Творчество Э. Мунка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 04:51, доклад

Описание работы

Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лётене близ Осло. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Считается, что творчество этого выдающегося живописца-символиста, графика стало основой для экспрессионизма как стиля живописи. Экспрессионистская живопись имеет тенденцию преувеличивать человеческие эмоции, в особенности горе, беспокойство, и приводить к точке наивысшего напряжения. Стиль живописи, для которой главными мотивами являются печаль, несчастье, трагедия, униженное положение, все, что можно характеризовать как человеческая драма, сконцентрированная в сообщении, которое передает персонаж.

Работа содержит 1 файл

Творчество Э. Мунка.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Эдвард Мунк

 

Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лётене близ Осло. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Считается, что творчество этого выдающегося живописца-символиста, графика стало основой для  экспрессионизма как стиля живописи. Экспрессионистская живопись имеет тенденцию преувеличивать человеческие эмоции, в особенности горе, беспокойство, и приводить к точке наивысшего напряжения. Стиль живописи, для которой главными мотивами являются печаль, несчастье, трагедия, униженное положение, все, что можно характеризовать как человеческая драма, сконцентрированная в сообщении, которое передает персонаж.

Он был одержим работой и  сам об этом говорил так: «Писать  для меня — это болезнь и  опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать». В основе почти всех его произведений всегда лежат личные переживания и неповторимое восприятие жизни. Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма. Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Еще в детстве Мунк сполна испытал  горесть потерь: его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет, воспоминание о которой - произведение «Больной Ребенок».

Сам Мунк, был болезненным ребенком.

Мунк вырос в очень религиозной семье. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла; борьба с религиозными запретами — все это причудливо переплелось в его душе.

Мунку исполнилось 25 лет, когда умер отец, а вскоре его сестра Лора сошла с ума и остаток жизни провела в приюте для психически больных.

«Болезнь, безумие, смерть – темные ангелы сопровождали меня всю жизнь, с самой колыбели». «Они находятся  у моей кровати, когда я закрываю глаза, угрожая мне смертью, адом и вечным проклятием», - эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений.

Все бедствия, которые имели место  в его жизни, указали путь в  жизни. 8 ноября 1880 года Мунк записал  в дневнике «решено, я буду живописцем», после непродолжительного обучения в техническом колледже. Мунк зарегистрировался в государственной Школе Искусства и Ремесел, где его учителями были скульптор Юлиус Миддльтун и живописец Кристиан Крог.

В 1880-х годах живописный стиль  Мунка был и натуралистическим  и импрессионистским.

К 1892 году живописец  сформировал синкретический стиль, оригинальное смешивание стилей, подчеркиваемый плоскими двухмерными рисунками.

Мунк арендовал студию в богемном районе Осло, где очень быстро попал  под влияние Ханса Хенрика  Егера, философа-нигилиста, светского человека и прожигателя жизни, общепризнанной целью для которого было привести каждого нового члена «Богемы Христиании», так назывался кружок норвежской богемы, к моральному разложению или самоубийству.

В 1885 году, получив стипендию, Мунк уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Это было для него открытием, до поездки во Францию он был знаком только с немецким реалистическим искусством середины XIX века и то через его норвежских последователей. Реакцией на новые впечатления стали картины «Больной ребенок», «Половая зрелость».

Он преимущественно жил во Франции, в Германии, он никогда не терял связи с родиной.

 В Берлине в 1892 году берлинский  Союз художников пригласил Мунка  участвовать в выставке, освященной  прусской столице, которая состоялась в ателье Союза художников. Но выставка была прервана из-за разгоревшегося скандала. Живопись Мунка называли безнравственной и анархической. Газеты призвали бойкотировать выставку, члены академии требовали вышвырнуть Мунка вон, и через неделю по личному распоряжению кайзера выставку закрыли. Эдвард запомнил эту неделю четче всех прочих недель в своей жизни: день открытия, громадный зал академии, он сам, идущий вдоль картин к ротонде, в которой висят его работы, и уже издалека слышащий смех, проклятия, вздохи недоумения...

Что ж, его вышвырнули — но вечером  он уже сидел в кафе с какими-то влиятельными еврейскими арт-дилерами, которые предлагали ему выставку в Кельне и Дюссельдорфе. Билеты стоили фантастически дорого, но народ ломился. Мунка теперь знали, работы обсуждали на улицах. Художник остался в Германии, где прожил до 1909 года. Здесь Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев. Здесь тоже говорили о свободной любви, и о феминизме, и о религии — но еще и о черной магии, о спиритизме, Карле Марксе, эротике. Среди них -  писатель Станислав Пшибышевский и его жена норвежка Даньи Пшибышевская (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй». Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни— поэмы о любви, жизни и смерти». Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению). Мотивы смерти и страха (наряду с эротическими мотивами) характерны для всех картин цикла. «Фриз жизни» включает такие картины, как «Крик», «Вампир», «Мадонна» «Звездная ночь», «Голос», «Страх», «Смерть в комнате больного», «Пепел», «Ревность» и другие.

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; В картине фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное «нечто». Крик человека, оказавшего во власти неизвестного ужаса, не произвел бы такого сильного впечатления, если живописец использовал бы другую технику, изображая пейзаж. Весь пейзаж, созданный мягкими и нерешительными мазками, изображает неуверенность, неустойчивость, колебания, страдания, тревогу человека.

  Идеологическая двусмысленность Мунка отчетливо выражена в «Мадонне» (1894-5). Она и девственница, она и воплощение греха. В «Мадонне» появляется синтез мистических и эротических убеждений живописца.

Настоящая слава приходит к Эдварду  Мунку, с началом нового века. В 1902г  на выставке в Берлине, он впервые  демонстрирует все готовые работы из цикла \"Фриз\". В 1905г была проведена выставка картин в Праге.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный  роман с богатой молодой норвежкой  Тулой Ларсен. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это  продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала  он жил в Крагерё, - городок на юго-восточном побережье Норвегии. Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала (\"Аула\") столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы.

Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют  яркими контрастными цветами. Также  он страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Но он все равно рисует. Он рисовал даже когда у него почти отнялись руки. Во время месяцев слепоты написал свой «Автопортрет во время болезни глаза», где яркие цветные червяки обнимают худой контур художника, а по центру — черное пятно.

Несмотря на частичное излечение от душевных недугов в клинике, Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года.

В последние десятилетия жизни  к Мунку пришли слава и признание, картины начали покупать, пошли хвалебные  рецензии, ему стали заказывать портреты разные богачи, у него появились и деньги, и почитатели, и собственный биограф, и собственный дом, и студия. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца.


Информация о работе Творчество Э. Мунка