Средства выразительности в формообразовании объектов дизайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - рассмотрение средств выразительности, используемых в формообразовании. Я постаралась разобраться с помощью, каких приемов можно придать форме выразительность, как правильно использовать и какие особенности при этом следует учитывать.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные свойства выразительности 5

1.1 Рациональность 5

1.2 Тектоника 6

1.3 Структурность 7

1.4 Гибкость 8

1.5 Целостность 11

1.6 Пластика 12

1.7 Органичность 13

Глава 2. Образность 15

2.1 Составляющие образа 15

2.2 Особенности образного построения 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

форма курсовая 1.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

       Пара  «общее - единичное» означает отражение  в образной форме, с одной стороны, общей стилевой направленности, характерной  для того или иного времени, ее единичного художнического прочтения  автором. С другой, при расхождении составляющих этой пары или превалировании в форме одной из них, образ получается неглубоким, односторонним. Образная форма приобретает либо ложно стилизаторский, либо сугубо вкусовой характер. Разрешая противоречие между общим и единичным, она наделяется глубокими типическими чертами, т. е. общезначимыми стилевыми признаками и в то же время художественным своеобразием.

       Единство  в образной форме рационального  и эмоционального означает соответствие, с одной стороны, идеям целесообразного  ее формообразования и интуитивному видению автором, с другой. При таком соответствии рождается глубокий и яркий художественный образ, имеющий строго рациональный и вместе с тем «живой», эмоциональный характер. Если рациональная составляющая превалирует, форма выглядит «сухой», неинтересной, маловыразительной. При чрезмерной ее эмоциональной обусловленности она становится неопределенной, «размытой» по смыслу, несобранной.

       Последняя пара составляющих образа, его содержательное и формальное начало. Гармонизация этой пары предполагает снятие в образе противоречия между его смыслом  формой, в которой он воплощается. Гармоничный сплав в композиции глубокого содержания  и яркой формы рождает целостный, предельно выразительный образ.(см. рис. 4, 10) Он и определяет силу и глубину художественно-эстетического воздействия формы на зрителя.

       2.2 Особенности образного построения

       Прежде  всего, следует указать на выявление  условного характера образной дизайн - формы. В этом характере выражается не утилитарное, а художественно- духовное ее содержание. Даже в графическом дизайне, где формы часто предельно иллюстративная, такой характер проявляется в виде обобщений, выразительных укрупнений и тонально-цветовых корректировок форм. Тем более он выявляется в очевидно неизобразительных формах, как, например, в промышленном дизайне.

       Образ в дизайнерских формах имеет разную степень условности, начиная от изображений, совсем близких к натуральным, и  заканчивая предельно условными, абстрактными символами. (см. рис 4, 6 )Определяется она содержанием формы или теми функциями, которые она выполняет. Если функции предусматривают обеспечении прежде всего наглядности, ясности понимания образа, форма максимально приближается к изобразительной. При достижении быстроты и четкости ее восприятия с дальних расстояний, например, форма делается как можно более условной.

       Другая, специфическая черта образной дизайн - формы – ее четкая функциональная обусловленность. (см. рис 9  )Как и во всех биофункциональных искусствах, в дизайне образ заключает в себе идеи, отвечающие конкретным материальным и духовным потребностям человека. При наличии таких идей дизайн- форма приобретает глубокий, образно содержательный характер. Если в форме раскрыта лишь одна из них, например «материальная», дизайн-объект может быть удобным, но не выразительным. Преобладание же в образе художественной» идеи ведет к созданию неудобных, но кажущихся красивыми объектов. Эти объекты могут быть представлены разве что на выставках. Заметим, что широко распространена позиция, когда так называемая образная дизайн-форма принимается за красивую в отрыве от оценки ее функциональных качеств. Считается, что красивая форма может быть и функциональной, и неоправданной с этой точки зрения. Если она противоречит функции, не является рациональной, удобной, прочной, экономичной и т. д., ее художественно-образные качества сомнительны. Тогда она переходит из разряда глубоко образных форм в чисто декоративные (графические или пластические), сугубо концептуальные формы.

       Еще одна важная особенность раскрытия образа в дизайне его материальное воплощение в объекте или создание предметно материальной образной формы. В силу специфики свойств и технологии применяемого материала эта форма имеет условно-образный характер. Он ярче всего проявляется при применении материала в прямой связи с раскрытием как раз художественно – образной идеи, заключенной в форме.

       С  другой стороны, эта форма тем  выразительнее, чем в ней ярче выявляются художественные свойства применяемых  материалов. Так, образ через материал находит свое яркое условное выражение в форме. Специфичный и вместе с тем типичный момент образной трактовки формы - раскрытие ее стилевого характера. Он обусловлен выражением в форме стилевых черт времени. Формы, не несущие в себе эти черты, морально быстро устаревают. Достижение стилевой гармонии - одна из важнейших композиционных задач в раскрытии образа в формах, присущих дизайну. Ее решение следует четко отличать от слепого следования проходящим модным течениям. Такое следование в итоге сводится к появлению форм, продиктованных не здравым смыслом, заключенным в стиле, а исключительно вкусом, присущим тому или иному течению или дизайнеру. Такие формы носят односторонний стилевой характер. С другой стороны, буквальное, безотносительное к конкретной форме, выражение в ней стиля - есть момент «голой» стилизации формы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       В своей курсовой работе я рассматривала различные средства выразительности, используемые при создание объектов дизайна. Основные из них это - рациональность, тектоничность, гибкость, образность, органичность, структурность, пластика и целостность.

       в практической части моей курсовой работы я решила на основе подробного рассмотрения мной такого средства выразительности  как образность, сделать макет  используя это средство как основополагающее. Для гармонизации формы я использовала структурность, целостность, гибкость, органичность и рациональность.

       Можно сделать вывод что, главное при работе надо композицией - это достижение ее разнообразия, при сохранении целостности, но не стоит забывать и о функциональной стороне объекта. Объект дизайна только в том случае можно считать завершенным и готовым к использованию, когда учтены все его параметры и  функции, а композиция закончена и не требует доработки, ни что не выбивается и режет глаза. При современной конкуренции в области дизайна следует, опираясь на теорию, на практике создавая объекты, использовать минимум средств для достижения максимальной эффективности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы.

       1. Устин, В. Б. Композиция в дизайне / В. Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель,

       2007.

       2. Фрилинг, Г. Человек, цвет, пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр. – М.:

       Стройиздат, 1973.

       3. Волкотруб, И. Т. Основы художественного  проектирования / И. Т. 

       Волкотруб. – Киев Высшая школа, 1988.

       4. Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. – М.: Искусство,

       2004.

       5. Степанов, А. В. Объемно-пространственная  композиция / А. В. Степанов, В.  И. Мальгин, Г. И. Иванова.  – М.: Архитектура-С, 2004. Учебное издание

       6. Франсис Д. К. Чинь. Архитектура. Форма, пространство, композиция/Д.К. Франсис Чинь.- М.: АСТ: Астрель, 2005.

       7. Мелодинский Д. Л. Школа архитектурного формообразования/ Д. Л. Мелодинский. – М.: Архитектура-С, 2004

       8. Сотников Б.Е. Объемно-пространственная  композиция/ Б. Е. Сотников, М. В. Теленкова - Ульяновск, Типография УлГТУ, 2009. Учебное пособие 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение

      рис. 1 
 
 
 

     рис. 2 

    

 рис.3 
 

    

                                  рис. 4

                                   рис. 5,6  

     рис.7 рис.8 рис.9,10,11

Информация о работе Средства выразительности в формообразовании объектов дизайна