Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

Каждый гражданин должен знать историю своей семьи, проявлять уважение к родному краю, городу. Беречь отношение к прошлому, гордиться за настоящее, делать вклад в будущее. В настоящее время возникает необходимость возрождать и культивировать патриотические чувства. Каждый гражданин должен знать историю своего города.
Визитной карточкой города Екатеринбурга является Екатеринбургский государственный цирк.
В этом году исполняется 90 лет Российскому Государственному Цирку. Это важное событие в истории циркового искусства России. Также 90 лет исполняется со дня рождения В.И.Филатова, имя которого носит Екатеринбургский цирк, и 60 лет «Медвежьему цирку». Эти юбилеи является значимым не только для культурной элиты города, но и, конечно же, для всей многочисленной семьи Филатовых, к которым отношусь и я.
Существует потребность в возрождении культурного наследия россиян, однако, к сожалению, в обществе утрачены традиции изучения и сохранения истории своей семьи, родного города, что является противоречием современного времени.

Содержание

Введение…………………………………………..…………………………… 3
1. Цирк - визитная карточка города Екатеринбурга....................................... 4
1.1. Цирк, как вид искусства …………..………………….……………….4
1.2. История Екатеринбургского цирка ……………....………………..…5
2. Вклад династии Филатовых в развитие циркового искусства…..….……9
2.1. Цирковые династии……………………………………………...…….9
2.2. История семьи Филатовых в истории цирка…………...…..............10
2.3. Династия семьи Филатовых…………………………1
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье…1
2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк»…………1
2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова……
2.7. Наследство, обогащенное новыми красками в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.…
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова………
2.9. Медвежьи университеты, или искусство дрессировки……
2.10. Моя ветка в цирковой династии………………………………………
2.11. Рассказы и воспоминания………………………………

Заключение………………………………………………………………………
Используемая литература………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

К.Филатова Реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Но рядом с Народной артисткой встал её сын с Алексеем- Андрей Дементьев- Корнилов- клоун, дрессировщик, режиссер, выпускник ГИТИСа.. Он, как и все детки, "родившиеся в опилках", с первых шагов впитал все навыки, нужные цирковому артисту. Можно сказать, он родился в школе дрессуры - в династии, которая передает свои секреты от отца к отпрыску, дает то, чему не научит ни какое учебное заведение, никакая книга: умение ощущать животное, интуитивно понимать его личный характер, принимать как близкое и родное существо. И учит самому основному, без что никогда не состоится дрессировщик - ответственности перед животными, когда их удобство и благополучие стоят выше собственного. Детей цирковых артистов цирк приучает к труду с юношества. После школы обязательные репетиции, потом уроки, хотя заставлять их делать особо и некоторому - предки утром на манеже, и ребенок предоставлен сам себе. Первый выход на манеж грядущего артиста случился, когда ему было двенадцать лет, в цирке на Цветном бульваре, с легкой руки Юрия Владимировича Никулина - была доверена роль мальчугана из зрительного зала, которого выводят на манеж, сажают на хобот слона и тот его крутит, как на карусели. Позднее, когда мать ушла в декрет, Андрей начал работать как акробат в отцовском номере с африканским слоном. В семнадцать-восемнадцать лет у него появилось желание поменять профессию, пришла мечта поступить во ВГИК, заниматься режиссурой театра и кино. Очевидно, таковая перемена подразумевала уход из программы. Позиция отца была твердой - требовал, чтоб Андрей продолжал работать со слонами. Правда, все таки оставлял отпрыску возможность выбора. Но судьба все решила за них обоих. После смерти отца не только люди, но и животные прореагировали на уход "вожака". Африканская слониха, прославившая семью и слушавшаяся лишь Алексея, вдруг начала проявлять злость, и в итоге серьезно травмировала нового дрессировщика, пришлось ее выслать в зоопарк. Восемнадцатилетний Андрей взял в свои руки слоновий коллектив, принудил беспрекословно подчиняться себе, как новому "вожаку". В данный момент он продолжает дело отца, совмещает дрессуру с административной деятельностью. "Наше искусство, так же, как и театр, не терпит фальши. Зрителя не проведешь - здесь все по-настоящему" - говорит Андрей. И каждый вечер, во время представления он, блистая артистизмом, дарит удовлетворенность зрителю, каждое его появление на манеже приковывает внимание необычными перевоплощениями, будь то реприза либо аттракцион со слонами, заставляя поверить, что искусство цирка - всего только легкая и непринужденная игра, а циклопическое животное само по себе играет свою роль в спектакле. Цирковая судьба не отпустила Андрея Дементьева-Корнилова с пути, которому почти все десятилетия служили и служат его предки!

2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк».

 

Валентин Иванович Филатов (1920-1979) - советский артист цирка, дрессировщик, народный артист СССР. Член КПСС с 1953. Был содержателем балаганов и передвижных цирков. Работал в цирке с 6 лет, был акробатом, эквилибристом, дрессировщиком в группе А. Н. Корнилова. В 1949 создал аттракцион «Медвежий цирк», принёсший ему большую известность стал подлинным эталоном циркового искусства. Группа Филатова (в которой работают также члены его семьи) участвует в гастролях за рубежом, снимается в кино («Арена смелых», «Мишель и Мишутка», «Не все медведи спят зимой»). Лауреат Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве (1956). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Валентин Иванович был 13-ым ребенком в семье. Наш земляк родился в  августе 1920 г в Екатеринбурге, на Водочной улице (теперь улица имени  Мамина-Сибиряка). Как будто о Валентине Филатове сказано: и дед его, и прадед были дрессировщиками и объехали с немудреными цирковыми балаганами все города и веси тогдашней России. Он разработал новый подход в дрессуре леопардов. Он первым в мире выпустил хищников без заградительной клетки. Пять лет шла подготовка программы, в которой рассчитано всё - и длина поводков, и высота тумб, и размеры колёс - словом сделали всё, чтобы обезопасить дрессировщиков и зрителей.

Он, как и все цирковые дети вышел на арену в шесть  лет. Выступал в «икарейских играх» и в номере «японская лестница» был «верхним» у известного артиста цирка Ивана Гордеевича Иванова. С 6 лет работал акробатом, эквилибристом, дрессировщиком в группе А. Н. Корнилова. В 1936 году Валентин Иванович окончил школу и решил не изменять семейным традициям и стать дрессировщиком зверей. После того, как об этом узнали его родители, то сильно огорчились. Иван Лазаревич – отец, хотел, чтобы хоть один из его сыновей стал ученым человеком, а не артистом цирка. А мама - Таисия Яковлевна убеждала, что дрессировка дело трудное. Но Валентин Иванович стоял на своем, из-за чего отец очень рассердился. Юный артист решил уехать тайком, но никто из директоров зверинцев не взял его на работу, потому что не хотели огорчать родителей артиста, т.к. хорошо были с ними знакомы. Выручил Валентина Ивановича Константин Лужецкий – Старший рабочий зверинца, в котором Александр Николаевич Корнилов готовил новый аттракцион. Он услышал, как юный Валя жаловался на свою судьбу маленькому коньку Орлику, и решил ему помочь. «Завтра уезжаем Киев, а у меня нет помощника. Рабочий сбежал. Испугался львов и сбежал. Пойдешь на его место – возьму с собой, только никому ни слова, не то попадет мне от Корнилова и твоей сестрицы.»,- сказал Лужецкий. Валентин собрался ранним утром и встретил в прихожей отца. Он поинтересовался о том, куда собрался и сказал: «Скатертью дорога, уезжай куда хочешь. Знать тебя на желаю!». Скрылся в спальне, от куда слышался плач и причитания Таисии Яковлевны. Расположились они в Кирове на рыночной площади. Каждый день с раннего утра позднего вечера Валентин вертелся, как белка в колесе: чистил клетки, кормил и поил зверей, помогал на репетициях, чинил и красил реквизит. Каждый день было по два-три представления, а в воскресные дни даже по четыре. О самостоятельной дрессировке и мечтать было некогда. Константин Лужецкий терпеливо учил Валентина Ивановича обращаться с хищниками, разбираться в их настроении, учитывать характер каждого зверя, также он научил его плотничать и слесарить. Так что артист прошел хорошую трудовую школу.

На одном из представлений произошел  случай: львы ринулись за мишками и  забежали к ним в клетку, там  началось настоящее звериное побоище. Валентину удалось разогнать  всех животных по свои клеткам и  самому выбраться невредимым. За отчаянную храбрость Александр Николаевич Корнилов перевел его на должность помощника дрессировщика. Через три года он стал его правой рукой и называли тренером- дрессировщиком.

В 1940 году программа Корниловых проездом попали в Москву. Прямо с поезда Валентин Иванович отправился домой увидеть родителей и братьев. Отец все еще был на него обижен, но потом протянул к сыну руки и тот бросился к нему в объятия. У обоих текли слезы. Пока не было Валентина, Иван Лазаревич временно оставил работу в Зооцирке и перешел к дрессировщику Юрию Дурову администратором.

За год до начала войны Корниловы  работали летом в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Рядом  с цирком была зоологическая площадка юных натуралистов. Ей заведовали октябрята  и .пионеры. Валентин Иванович подружился с ребятами, рассказал им про животных, водил в цирк за кулисы, где показывал слонов, лошадей, дрессированных собачек. Осенью в знак дружбы ребята подарили мне двух маленьких медвежат: Буркета и Дымку. Валентин пообещал, что будущей осенью они увидят новый номер - дрессированные медвежата Валентина Филатова. Но выполнить обещание не удалось, т. к. через год началась война. Многие артисты ушли на фронт. Его не взяли в армию по состоянию здоровья. Он со слонами Корнилова уехал на Волгу в город Куйбышев. Там в свободное от работы время продолжал готовить номер с Буркетом и Дымкой- свое первое самостоятельное выступление. Медвежата были разными по характеру, но все схватывали на лету. Репетировать с ними было одно удовольствие. И наконец 5 октября 1941 года состоялось первое самостоятельное выступление перед зрителями с медвежьим номером. Все прошло как нельзя лучше. Буркет и Дымка были первыми его питомцами, он их очень любил, много лет выступал с ними. А когда они стали старенькими и уже не могли исполнять трюки, то он не сдал их в зоопарк, а перевел на пенсию – ухаживал за ними, хорошо кормил и всюду возил с собой. Также Валентин поступал и с остальными своими питомцами. Друзей в беде никогда нельзя бросать. За этот номер ему вручили диплом и премию. Союзгосцирк разрешил Валентину расширить номер и выделил помощником: ассистента и служителя по уходу за животными.

В 1949 году был создан аттракцион «Медвежий цирк», незаменимым помощником была его жена Юлия Васильевна Филатова (1920-1990). В нем медведи выполняли все, что делали артисты цирка без сопровождения дрессировщика, сами выходили, делали трюки. Впечатление такое, что все эти животные делают «по собственной инициативе»: зрителям почти незаметен указующий стек в руках дрессировщика.  
Бурого российского медведя до 1949 года в цирке показывали лишь с балалайкой или цыганским бубном. Они трудно поддавались дрессуре, были агрессивными и неуклюжими. Но спустя несколько лет после Великой Отечественной народный артист СССР В.И. Филатов удивил весь мир. В его уникальном медвежьем аттракционе животные творили чудеса.

 Они катались на  роликовых коньках, водили мотоциклы,  машины, велосипеды, самокаты, играли  на гармошке, ходили по канату, выполняли роль регулировщика,  клоуна, акробата, жонглера, скакали верхом на лошади, крутили антипод, были воздушными гимнастами, боксерами, стояли на руках, были ямщиками, секундантами, униформистами и даже шпрехшталмейстерами.

Некоторые зрители утверждали, что в медвежьей шкуре выступают  люди.

Сидящий рядом со мной мальчик смущенно   спрашивает:

— А медведь. . .  настоящий?..

—Самый   настоящий,— отвечаю    я,    но, взглянув на выражение лица юного    собеседника, понимаю,  что  мои  слова не  рассеяли  его   сомнений.   Мальчик  вскакивает, протягивает руку,  чтобы   коснуться  пушистой  шкуры медведя,    убедиться  — живой ли   он?  Но  строгий  окрик   сидящей  рядом пожилой   женщины   останавливает   мальчугана.

—Вот    схватит     тебя,     тогда     будешь знать — живой он  или нет!..

После представления мальчишка с бабушкой пошли за кулисы, узнать живые они или нет

Филатов внимательно отнесся к  нему и показал ему своих питомцев в клетках.

— Посадите  Аркашку на  велосипед!  — сказал он своему ассистенту.

Тот быстро вывел из клетки медведя  и, посадив на велосипед, слегка подтолкнул вперед. Медведь, нажимая на педали, покатил вдоль просторной конюшни. Признаться, в этой обстановке медведь-велосипедист производил еще более сильное впечатление,   нежели  на манеже.

(Н. ЗИНОВЬЕВ, Журнал Советский цирк декабрь 1957 г.)

 

 Во время гастролей по Англии газета «Evening news» писала: «Не ошибся ли Дарвин, считая, что человек произошел от обезьяны?»

Иван Лазаревич попросил сына выдрессировать для демонстрации в зверинце еще каких-нибудь животных, кроме медведей. Он с удовольствием  согласился – эта работа принесла только пользу и обогатила опыт дрессировщика. Валентин начал работать с питонами, гепардами, обезьянами, енотами, попугаями, пони и т.п.

В 1975 году совместно с  режиссером Ю. Свирелиным и композитором О. Хромушиным была создана новая  программа «Цирк зверей». В 1994 в  связи с экономическими проблемами произошло разделение на два коллектива: «Медвежий цирк» и «Цирк зверей».

Валентин Иванович написал  несколько книг про свою жизнь  и происшествия на представлениях. К примеру, книга «Медвежий цирк», «Рассказы дрессировщика», в них  собраны рассказы известного советского дрессировщика Валентина Ивановича Филатова. Филатовский Медвежий цирк во времена его выступлений был известен и любим во всем мире. Рассказы о животных, с которыми приходилось выступать В.И.Филатову, о том, как началась его работа в цирке и, конечно, о своих артистах - медведях и составляет содержание этих книг. В репертуаре советского цирка появилось еще одно произведение большой формы – спектакль – пантомима «Приключения поводыря с медведем». В нем рассказывается о судьбе одного циркового артиста. Босоногий мальчишка, водивший медведя по ярмаркам уездных городов и сёл дореволюционной России, в годы гражданской войны стал активным бойцом партизанского отряда, успешно боровшегося против белогвардейцев.

 

2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова.

 

В 1975 году была создана  новая программа «Цирк зверей», где на манеже работали номера: «Экзотическая  группа животных» под руководством Людмилы Филатовой, созданный в 1966 году «Леопарды и лошади» под  руководством Валерия Филатова.  Людмила Филатова - заслуженная артистка СССР, старшая дочь В.И.Филатова,  закончила Электротехнический институт связи и уже потом – институт культуры, продолжательница династии. Валерий Андреевич Филатов (Дацюк) –муж Людмилы Филатовой пришел в цирк в 1966 г. в качестве стажера в цирковой номер Валентина Ивановича Филатова «Дрессированные медведи». В 1972 г. он окончил Государственный театральный институт по цирковой режиссуре. В 1979 г. Филатов поставил свой первый номер «Леопарды на лошадях» и «Экзотическая группа животных». Вместе со своей женой и дочерью артист выступал с различными животными во многих номерах. Часто выезжал на гастроли по городам бывшего Советского Союза и за рубеж. В 1983 г. ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Цирковые номера и аттракционы Валерия Филатова пользовались огромным успехом у зрителей. Филатов был продолжателем известной цирковой династии дрессировщиков. В 2001 году Валерий застрелился от депрессии и последствующим за ней нервного срыва.

Началом создания номера можно считать 1966 год, когда Валентин Иванович Филатов привез из Южной Америки попугаев и обезьян. Людмила и Валерий Филатовы стали репетировать и подготовили первую "редакцию" номера, которая была опробована в Рижском цирке. Потом было столько других вариантов, добавлений и изменений, новых деталей и участников, что можно сбиться со счета. Но канва номера, традиции обращения с животными, светлые мысли и основные принципы знаменитой филатовской школы остаются неизменными по сей день. Последний раз изменения в программу вносились во время гастролей в Уфе, как раз перед приездом артистов в Челябинск. Валерий Андреевич Филатов и Андрей Клыков уехали по приглашению в Германию, и номер оказался под угрозой. Тогда младшая представительница династии Филатовых Юля буквально за ночь написала новый новогодний сценарий, внесла в программу очередные изменения и не просто спасла номер, но сумела придать ему ряд дополнительных достоинств. В результате цирковая елка была признана лучшей в Башкирии после президентской. Говорят, это умение мобилизоваться в трудную минуту, эта экспрессивная талантливость - фамильные филатовские черты. У Филатовых тогда насчитывалось 45 голов экзотических животных, многие из которых, на первый взгляд, абсолютно несочетаемы друг с другом. Например, в условиях дикой природы лошади никогда не смогут оставаться спокойными, если где-то поблизости бродит леопард, а обезьяны являются заклятыми врагами попугаев (особенно привлекают хвостатых разбойниц их перья, из которых они высасывают важные для жизни микроэлементы). В программе Филатовых эти звери и птицы не только работают бок о бок, но демонстрируют чудеса смекалки, бесстрашия, ловкости и... дружелюбия. Перед выходом на манеж попугаи и обезьяны сидят на одной скамеечке. Поистине для настоящего дрессировщика нет ничего невозможного.

Информация о работе Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга