Шпаргалка по "Искусству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Искусству"

Работа содержит 1 файл

art-bysantium-answers-2009.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

14.Иконы комниновского  периода

Комнины 1057-1204. Искусство -более разнообразое, нюансированное, 11 век- лассическое  время для Византии. Более аристократичное, утонченное иск=во. 1 половина 1 века-быстрая  смена императоров. Усиление роли аристократии При комнинах—рост эмоциональности, выразительности в искусстве, Одухотворенная классика и естественность. Гармония и одухотворенный покой. Иконы Комниновского периода. Много - на Синае. Конец 11 –нач 12 – созр и в других местах. Иконы для храмов и для домов. Типы икон: отдельное изо, изо праздников, многосюжетные.  -икона менологий 2 створки, Синай, конец 11 века  -икона с изо нескольких праздников (12 праздников +изо избранных святых)  -Рождество. + все сюжеты, связаные с Рождеством.— повествовательность,  Синай.  Типология: темплан---горизонтальная доска, на ней - изо нескольких праздников. Обычно главные праздники и страстной цикл. Менологии появляются во второй половине 11 века. На 1 месяц, на 3 и даже на целый год. Поверхность разделялась горизонтальными полосами на ряды в соответствии с церковным календарем. Интерес к житийной литературе, образам святых и подвигам.  - маленькая мозаическая иконка с изо Св. Николай Чудотворца  - рождество Христово из монастыря святой Екатерины на Синае.  Интерес к монашеской теме. -конец 12 века Лествица из Синая По лестнице поднимаются монахи — разные степени аскетизма конец 12 века -Чудо архангела Михаила в Хонех конец 12 века Он отвращает воды реки от церкви Классичность, рафинированность.  Возникает ряд крупных и монументальных икон. - 2 волна аскетического направления. Симметрия построения. Крупные плечи, округлая шея. Архитектоничность в идеальной, надмирной сфере. -мозаичная икона из Стамбула из монастыря Паммакаристос  Богоматерь Одигитрия  - мозаичн.икона Иоанн Предтеча. Из греческого патриархата в Стамбуле. Образы Богоматери:  -Богоматерь Владимирская 20-30-ые годы 12 век, на обороте-14 век Страсти Иконография Умиление. Классическое направление. Поверхность сильно искажена поновлениями и реставрацией. Живопись выглядит нематериальной. -1 четв 12 века Богоматерь Киккотисса с младенцем с Синая. Младенец взыграл. Тонкий образ на золотом фоне. Красные и синие насыщенные цвета. Их немного – акценты. Вокруг - пророки, вверху - Христос в сиянье славы, и 4 символа евангелистов, серафимов и херувимов. Богоматерь в круглой арке и как бы в апсиде. Символическая многозначность и богословский интеллектуализм. Классическое направление живописи. Образы Христа. Созерцательность и связанность с ними сосредоточенность. Во второй иконе – более внятный и более подчеркнуты черты отрешенности и сосредоточения. - Елеймон – мозаическая иконы - Пантократор из галереи Боргезе.- из Афона 2 мозаичные иконы: св.Дмитрий и св.Георгий. Узкие, вытянутые. Созерцательность, правильные черты. Сейчас разные иконы. Смирение и кротость. Отсутствие динамики. Близко к Дмитриевскому собору во владимире и михайловскому златоверхому . Богатые патрицианские одежды.  - Эрмитаж Григорий Чудотворец сер -2 пол 12 века. По пояс. Фронтально. Крупная, светлая фигура. Высокий лоб, благородные морщины. Ткани одежд невещественны и преображены светом. Утонченность,

 

 
15.Монументальная живопись  комниновского периода

Аскетическое направление. Монументальная живопись 12 в. в самом Константинополе представлена мозаиками Св. Софии: это императорские портреты и деисусная композиция, сохранившиеся в южной галерее собора. Деисус (моление) в южной галерее Св. Софии – одно из лучших произведений всей византийской живописи. От слова «деисус» произошло название широко распространенной иконографической композиции, изображающей моление святых за человеческий род перед Христом. Традиционный деисус включает изображение Богоматери (слева, по правую руку Христа), Иоанна Предтечи (справа), а также архангелов и апостолов. От первоначальной композиции в храме Св. Софии, состоящей из трех фигур – Христа, Богоматери и Предтечи, сохранилась лишь верхняя часть. Это произведение являет собой замечательный образец лучших достижений византийского искусства, соединявшего серьезное, полное глубокой духовности содержание и исключительное художественное качество. В это время возникли всемирно известные живописные ансамбли храма Софии и Михайловского Хлатоверхого монастыря в Киеве, церкви Св. Пантелеимона в Нерези, соборе в Чефалу. Исходя из византийских образцов и при участии пеллы в Палермо, собора Св. Марка в Венеции, собора Успения Богоматери в Монреале. Попав на периферию, столичное искусство сталкивалось с местными вкусами, устремлениями, традициями. Взволнованные, полные экспрессии образы уступали столичным образцам в отвлеченности и изысканности, но обретали большую земную человечность. Живописной техникой периферийных центров чаще оказывалась фреска. Расцвет периферийных школ приходится на 12-13 вв. Сан-Марко: центральный купол – Вознесение, вокруг апостолы и ангелы между деревцами. В простенках барабана – персонификации добродетелей. Своды между куполами – евангельские сцены. Восточный купол – Христос Эммануил и пророки. В южном куполе – крест и местночтимые святые. Санта-Мария Осунта на о. Торчелло: трехнефная базилика с плоской кровлей. Мозаики в алтарной части. Монастырь Дафнии близ Афин. Главный храм – октогон на тромпах. В куполе – пантократор, в нартексе – житие Богородицы (классич. черты, но индивидуальность). В тромпах – благовещение, преображение, рождество, крещение(золотой фон, пластическая обработка). Западный пролет креста – Успение, южный рукав – неверие Фомы. Дафнии ближе всего к классическому искусству

 

 
16.живопись комниновского  периода на периферии (кроме  Италии)

время расцвета м. Живописи на периферии. Много мастеров кочевали по разным городам. Салоники. Есть основание думать, что все еще художественный центр. Не ограничивались пассивным усвоением. Находились под постоянным влиянием славян и собственное богатое наследие. Церковь Богородицы Елеусы, Велюса. Более поздний этап. Фрески датируются к. 11- н. 12. тяга к линейной стилизации волос и светов на лицах. По строению форм тесно связаны с художественными традициями. Апсида – поклонение жертве. Зачаточная форма. Два святителя обращены к трону, два других – в фронтальном положении. На троне – подушка с Евангелием, на котором голубь. Позднее трон заменит алтарь с Христом в чаше. В конхе – Богоматерь с младенцем, в куполе – Христос, Оранта, апостолы, ангелы, пророки, в северной и западной апсидах – сошествие во ад и сретение. Композиция собор архангелов, нетипичный для этого времени. Более условная проработка объемов и форм. Новизна иконографических решений, тонкая манера исполнения. Превосходят по качеству все остальные, поэтому, скорее всего, константинопольские мастера. Церковь Косьмы и Дамиана в Кастории. Апсида – фигура сидящей Одигитрии, которую окружают ангелы. Ниже – фриз с 4 святителями, на алтарных столбах – Косьма и Дамиан, на стенах сцены из жизни Христа и Марии. Лучшие фрески – в алтарной части. Искусство лишено тонкости, кисть полна энергии, недостаточно точна, нарушены пропорции, нарочитая стилизация, мелкие складочки, огрубление фигур. Капелла монастыря Иоанна Богослова на Патмосе. Богоматерь на троне с младенцем Христом между двумя архангелами, Троица, Введение во храм, беседа с самаритянкой и др. сюжеты. Эти фрески отн. К последнему десятилетию 12 в. появляется новая струя, синий фон, обобщенные силуэты, Огромная монументальная фигура Богоматери, энергичность, а не строгость и отрешенность. Дафни под Афинами. Мозаики Дафни, представляющие редкостный по красоте ансамбль, подчиняются той же декоративной системе, что и мозаики первой половины 11в. украшая только своды и верхние части стен, подчеркивая архитектурные членения храма, все композиции одновременно и самостоятельны, и являются органическими частями единой системы. Изображения лишены скованности, фигурам приданы легкие повороты. Колорит отличается поразительным богатством чистых нежных красок. Только в изображении Пантократора на смену тонким созвучиям мозаик нижнего яруса пришли густые синие и черные тона, а величавая гармония уступила место сверхмощной энергии  образа. Работу мастеров Дафни выделяет исключительное чувство оптических качеств поверхности стен, ниш, куполов. Византийские художники умело использовали известную с античности систему курватур. Чтобы избежать сильного уменьшения изображения по мере их удаления от зрителя, мозаичисты последовательно увеличивали размеры фигур от пола к куполу, удлиняли фигуры, чтобы предупредить нарушение пропорций при восприятии снизу. Изображения, располагаемые в полукружиях, увеличивались в ширину по мере их приближения к краям, чтобы крайние фигуры не казались слишком тонкими из-за резкого угла сокращения. Аналогично в зависимости от условий освещения художниками выравнивались плотность и сила цвета мозаики. Византийское искусство, достигшее в 11-12 вв. апогея в своем развитии, начало триумфальное шествие по всему христианскому миру. Церковь Архангела Михаила в Киеве. Композиция Евхаристия. Сложный линейный ритм, свободное расположение фигур. Сан-Марков Венеции: центральный купол – Вознесение, вокруг апостолы и ангелы между деревцами. В простенках барабана – персонификации добродетелей. Своды между куполами – евангельские сцены. Восточный купол – Христос Эммануил и пророки. В южном куполе – крест и местночтимые святые.

 
17.Византийская комниновская  живопись в Италии

Греческим мастерам помогали местные  художники. Этим объясняются некоторые  сюжеты и иконографические схемы, заимствованные у западных декораторов, а также изображения латинских святых в этих композициях. Важно отметить, что большинство таких иконографических новшеств века, как молящиеся святые и епископы, в нижнем ярусе апсиды, священный трон, уготованный для Страшного суда посреди них, «Причащение апостолов» во втором регистре апсиды, «Оплакивание», цикл детства Богоматери и прочие сюжеты, распространенные в других местах, в этих церквях отсутствуют. Святые епископы даже полностью исключены из апсидной декорации и заменены апостолами (собор в Чефалу) или святыми (Монреале, Сицилия). Сицилийские программы носят архаический характер по сравнению с константинопольскими, хотя, казалось бы, они должны были соответствовать духу времени благодаря происхождению их мастеров. В соборе Чефалу (1148-1170) у Пантократора, изображенного в апсиде, - раскрытое Евангелие с надписью на двух языках: греческом и латинском. Богоматерь Оранта и четверо архангелов в царских одеждах с императорской хоругвью и державой занимают второй ярус, в то время как двенадцать апостолов изображены на двух следующих регистрах. Свод пресбитерия украшает композиция из ангельских сил, выполненная немного позднее. Лица смоделированы штрихами, каскад складок и резкие контуры не нарушают пластичность форм. При внушительных размерах, превосходящих размеры других фигур, Христос в апсиде кажется особенно величественным и одухотворенным. Глядя  на такое творение, думаешь о каких-то божественных силах, заключающихся в этом образе, готовых по единодушному мнению иконопочитателей, проявить себя. В соборе Сан Марко в Венеции святые Петр, Марк, Гермагон и Николай под Христом в апсиде были выполнены греческими мозаичистами. Иконографическая программа оставалась  в основном верной византийским канонам. Что касается стиля, он незначительно отличался от греческих и славянских росписей. В целом, для декоративного убранства собора Сан Марко мастера руководствовались программой, которая была в основе украшения церкви Апостолов в Константинополе. В восточном куполе – поясная фигура Христа Еммануила. Сын Божий – перед Преображением. Еммануил является  также символом евангелистов. Центральный купол занимает пафосное «Вознесение». За «Вознесением» в простенках следует тема, заимствованная из западной традиции: персонификации семи Добродетелей и девяти Блаженств. По всей драматической задумке и резким контрастам композиция «Распятие» очень напоминает композицию в крипте собора в Аквилее. Последняя композиция исполнена большого драматизма. Иконописцы руководствовались в своем творчестве апокрифическими текстами, в частности Евангелием от Никодима. В «Страшном Суде» на первом плане располагается деисус с херувимами. Базилика Сант Анжело ин Формис (1072-1086) в окрестностях Капуи и ее византийская роспись не представляет точных аналогий константинопольским программам. Таким образом, программа украшения апсиды является латинской, заимствованной из восточных схем, с Христом во славе, окруженным четырьмя животными, а ниже – архангелами Михаилом, Гавриилом и Рафаэлем, аббатом Дезидерием и святым Бенедиктом. В нефе помещены евангельские эпизоды, а сцены из Ветхого Завета занимают пределы. Большая часть этих композиций напоминает каппадокийские или древнессирийские сцены. «Страшный суд» развертывается по всей западной стене. Фрески притвора, относящиеся, скорее, к к. 12 в., сопровождены надписями на греческом языке. Считается (и с полным основанием, что они выполнены константинопольскими художниками).

 

 

18.Искусство 1 половины 13 века(до 60-ых гг.)

Начало 13 в. ознаменовалось захватом Константинополя. В апреле 1204 г. город был разграблен крестоносцами, участниками Четвертого крестового похода. На развалинах Византийской империи образовались новые латинские государства. Император и его приближенные бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 г. Ища убежища, сюда переселялись многие деятели культуры. Никея в годы изгнания стала хранительницей византийских традиций и центромЗамечательные фрески были созданы в Сербии. Идет расчленение империи и рост балканских и славянских государств, (эта тенденция началась еще до крестового похода, Первое Болгарское царство).

Много пытались создать произведений искусства (Федор Меохит). Если бы не 1204 год, церковь, скорее всего, не поощряла бы подобных настроений. Теперь речь шла  о спасении империи. Все должны были принимать в этом участие, а идеи гуманизма могли помочь возродить Византию. Писали различные трактаты, обрабатывали псалмы и т.п. Некоторые ценности, тем не менее, утратили свою силу. Неуверенность и сомнения в том, что Византия является самой классной. Даже возвращение Константинополя не могло этих сомнений развеять. Другие причины нового языка: расцвет искусства Запада, поэтому византийцы начинали сомневаться. С одной стороны, они не хотели принимать то, что им навязывали, но ценность западного искусства видели. Кроме того, художники часто выезжали за рубеж и видели новое искусство и работали в новых условиях. Предвестники нового искусства начали появляться еще в к. 12 в. в 13 веке появился Палеологовский ренессанс. Сдвиг в фундаментальных основах византийской эстетики (в эмоциональной выразительности). Умы еще не созрели для понимания необходимых перемен. Нужен был новый выразительный язык. В Никее и Константинополе сохранились только фрески в церкви Св. Ефимии. Большая часть памятников в Сербии, Салониках, Трапезунде. Большая часть – в Сербии. Причины: большие амбиции, культура, финансовые возможности и наличие художников из Константинополя и Никеи, работавших в Сербии. Церковь Успения Богоматери на Студенице (сооружена Стефаном Неманей) была расписана в 8-9 годах. Графическая проработка, декоративные приемы, чрезмерное удлинение фигур – исчезли. Уступили место моделировке фигур. Светлые яркие краски, разбавленные иногда золотистыми тонами. Программа все больше отдает предпочтение западной стене для композиции Распятия. Бесспорное иконографическое и семантическое обогащение содержимого. Под телом Христа – Богоматерь с двумя святыми женами, Иоанн и центурион, признавший Божественность Христа. Прямо над ними под вытянутыми руками Всевышнего персонификация Церкви, охраняемой ангелами, набирающей в чашу кровь Христа. Ниже – персонификация поверженной Синагоги, подталкиваемой ангелом к краю композиции. Победа христианства над иудейством. Совсем наверху – два печальных ангела, фланкированных двумя пророками, предсказавшими это событие. Персонифицированные луна, солнце, звезды вносят лирическое настроение в композицию. Остальная часть программы обычная. На 4 пилястрах – святые покровители первых князей династии. Портреты Стефана Немани и его сыновей сгруппированы выше гробницы основателей. Росписи сделаны художниками из Константинополя. Групповой семейный портрет Неманей. Они потом будут в Сербии часто повторяться. Фрески церкви Богородицы Левишкой в Призрене почти исчезли, но можно разглядеть, что в сцене «Исцеления слепого» лица даны в новой трактовке. Мягко очерченный нос (как в раннехристианских). Новые идеи. Прогресс. Церковь Спаса Нерукотворного (Солоники) 18 великомучеников. Видно, что мастер – дарование. Очертание ртов и глаз, свободная живописная трактовка, широкие мазки. Эти лица не имеют ничего общего с аскетичными образами, к которым тяготела традиция прошлого. Этому новому подходу к рисунку, стремлению очеловечить лица изображаемых не суждено было стать общим правилом, но все же видим довольно часто. Епископская церковь в Эвритании смелый характер, много изменений. Духовность заменяется на человечность. Художники возвращаются к объему, вдохновение из античных памятников. Задача простая. Особое внимание – анатомии, подчеркивают ее одеждой, тенями, светом, моделировка, полутона. Эмоциональная сторона образа. Ей наделяются даже святые и патриархи. Движения становятся легкими, в рисунках преобладают кривые линии и округлые формы. движения развертываются по плоскости, попытки создания перспективы, новый ландшафт. Драпировки и пейзаж занимают все более заметное место. Церковь Вознесения в Милешево. Имитация стиля фресок в церквях Солоник. В апсиде – несколько епископов и патриархов, сцены разворачиваются справа налево и снизу вверх. Редкая сцена с изображением Христа, благословляющего апостолов перед своим вознесением. Значимость портретов в нефе, их пытались подчеркнуть (Владислав с макетом церкви, а над ним – ангел, возвещающий Марии о Воскресении Господнем). Изображен Константин Великий, причисленный к лику святых и ставший образцом для всех.

 
19.Искусство второй  половины 13 века

Палеологовский ренессанс –  последний высочайший взлет византийского  искусства. Император Никеи Михаил Палеолог после отвоевания Константинополя  основал династию, давшую название «возрождению» в искусстве  конца 13 – н. 14 в. и всему позднему периоду истории византийской культуры. Борьба с иноземцами вызвала к жизни стремление отстоять национальное своеобразие. Гордые византийцы снова вспомнили о своих истоках. Философия, литература, искусство по византийской традиции обратились к славному эллинскому прошлому. Восстановление империи сопровождалось строительной деятельностью, но прежних богатств Византия навсегда лишилась. Постепенно реставрировали дворцы, обновлялись церкви и росписи, отстраивались городские укрепления. Не было средств для строительства новых больших храмов, поэтому церкви в Палеологовскую эпоху строились маленькими, как часовни, или перестривались из старых. В культовых зданиях существенно возросла роль наружной декорации. Для оформления фасадов применялась двухцветная кладка, сочетающая белый камень и кирпич. Стены украшались нишами, разнообразными арками сложного профиля, тройными окнами. В архитектурных интерьерах этого периода ощутимы расчлененность и обособленность, утратилось единое пространство, характерное для средневизантийского храма. Изменилось мироощущение византийцев, сказывалось стремление отгородиться от враждебного внешнего мира; иные оттенки обретало и религиозное чувство, в котором стало больше личного, индивидуального начала. Наступила эпоха интенсивнейшей работы по конкретизации идейных сдвигов Никеи. Стройная художественная система. Исходная точка – передовое искусство зрелого 12 в. нарастание чисто живописных элементов. Борьба между консервативными течениями и передовыми направлениями. Меняется иконография, всплывают драматические эпизоды и чисто жанровые детали, вносящие оживление: изгибается тело Христа в Распятии, голова склоняется (Армянское Евангелие), Богоматерь падает в обморок. В сцене Рождества Мария кормит младенца грудью. Да и вообще, все они кормят грудью. Тип умиление принимает более сложный характер. Появляется тип Взыграния, измененная Одигитрия, меняется Преображение, приобретает динамизм, ученики – в резких порывистых позах (Иаков аж упал). Нарождение нового стиля легче всего проследить по миниатюрам. От раннего 13 века – несколько провинциальных рукописей. Евангелие от университетской библиотеки в Тюбингене. Миниатюры выдают известное оживление. Одеяние архангела в Благовещении развивается, во Входе в Иерусалим – играющие дети. Хотя иконография сохраняет немало пережитков, это не слепое копирование. Более свободный дух. Но традиции 12 века еще остаются.  Роль организующего центра у Константинополя.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"