. Пример сюжета:история ап.Павла. Начало 10 века-тот же стиль. Рукопись слов Иоанна Златоуста. Текст предваряют миниатюры с изо Павла и Иоанна Златоуста. Без фона, статичность, объемность, конкретность черт. NBПсалтыри: -маргинальные (иллюстарции вместе с текстом) -аристократические(илл. в раме, или предваряет текст) Парижская псалтирь. Изо: царь Давид. Пастухи, стада, есть воздушная перспектива, напоминает греческие буколики. 2 женские персонификации –мелодия и молитва, 1 мужская - гора Вифлеем(юноша) Образы восходят к античности. Битва с Голиафом: многофигурное изо. два изо Давида и Голиафа:1-битва,2 Давид убивает Голиафа. Иллюстрации к песням пророка Исайи. Молитва Исайи. Исайя и 2 пероснойфикации: девушка ночь, утро-мальчик. Золотой фон, но есть элементы пейзажа. Иллюстрации сборников по медицине. Изо по античным образцам. Так называемый свиток  Иисуса Навина. - пергамент, к картинам подписи. Фризовое изо. Это уникалььный памятник.  Сер 10 векка. Легкость, графичность. Евангелие из Староникитского монастыря на Афоне. Перед каждым евангелием – иозо евангелиста. 3чевт 10 века Новый  Завет с деяниями апостолов. Постепенный переход от античной традиции к византийской одухотворенности. Трапезундское Евангелие 3 четв 10 века. антиклассическая стилистика. Золотой фон, изо в рамах. Сюжеты: Сошествие во ад, хотя есть античные черты(персонификация ада - изхо старца) Но композтиция  - не классическая, вокруг мандолра славы Христа. Лик и тело Спасителя: неправильные пропорции, выразительнфый лик, сияющие одежды. Адам - гротесктоность черт. Изо евангелиста Марка. Условность, неестественность тела. Нарушена вся структура пространства, неправильность пропорций. 4 чевт 10 вка-нач 11 Василий 2. Переработка античности в сторону большей одухотворенности. Псалтырь Василия 2. хранится в Венеции. Изо Василия в окуржении святых воинов, его коронует Христос. Золотой фон, плоскостность фигур. Деяния Давида на одной странице-6 миниатюр. Менологий Василия 2.=месяцеслов. 430 миниатюр с подписью имен художников. Сцены из житий святых. Золотой фон, архив или пейзажный фон. Возрастание значение лика, увеличение бестелесности тела, портретность. Пример: Ариан Кипрский. Св.Аверкий в молитве. У разных мастеров – разные особенности: у кого-то больше античных черт, у кого-то больше графичности, условности. ЕВангелие 588 из Афонского Дионисийского  монастыря. Условность проработки, графичность. Евангелие из мон.св.Екатерины на Ситнае. Отдельные изо: 4 изо евангелистов, Христос, Богоматерь, святые. Золотой фон, правильные пропорции. Но строгость, суровость, статичность.

 

 

13.Миниатюра комниновского  периода

Книжная миниатюра достигла наивысшего расцвета в конце 11 в. в оформлении рукописей сложился чисто миниатюрный стиль, установилось новое отношение текста и иллюстрации, последним стали редко отводить целый лист. Миниатюры, лишенные обрамлений, либо заключенные в узкие рамочки, располагались в виде крохотных изображений на полях и в тексте. Фигуры образовывали очертания букв, вплетались в текст, создавая вместе с ним строгое композиционное единство. Фигурные инициалы этого периода отличают изящество, четкость силуэта и легкая читаемость. В небольших буквах часто заключены целые сцены, иллюстрирующие текст. Крохотные композиции из нескольких тщательно выписанных фигурок составляют ясный по форме инициал, литеру. Характерно, что в византийском искусстве изображение человеческого тела даже в буквенном инициале оставалось анатомически правильным. Очертания буквы образуются при помощи движений, жестов персонажей, а не деформацией фигуры, подчинившейся стихии орнамента, как это было в западноевропейском искусстве. Орнаменты и инициалы достигают ювелирной тщательности отделки. Художники с удивительным искусством использовали тончайшую линию и нежные оттенки красок. Живописные иллюстрации, заставки и инициалы воспринимаются на фоне строк, написанных подчас золотом и пурпуром, как драгоценные ювелирные изделия. Лондонская псалтирь (1066) исполнена Феодором из Кесарии. Старая сирийская традиция. Маленькие, изящные фигурки, движения легкие, непринужденные, зрелая техника, тонкая золотая штриховка. Ирреальный  условный пейзаж. Евангелие в Париже и в Вене. Парижское – миниатюрные фризовые композиции. Крохотные фигурки, изумительное совершенство. Краски образуют нежную гамму, водянисто-синие, клубничные. Тонкая золотая штриховка. Посвящено императору. Венское Евангелие. Разбросанные микроскопические иллюстрации. Изумительные. Легкие фигурки, нематериальные, нежные краски. Вместе с золотом – редкое по красоте. Евангелие в Афинах. Изящные заставки, символы евангелистов. Ориентализирующий линейный стиль. Евангелие с Синаксарем, Слова Григория Назианзина. Виртуозность исполнения, восточные сиро-палестинские черты, легкие, тонкие фигурки. Фигурные инициалы клевые. Менологии. Яркие синие фоны, святые в ряд, элегантные пропорции, разделка одеяний. Новый завет и Псалтирь из Ленинграда и Евангелие с Афона. Тончайшие инициалы, вытеснившие звериный орнамент. Новый завет украшен заставками с фигурами апостолов. Единое композиционное целое. Каждая страница – шедевр книжного искусства. Колористическая гамма изысканная. Приглушенные краски. Аналогичный стиль у Псалтири. Колорит ярче. Тона переливаются и контрастируют с золотом. Столь же виртуозно Евангелие в Дионисиате. Фигурные инициалы. Слова Иоанна Златоуста – образец крупной книжной иллюстрации. Ее миниатюры на весь лист дают представление о монументальной живописи, фигуры не объемные, пространства нет. Богатые узорчатые одеяния, клевый контур. Золотой фон. Движения застылые, условные, фронтальное положение. Богатейшая орнаментика одеяний. Сильное влияние востока. Сопоставление больших и малых фигур. Эллинизма больше нет. Определенные краски, наложены ровными слоями.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"