Средства выразительности в формообразовании объектов дизайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - рассмотрение средств выразительности, используемых в формообразовании. Я постаралась разобраться с помощью, каких приемов можно придать форме выразительность, как правильно использовать и какие особенности при этом следует учитывать.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные свойства выразительности 5

1.1 Рациональность 5

1.2 Тектоника 6

1.3 Структурность 7

1.4 Гибкость 8

1.5 Целостность 11

1.6 Пластика 12

1.7 Органичность 13

Глава 2. Образность 15

2.1 Составляющие образа 15

2.2 Особенности образного построения 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

форма курсовая 1.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

         Он позволяет четко выделить главные структурные элементы композиции, сохраняя ее цельность. Нюансная композиция предполагает сглаживание различия между разными по структурному значению элементами.

         1.4 Гибкость

         Понятие гибкости вошло в теорию композиции сравнительно недавно и не получило еще своего достаточно четкого разъяснения, хотя сама гибкость как композиционный принцип практически осваивается уже давно и широко в различных областях искусства, в том числе и дизайне. На первый взгляд он может показаться противоречащим главному классическому принципу построения композиции – ее завершенности. Это противоречие устраняется тем, что композиция понимается более глубоко и широко, чем абсолютно завершенная форма. В современном глубоком видении – это художественная система, способная к развитию и сохраняющая при этом свою целостность. В таком виде она всегда относительно завершена. Гибкость часто обуславливается функцией формы(см рис 1,5,7).Она обнаруживается в природном мире, где изменение  - явление закономерное, возникающее под действием на форму как внутренних, так и внешних сил. Живые формы, изменяясь, остаются целостными организмами. В композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы. Зрительно воспринимаемая динамика достигается разными композиционными приемами. Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и т. д. Весьма распространенный прием – комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формообразования, суть которого - изменение формы на основе разного сочетания одних и же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы. Одна из характерных черт комбинаторики – открытость в плане свободного развития формы в пространстве. Такому развитию в практике дизайна отвечают дизайн - системы, приспосабливаемые к изменяющимся функциональным и художественным требованиям. Их построение основывается на совмещении двух общих, противоположных по сути, тенденций – универсализации и индивидуализации формы. Такое совмещение заключает в себе целый ряд специфических приемов построения гибких композиций, то:

         -установление «клеточного»  порядка на основе складывания  одинаковых по форме элементов (эффект «кирпичиков»);

         -сборка разных  элементов по единым стыковочным  узлам (эффект «конструктора»);

         -образование замкнутых, но изменяющихся внутри себя систем (эффект «матрешки»);

         -изменение положения  формы с изменением функций  (эффект «перевертыша»);

         -изменение внешнего вида формы в прямой связи с выполнением ее динамичной функции (эффект «трансформации», складывания, опускания, задвижки, надувания и т. п.).

         Все эти приемы допускают  применение разных композиционно динамических средств - меняющейся графики и пластики (цвета, расположения элементов, их пластической обработки и др.). В результате такого применения выявляется определенный характер гибкой формы. Он четко раскрывается, например, в так называемых раппортных системах, состоящих из одинаковых повторяющихся элементов. На основе подобных гибких (способных к свободному развитию) систем строится графическая орнаментика и орнаментальная пластика.

         Весьма эффективно и выразительно комбинирование форм на основе применения уже отмечавшихся нами модульных элементов. Эти элементы подвержены изменению в рамках тех же модульных сеток. Разделяются такие сетки на пять основных геометрических видов: квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбовидные и шестигранные. Из них создаются разнообразные сетчатые и решетчатые (плоскостные и объемные) композиционные структуры, которые могут свободно развиваться в разных координатных направлениях.

         Накопившийся опыт разработки комбинаторных структур позволил выдвинуть ряд условий, при которых они легче и  лучше компонуются.

         Это:

         -простота элементов, составляющих гибкую структуру;

         -композиционная  незавершенность, открытость форм, т. е. их обращение во вне, а не внутрь, к центру формы;

       - сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры;

       - независимость внешней формы от конструктивной основы, кратность размеров по всем координатам или та же модульность;

       - наличие унифицированных узлов соединений.

       Прямым  следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация формы. Она может быть связана с решением проблемы физического и морального старения объекта. Можно выделить два ее основных вида - полная и неполная модификация. Первая характеризуется частичным изменением формы, как, например, при разработке пластического знака на основе графического символа. Вторая – и есть переход «старой» формы в совершенно новое состояние. Предел полной модификации - метаморфоза или изменение формы до неузнаваемости. Ее пример - превращение одного знакового изображения через ряд промежуточных графических или пластических форм в совершенно другое композиционное состояние.

       Модификации могут быть подвержены конструкция, материал, цвет, любые другие композиционно-художественные свойства формы, вплоть до самой ее утилитарной функции. Важно учитывать, что изменение одного свойства вовсе не влечет за собой трансформацию другого. Так, изменяться может форма при сохранении цвета объекта или внутренняя конструкция при сохранении внешней формы. Форма может выполнять одну и ту же функцию или приспосабливаться для выполнения разных функций.

       Формообразование на основе соблюдения рассмотренного принципа - чрезвычайно перспективная тенденция в современном дизайне. Она проявляется уже на первых стадиях композиционной работы, когда происходит отбор вариантов решения одной и той же формы, когда по-разному составляются (сочетаются, комбинируются, полностью изменяются) ее элементы. Особое значение ей придается сегодня при дизайнерской работе на компьютере.

       1.5 Целостность

       Это всеохватывающий и объединяющий принцип композиционно-художественного  формообразования в дизайне. Он предполагает установление самой тесной связи  между всеми средствами и приемами построения композиции. В результате такого установления выявляется общий характер формы, определяющий, в конечном счете, всю силу ее воздействия на зрителя. .(см. рис 1,2  ) При отсутствии такого характера форма выглядит негармоничной, дробной, нецелостной. Приемы достижения целостности композиции чрезвычайно разнообразны. Это совмещение пластических и колористических рядов в ритмическом строе формы, соблюдение пропорций, охватывающих форму в целом и ее части, установление соподчиненности элементов и др. При использовании таких приемов важен поиск того гармонического «ключа» формообразования, который бы открывал путь к объединению композиции. Этим «ключом» и выступает общий характер формы. Он должен выражаться и в образном строе, и в пропорциях, и в масштабной характеристике, и во всех других внутренних свойствах формы. Раскрытие общего характера особенно затруднено в композициях, построенных на контрастном сочетании элементов. Целостность здесь достигается за счет установления единства в многообразии, т. е. такой связи между контрастными элементами, которая бы обеспечивала единство композиции при различии и выявлении специфических свойств ее элементов. Различие может выражаться, например, в их величине, а сходство, ведущее к единству, в расположении или цвете. Связь, достигнутая сопоставлением только равных, простых элементов, обеспечивает целостность, граничащую с однообразием, монотонностью, с состоянием, при котором композиция теряет выразительность. Достижению целостности способствует согласованность элементов за счет их группировки вокруг главного центра, уменьшения количества, а также локализации и укрупнения формы. Эти приемы, однако, недолжны приводить к упрощению композиции. Недостаток может быть устранен при помощи нюансировки, например, «растяжки» цвета в пределах одной гаммы, тонкой фактурной обработки поверхностей, их мелкого членения и прочих приемов.

       Важнейшее свойство целостной композиции - системность. Определяется она соответствующим подходом к формообразованию или его системным методом. Внедряется этот метод в дизайн-практику сравнительно недавно, но уже получил достаточно широкое применение в силу своей эффективности. Выражается он в анализе и построении формы с учетом влияния на нее различных функциональных и художественных факторов. Отражение связи между этими факторами в форме - залог достижения ее целостности. Системный подход или метод не ограничивается анализом отдельной формы. Он распространяется и на построение комплекса или, говоря языком художественного формообразования- ансамбля, составленного из нескольких форм, которые в своей совокупности выступают уже в качестве элементов развернутой композиции. Специфика такого построения заключается в его многоплановости. В принципе системное построение подчиняется тем же объективным закономерностям гармонизации, которые определяют разработку отдельной формы.

       1.6 Пластика формы

       Пластика  формы характеризует особенности объёмно-пространственной структуры, определяет ее рельефность, насыщенность тенями и светом. Пластичная форма имеет мягкие переходы образующих линий, а при недостатке этих свойств она становится сухой и аскетичной.(см. рис 1, 5, 6, 7 )

       Пластичность – свойство любой формы. И то, как «вылеплена» эта форма, может оказать решающее влияние на облик предмета. В границах одной объемно-пространственной структуры можно многократно варьировать внешнюю форму.

       Диваны, представленные на рис. 1 предполагают комфортное расположение двух человек, однако пластическое решение формы – различно. В одном случае плавные линии волнообразно переходят в абрис мягкой пластичной формы, а в другом случае – жесткий каркас и геометрическая определенность спинки и сиденья задают жесткую пластику.

       Таким образом, мы видим, что один и тот  же объем может быть охвачен контуром из прямых линий, либо из различных округлений, комбинаций кривых линий. Иногда это обусловлено назначением и имеет практический смысл. Часто выбор пластического решения формы в дизайне выражает отношение художника к предмету.

       1.7 Органичность

       Органичность  определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования,  проявляющихся в природе. Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн – формах. Осмысление форм природы может идти в нескольких направлениях. Главным из них можно назвать анализ:

  • морфологии, т.е. строения так называемых биоформ кК функциональных организмов
  • закономерностей тектонического, конструктивно- пластического формообразования в природе
  • особенности движения биоструктур
  • пластики живых организмов
  • их окраски
  • пропорционального строения
 

       Последнее направление предполагает, в частности, выявление «золотого сечения» в формах живой природы. При анализе выделяются разные типы биоформ по разным признакам: морфологии, конструкции, геометрическому виду и т.д. выделяются разные «стандартные» структуры. В частности, находят типологическое обоснование «гибкие системы», «спиралевидные образования», «декоративные формы» и т.д. на основе такой типологии разрабатываются, подобные им, переосмысленные дизайнерские формы. В композиционной работе этим формам придается условный характер. В практическом дизайне биоразработка ведется с учетом предъявляемых к формам строгих функциональных и художественных требований. В результате рождаются структуры, четко отвечающие принципу органичности.(см. рис 4, 10  ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Образность

       Это средство отвечает за раскрытие художественного замысла. На такое раскрытие направлена всякая дизайнерская, впрочем, как и всякая другая художественная деятельность. Выраженный в форме образ наполняет ее глубоким духовным содержанием, делает впечатляющей. Образная форма оказывает на зрителя более сильное и глубокое эмоционально- эстетическое воздействие. Чем простая утилитарная форма. Суть принципа образности в формообразовании -  гармонизация образной структуры формы.

       2.1 Составляющие образа

       Дело  в том, что всякий образ в художественной форме носит сложный, противоречивый - двойственный характер. Он складывается из единства следующий, противоположных, по сути, его составляющих: объективного и субъективного, общего и единичного, рационального и эмоционального и, наконец, содержательного и формального. Конкретно эти пары заключают следующее. Объективное содержание образа есть некое идеальное представление о форме как об объекте действительности. Оно носит абсолютный характер, сложившийся на основе отношения к этому объекту многих людей. Такое содержание не зависит от мнения отдельного человека. Субъективное содержание выражает мысль автора по поводу разрабатываемой формы. Оно носит относительный характер, который к тому же выражает мнение каждого воспринимающего форму зрителя. В этом смысле образ субъективен. Устранение противоречия (крайнего различия) между объективным и субъективным содержанием образа и есть искомый момент его гармонизации или, по-другому, соблюдение в композиции принципа образности. При таком устранении образ приобретает правдиво-выразительный характер.

Информация о работе Средства выразительности в формообразовании объектов дизайна