Шпаргалка по "Искусству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Искусству"

Работа содержит 1 файл

art-bysantium-answers-2009.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

 

27.СВ.София Константинопольская.

532-537 года. Это купольная базилика. 71 на 77 метров. Трехнефная. 1 храм - еще  при Константине. При Юстиниане  в начале 526 году было восстание,  страшно подавленное. Чтобы замолить массовые убийства, Юстиниан решил построить храм на месте сгоревшей церкви. +необходимость главного городского собора - для утверждения мощи империи. София. пирамидальная композиция. иерархия объемов. Тип купольной базилики, но огромные масштабы и пространства. 1 центральный купол, для передачи распора- полукупола, для укрепления – контрфорсы (в 9 веке) Был атриум. Экзонартекс, затем нартекс .- в них - крестовые своды. Стены - плинфа. Множество окон, дематериализация стены, массы. Высота от пола до купола-64 метра. Диаметр 32 м. Архитекторы: Анфимий из Трал, Исидор из Милета. 4 огромных столба. План стремится к квадрату. С В и З - две огромных полукупольных конхи. На В -апсида, + к ней примыкают 3 экседры. Пространство: спокойное, центрическое, созерцательное. 2 боковых нефа, они отделены колоннами от центрального. На 1 ярусе-4 колонны, на 2 – 6. Переход от сводов к куполу -через паруса. Многочисленные окна. Так как всю тяжесть принимают столбы, а распор -полукупола (на З и В),а на С и Ю распор через столбы -на контрфосры. Сочетание продольного движения при входе и центричности под куполом. Тектоника скрыта от зрителя. Стены - в мраморной облицовке (внизу) и мозаиках (сохр частично) Главный эффект-парение купола.

 

 

28 вопрос. Купольные базилики.

NB София Константинопольская - смотрите отдельный вопрос по ней. ИЗ купольной базилики – затем - крестово-купольный храм. В типе куп. Базилики - соединение 2 идей: Продольное движение и центрическое предстояние. проблема: у купола - распор, надо его погасить. Базилика св.Ирины в Константинополе(первая 4 века - обычная базилика., затем перестроили в 6 веке купольную, купол перестроен в 7 веке) 6 век: трехнефная, с одной апсидой, граненной.  Полосатая кладка. Кирпичные стены с большими окнами. В боковых нефах - крестовые своды. 2 яруса. На западе - цилиндрические своды. В 6 веке-1 купол,затем-2-ой над базиликальным хвостом. В 7 веке подпружные арки продлили до внешних стен---получились рукава креста, то есть фактически крестово-купольный. А алтаре - маленький театрон для епископов (в этом храме часто проводили соборы). В апсиде 3 окна. Ц.Марии в Эфесе Базилика еще с 4 века,3 нефа, со стропильным перекрытием. В 6 веке приделали купол на 4 столбах. Для погашения распора -цилиндрические своды. Купол рухнул. Ц.св.Тита на Крите. Для погашения распора -полукруглые апсиды. NB появление боковых апсид. Сирия. Ц.Каср ибн Вардан рядом с дворцом. Полосатая кладка. Апсида вписана, снаружи не выявлена. Основной вход - на юге. 3 нефа. Натрекс шире храма. По бокам - две лестничные башни. Тип компактной купольной базилики. Распор на цилиндрические своды.(З и В). На С и Ю - только подпружные арки. Есть зорпы. На З т-образные столбы. На В - г-образные. Здания крестообразного плана. Ц.св.Апостолов в Константинополе(не сохр) В центре -саркофаг Константина. По сторонам - саркофаги апостолов. По сути-2 пересекающихся базилики. 5 куполов. 2 яруса, круговой обход. возможно он стал образцом для св.Марка в Венеции. Ц.Св.Иоанна Богослова в Эфесе. Первоначально 5 век - обычная базилика с плоским перекрытием. З-В 3 нефа, С-Ю-5 нефов. Затем 6 куполов. План латинского креста. Был артий.+5 куполов над нартексом. Между столбами - аркады на колоннах. Чуть расширены подпружные арки для погашения распора. Полосатая кладка. Но столбы - из камня.

 

29.Проблема возникновения  крестово-купольного храма.

7 век-нашествие арабов. обеднение  населения, изменение мировоззрения  у византийцев. +развитие литургии---необходимость  нового типа храма. Бог -прост,  един, неизменен, абсолютен. В  Купольных базиликах - сложное пространство, нет полной центричности, простого единства, молящиеся делятся на группы. Новое представление богословской мысли—необходимость нового типа в виде свободно расположенного креста, вписанного в квадрат. В центре –купол. Сложно проследить формирования кр-куп. Храма(примерно 600-850гг) Сохранилось около 12 храмов этого периода. В формировании кр-купольного типа Константинополь не играл важнейшей роли. NB есть теория происхождения кр-к храма из купольной базилики, хотя есть и храм св.Дмитрия (Осиос Давид) еще 3четв 5 века - фактически сложившийся кр-к храм. хотя и маленький, так что скорее всего, формирование параллельно, но в зависимости от культурной потребности тот или иной тип доминировал. Однако если следить по 1 теории, то вот такие памятники(хронология не зависит) Дере-Ази (в Малой Азии) нач. 10 века. Купольная базилика трехнефная с выделенным куполом. В целом старая структура, 2 яруса, круговой обход, но купол – по центру и подпружные арки на З и В расширены для приема распора. На С и Ю - узкие подпружные арки. они не держат распор, он передан на контрофорсы боковых стен. С-З и В от купола идут цилиндр своды. Храм в Мирах Ликийских (Ц.св.Николая 8 века) Укороченная, расширенная купольная базилика. Купол в середине. В боковых нефах -цилиндрические своды, есть круговой обход, масса стены расширяется, а проемы уменьшаются. Есть нартекс и экзонартекс. Гераса Ц. св. Апостолов, пророков и мучеников 465 год. По сути 2 перекрещивающиеся базилики, на пересечении крест с средокрестием, в центре был шатер? 1 апсида, по углам отдельные замкнутые капеллы. 6 век а Анталии Кумани-Джами. Купольная базилика, но вместо купола шатер, + выделены 4 рукава креста, в углах - пониженные капеллы. Но нет сводов, плоское перекрытие. 2 ярусный круговой обход. Крестово-купольные храмы. Ц.Успения в Нике (не сохр) конец 7 –нач. 8. 3 нефа, 3 апсиды, квадр план, в центре купол, по сторонам-4 цилиндр свода (рукава креста) Но есть и круговой обход. Виден пространственный эффект центра. Есть дьконник и жертвенник, одноярусный обход, с вписанным в него нартексом. приподнятый граненный купол. тройные окна на рукавах креста. На западном фасаде лопатки соответствуют столбам. Позакомарное перекрытие? В стене - ниши. Подпружные арки увеличены за счет подкупольных столбов. Фессалоники Ц. Осиос Давид 3четв 5 века. небольшой крест - к. храм. купол на четвериком опор и 4 рукава креста - цилиндр своды

По углам - пониженные своды(внешне-пониженные компортименты). Св. София в Фесаллониках нач 8 века. Кубическая в объеме, квадратная в плане. Рост крепостного характера построек. Возрастание интереса к массе. У купола растет барабан. 3 апсиды граненные. Снаружи – барабан - кубический постамент. В стенах много окон, но они не сливаются воедино. Есть выступающие контрофорсы. Равноконечный крест, мощные опоры с внутренними прохода, то есть у опор как бы 4 ноги. Вся структура 2-ярусная. +галерея –обход. Окон меньше---полумрак. Все перекрыто цилиндр сводами. К западному фасаду приделана башня. Есть нартекс с крестовыми приподнятыми сводами.—напоминают плоские куполочки.

 

 

30.Архитектура Константинополя  9-12 веков.

В Константинополе все храмы  этого времени - крестово-купольные  на 4 колоннах. Сев. церковь монастыря Липса 908 год. В 13 веке пристроили Южную церковь. Обе церкви окружены в 14 веке экзонартексом и параклесие (пристроенный ней на юге). Сев. церковь. рукава креста ясно выделены. колонны держат купол. Кругового обхода нет. В углах - маленькие ячейки, план –прямоугольный. В рукавах - цилиндрические своды. В боковых компортиментах - крестовые. Колонны---церковь зального типа. В нартексе крестовые своды. Галерей нет. 3 апсиды. В жертвеннике и дьяконнике - крестовые своды лепестковой формы. Пространство едино и цело. Смешанная кладка: плинфа и камень(константинопольская черта). Хоры только над нартексом. Наверху есть закрытые помещения. как туда попасть? 2 теории. Брунов: было 5 нефов. Другая теория: были внешние мраморные балкончики. Рукава креста приподняты, барабан вытянут, прозрачность стен, изысканность. В апсиде-3 окна. Свободное текучее пространство. Мерилейон(усыпальница императора Романа). Храм на храме. Нидний - на 4 колоннах, без купола, с крестовым сводом. - это усыпальница, верхний - собствено храм, на 4 столбах. Мощь, целиком из кирпича. Сильные контрфорсы. Пониженные угловые компартименты. Окон много, масса стены облегчается. хотя при этом пластичность. высокий барабан с 8 окнами. План - свободный вписанный крест. !!!!особенность Мерилейона: все ячейки перекрыты крестовыми сводами, даже рукава креста. Фасад делится на 3 яруса окнами. Халендор Хане Джами. Конец 11-начало 12 века. Большой храм. полосатая кладка. позакомарное покрытие. Столбы - продолжение стен, они слиты со стенами. 3-ярусность. Купол тыквообразный. Все облицовано внутри мрамором. Алтарные столбы имеют большие мраморные рамы для мозаических икон. Ц.Федора(Килисе-Джами) Примерно 1100 год. Типичный константинопольский храм. На 4 колоннах. Повышенные рукава креста. пониженные боковые компортименты. В плане - квадрат. 1 купол.5гранная апсида. С большим традиционным трехстворчатым окном. Сверху каждой грани - ниша. Полосатая кладка. Есть нареткс. Позже в 14 веке пристроен экзонартекс с 3 куполами. Одноярусность - главенство вертикали. Над нартексом - галереи. 3 церкви монастыря Пантократора. Они объединены как внешне,так и внутренне. В центре - однонефная двухкуполная (купола опираются на подпружные арки). усыпальница Имануила Комнина Сер 12 века. Северная церковь -однокупольная, крестово-купольная на 4 столбах. Южная-2 купола. С и Ю большие. NB 12 век-увеличение масштаба построек. Все апсиды граненные, со сплошными окнами с колонками. Над окнами - ниши. позакомарное перекрытие. Сев. ц. - раньше Ю. Ю-2 половина 12 века. Перед южной - экзонарткес. Кладка - полосатая. Ю - на 4 колоннах. надо нартексом - галерея. В Сев. Церкви на полу-12 мраморная инкрустация с изо подвигов Геракла.

 

 

31.крестово-купольные  храмы Греции 9-12 веков.

Кроме Дафнии, Кафоликона монастыря  Хосиос Лукас и Неа Мани на о.Хиос- все храмы Греции- крестово-купольные  на 4 колоннах. греческие черты: полосатая  кладка. Паребрики. Но в Афинах—каменная кладка. Афины. Агора. Храм св. Апостолов.11 века

Небольшой, изысканный. Ярко выраженный крест. Особенность: снаружди между  рукавами креста- трехгранные выступы- аписидионы. +присавленный нарткес. есть остатки атриума. Афины церковь свв.Федоров. сер 11 века Иерархия объемов Ложные тройные окна. Куфический шрифт (имитация арабского) Тенденция к утолщеию стен, к зщатемненности. Храм-замкнутый мир. Ц.Капникарея в Афинах 11-12 века. Открутый экзонартек. +купол над приделом  с сев стороне. Ментшье окон,у величение массивности. Статичность. Нарастание обхемов. 3 3-гранные апсиды. Ц.Малая Метрополия 2 пол 12 века. Уменьшение масштабов. Каменная кладка с включением мраморных плит с рельефами (взятые из разных эпох -античность, раннее христианство) Пониженные боковые компартименты. Мербака.(провинциальный город) Храм сер 12 века.храмы подобные этому по всем греч провинциям. Крестово-купольный на 4 столбах, боковые компартименты понижены. Мало окно, мало естественного света. Толстые столбы. Толстые стены.  г.Элис. храм похожд на храм в Мербаке,но чуть другие пропорции Фессалоники Ц.Панагеи тон Халкоен на 4 колоннах Целиком из кирпича. Очень высокий барабан. Позакомарное перекрытие Над нартексом-2 купола. Пластическая интенсивность стен. Иерархия объемов. Логичная структура.

 

 

32.Октогон на тромпах

Как подтип крестово-купольного храма  появился тип октогона на тромпах. .Неа-Мани. Монастырь –на острове, основан  Константином Мономахом. сер 11 века Крест-купольный  октогональный с трмпами(переход от сводов к куполу) Большой купол на высок барабане. 3 апсиды. С запада- огромная колокольня (поздняя), экзонартекс и нартекс. Купол реально оприается на 8 опор, но эти опоры-выступы стен, на которые еще наложены пилястры .в углах-тромпы.итого-8 арок. Купол перестроили после землятресения. В 17 веке.  Над экзонарткесом-3 маленькх купола с мозаиками. Купол главнй -в диаметр храма, так как опоры -в стене, то единое пространство. стены толстые, та как тяжесть купола на них. Между аркоцй и тромпом- парус, итого 8 парусов. Во всех тромпах мозаики. По углам-маленькие колонки. для облицовки стен внутри- мрамор, темный--напряженность.Самый большой храм на тромпах кафоликон 1 пол 11 века монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Купол здесь-на 8 опорах,но есть и тромпы. рядом маленький храм Богородицы на 4 колоннах конца 10 века. Малый храм-3апсиды,граненый,полосатая кладка:кирпич и ксмень(греческая черта)_фризы- паребрики. Храмы соеднинены внешне и внутренне. Экзонартекс малого храма связан галереей большого. Кафоликон: есть галерея,2ярунася структура. Столбы толстые,мощные,8-гранный барабан. Цилиндрические своды в рукавах. А так-крестовые своды. Храм монастыря  в Дафнии(пригород Афин)-октогон на тромпах(или кресто-купольный октогональный храм с тромпами) Октогон—соответственно,8 опор. 3 нефа. Посвящен Успению Богоматери. Это царский монатсырь,по дороге из Константинополя в Афины. Облик сроже,но греческие черты:полосатая кладка(чередование кирпича и камня, обязательно кирпич- вокруг окон и в апсиде) Пониженные боковые компартименты, есть экзонартекс со стрельчатыми арками (так как после крестового похода здесь лы франицисканский монатсрыь некоторое время). Окна арочные,с колонками. Особенность Дафнии: Везде крестовые своды. Одноярусная структура.

 

 

33. Византийскме постройки  Италии 11-12 веков

Византийские мастера 11—12 вв. работали и вне пределов империи, в частности  в Италии. Это получило наиболее яркое отражение в памятниках Венеции и Сицилии, то есть тех  мест, которые исторически были особенно тесно связаны с Византией. Не подлежит сомнению, что приезжие мастера работали здесь совместно с местными в общих артелях; со временем в этих итальянских центрах вырабатывались свои, отличные от Византии, формы искусства. Собор Сан Марко в Венеции. Он представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики. По сути 5 крестово-купольных храма, соединенных рукавами. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в системе оформления ту же тему креста в квадрате. Вместе с угловыми помещениями это создает группу из девяти взаимно подчиненных и связанных системой купольного покрытия пространственных подразделений. Все эти боковые части подчинены центральному помещению, купол которого выделен своими размерами. Общая система здания строго продумана и логически завершена. Внутри здание украшено наподобие византийских храмов: внизу плитами мрамора, а вверху разновременными мозаиками. Мозаики Сицилии. Воздействие византийского искусства ощущается особенно сильно на мозаичном убранстве сицилийских памятников периода норманнского королевства (от. серед. 12 в. до серед. 13 в.). Константинопольские мастера работали в соборе Чефалу (сороковые годы 12 в.). Система расположения мозаик приобретает здесь, как и в некоторых других памятниках Сицилии, своеобразные черты, обусловленные иными формами церквей. Поскольку в них отсутствует купол (они имеют базиликальную форму), центральная фигура Христа, резко выделяющаяся своими размерами, перемещается в конху абсиды; ниже расположены богоматерь и архангелы, в следующем поясе — апостолы и т. д. При строгости типов и некоторой абстрактности в их передаче, возросшей плоскостности и линейности здесь не утрачено представление о строении тела, лица индивидуализированы, колорит отличается чистотой и мягкостью переходов. Если в алтарных мозаиках Чефалу исследователи видят работу константинопольских мастеров, то в других частях того же здания, так же как и в ряде других памятников, очевидно, работали местные мастера — члены той же артели мозаичистов, постепенно все более освобождавшиеся от воздействия своих византийских учителей. Палермо. Храм Сан Катальдо 12 век. Базилки 3нефная,с 3 куполами необыной формы и красного цвета(арабские)  Стены- каменная кладка, членение как у нормандских замков. Плоские арки, гладкие стены, Крепостной характер Перед храмом колокольня

 

 

34. Тип пятикупольного  храма в византийской архитектуре

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"