Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

Каждый гражданин должен знать историю своей семьи, проявлять уважение к родному краю, городу. Беречь отношение к прошлому, гордиться за настоящее, делать вклад в будущее. В настоящее время возникает необходимость возрождать и культивировать патриотические чувства. Каждый гражданин должен знать историю своего города.
Визитной карточкой города Екатеринбурга является Екатеринбургский государственный цирк.
В этом году исполняется 90 лет Российскому Государственному Цирку. Это важное событие в истории циркового искусства России. Также 90 лет исполняется со дня рождения В.И.Филатова, имя которого носит Екатеринбургский цирк, и 60 лет «Медвежьему цирку». Эти юбилеи является значимым не только для культурной элиты города, но и, конечно же, для всей многочисленной семьи Филатовых, к которым отношусь и я.
Существует потребность в возрождении культурного наследия россиян, однако, к сожалению, в обществе утрачены традиции изучения и сохранения истории своей семьи, родного города, что является противоречием современного времени.

Содержание

Введение…………………………………………..…………………………… 3
1. Цирк - визитная карточка города Екатеринбурга....................................... 4
1.1. Цирк, как вид искусства …………..………………….……………….4
1.2. История Екатеринбургского цирка ……………....………………..…5
2. Вклад династии Филатовых в развитие циркового искусства…..….……9
2.1. Цирковые династии……………………………………………...…….9
2.2. История семьи Филатовых в истории цирка…………...…..............10
2.3. Династия семьи Филатовых…………………………1
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье…1
2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк»…………1
2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова……
2.7. Наследство, обогащенное новыми красками в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.…
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова………
2.9. Медвежьи университеты, или искусство дрессировки……
2.10. Моя ветка в цирковой династии………………………………………
2.11. Рассказы и воспоминания………………………………

Заключение………………………………………………………………………
Используемая литература………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

К.Филатова Реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

- Да ты не бойся, - говорил спокойно Валентин Иванович.- Иди себе по манежу и подкармливай  Макса сахаром. Дойдешь до середины  и скажешь свою фразу: "Ну, мы  пошли в буфет".

И Филатов сам несколько  раз продемонстрировал, как спокойно Макс идет с ним под руку. После этого Чайченко с трепетом пошел рядом с медведем. От волнения клоун быстро скормил весь сахар и, когда приблизился к барьеру, кормить медведя стало нечем. Валентин Иванович, сидящий рядом со мной, спокойным голосом сказал:

- Ну, сейчас Макс ему  даст...  

И точно. Медведь с  размаху дал Чайченко такую затрещину, что клоун перелетел через  барьер и упал в проходе.

Чайченко начал кричать, что Филатов специально дал Максу  знак, поэтому тот его ударил. Филатов ничего не мог возразить, он вместе со всеми смеялся до слез.

Филатов удивительно  точно подбирал зверей для того или  иного номера.

Потом он подошел к  медведю и начал с ним разговор, как с человеком:

- Ты будешь работать  или нет? Если не будешь, то мы тебя к чертовой матери отправим в зоопарк.

 

В.И.Филатов рассказывает в своей книге «Медвежий цирк», как ставил спектакль «Приключения поводыря с медведем».

Несколько раз пришлось мне, как постановщику спектакля, повторить эту сценку из-за того, что артисты не точно разыгрывали отдельные ее детали. Единственный исполнитель, отлично запомнивший все мизансцены, был... медведь Макс. И вот, когда я в последний раз повторял этот кусок, реквизиторы забыли выкатить мотоцикл и поставить его на положенное место. Заиграл оркестр, вспыхнул «пожар», артисты начали действовать. Все шло благополучно до тех пор, пока на балконе не появился медведь. Только тут все обнаружили отсутствие мотоцикла, и репетиция прервалась. Пока я отчитывал нерасторопного реквизитора, наш герой Макс убежал с манежа. Ассистенты Филатова бросились искать его, но не нашли. В это время ко мне подбежал провинившийся реквизитор и сообщил, что Макс сидит в реквизиторской комнате на втором этаже. Мы отправились туда с Филатовым, и каково было наше удивление, когда в полутьме посреди реквизиторской мы увидели Макса, сидящего на мотоцикле.

 

Воспоминания В.И.Филатова о том, как он дрессировал Львов.

—Я работал со львами. Нужно заметить, что львы  обладают исключительно острым обонянием. Достаточно положить поблизости сырое мясо,     и они    отвлекаются     от дрессировщика,   выходят    из   повиновения. В этот день в цирк привезли мясо и по халатности   служителей  положили  его  рядом с клеткой, в которой должны  были  выступать  львы.  Стоило   мне    только   впустить львов  в клетку,     как они   начали    заметно волноваться. Еле справлялся я со всей группой, не понимая, почему звери так нервничают.    Очередь дошла до самой упрямой львицы  по  кличке   Злюка.  Она отказалась сойти с тумбы и,  виляя  хвостом, смотрела на меня, собравшись в  комок, приготовившись к прыжку. Не успел я схватить палку, как Злюка уже оказалась на моей спине.

Я стал отбиваться от разъяренной  львицы, бил ее арапником, пока она  не вернулась на свою тумбу. Как дрессировщик я понимал, что в этот момент необходимо во что бы то ни стало добиться своего и заставить Злюку выполнить мое требование. Я снова предложил ей сделать трюк, но Злюка резким движением прыгнула на меня, сбила на землю и вцепилась в ногу. Превозмогая боль, я успел вскочить и заставил ее подчиниться. Все это происходило на глазах зрителей, многие из которых поднялись с места. В панике убежал служитель, стоявший около клетки с ведрами воды. Его отсутствие было особенно ощутимым. Ведь стоило ему вылить на Злюку ведро воды — и я бы не пострадал так сильно.

 

(Из тетрадки в клеточку. Август 1953 года)

У меня в программе  выступал один клоун. В первом отделении  он пытался спеть куплеты, но его  заглушали громкие гудки паровоза. Артист попросил, чтобы его выступление перенесли во второе отделение. Но и во втором отделении, только он вышел на манеж, начал петь, как снова гудки. Молчит артист - молчит паровоз, артист начинает куплет, и, перекрывая его голос, начинаются гудки. Так продолжалось два дня. Сатирик не понимал, в чем дело. Он дал телеграмму в Москву с просьбой, чтобы его отправили в другой цирк. Просьбу его выполнили. А спустя несколько дней мы все узнали, почему гудел паровоз. Оказывается, сатирик поссорился с воздушным гимнастом, человеком грубым и злым, и тот решил отомстить.

 

Руководитель номера со слонами народный артист России Анатолий Александрович Корнилов рассказывал, как один из слонов "воевал" с  электрической лампой, свет которой  раздражал его.

Дотянуться до лампы  хоботом слон не мог, и он бросал в нее все, что способен был схватить: оставленное кем-то ведро, швабру. Иной раз ему удавалось добиться желаемой темноты. Что это - первый шаг к использованию какого-то орудия? Корнилов провел такой эксперимент. В отдалении от слона положили банан. На пол к ногам животного бросили бечевки, к одной из которых этот банан был привязан. Слон вначале попытался дотянуться до банана хоботом. Не смог. Чуть помедлив, решительно ухватил нужную бечевку, потянул и овладел лакомством.

 

Юлия Филатова рассказывает о дедушке.

Они работали где-то на Кавказе. Было жарко, поэтому для самого старого  медведя в труппе вырыли яму и  посадили туда, спрятали от летнего  зноя. Дедушка шел мимо этой ямы, и медведь лапой затащил его  к себе. После этого работа в  акробатике у него закончилась - были страшные переломы, дедушка чудом остался жив.

 

В.И.Филатов рассказал  историю о слоне Сиаме.

Слон - единственное животное, у которого нет врагов, даже львы не решаются нападать на него. В Индии  слонов с давних пор приучают таскать тяжести. В армиях древних народов они были предшественниками танков, которых ничем не остановить. Однако, несмотря на мощь, слоны довольно трусливы, порой малейшая неожиданность наводит на них панический страх.

Слон Сиам недолюбливал своего укротителя и однажды сильно ударил его хоботом. Удар был настолько   внушительным,   что   дрессировщик отлетел далеко в сторону.    Несмотря на серьезные ушибы, он поднялся, подошел к Сиаму,   зацепил  хобот   багром   и   резко потянул вниз. Сиам с еще большим озлоблением ударил Корнилова и отшвырнул его в угол слоновника. Корнилов понял, что попал в мышеловку, из которой трудно выбраться. Когда Сиам разворотил все крепления и бросился на Корнилова, положение стало угрожающим. Раздумывать было некогда. Схватив висящий на стене пожарный багор, я с размаху ударил им слона сзади. С неожиданной быстротой животное повернулось ко мне — и я оказался под его могучими лапами. Каким чудом мне удалось ускользнуть — до сих пор не знаю... Пока я отвлек на себя Сиама, Корнилов успел выскочить и был спасен. После этого случая работать с Сиамом стало невозможно. Мы решили передать его в рижский зоопарк. Но перевести озлобленное животное из цирка в зверинец  оказалось делом далеко не  легким.

 

Рассказ В.И.Филатова о  его косолапых гонщиках.

С медведем, когда он на транспорте, ухо нужно держать  востро - того и глядишь, даст деру! У  Валентина Филатова было два подобных случая - с медведем Мальчиком и  медведицей Девочкой.

С Мальчиком он репетировал однажды во дворе Московского цирка. Медведь делал круги по гладкому асфальту. В это время открылись ворота, и во двор цирка въехал грузовик. То ли Мальчик испугался, то ли решил побаловаться, только он вдруг, круто повернув руль, выехал на улицу. Валентин Филатов на втором мотоцикле кинулся за ним вдогонку. Обогнав медведя на Трубной площади, Филатов продолжал ехать впереди Мальчика, все время показывая ему сахар. Медведь, облизываясь, поехал за дрессировщиком. Так и вернулись они обратно в цирк - Филатов, Мальчик, а за ним, тоже на мотоцикле, инспектор ГАИ. Хорошо, что это произошло ранним утром. Движение на улице было небольшое, и все обошлось.

А второй "побег" случился в Германии. Во время репетиции  трюка Девочка, проделав на мотоцикле  по манежу несколько кругов, вдруг повернула за кулисы и рванула в распахнутые двери на улицу. Никто не заметил, как она вырулила на шоссе и покатила в Штутгарт - он находился в 12 км от цирка. Обнаружив исчезновение артистки, дрессировщик бросился в погоню. Настиг беглянку перед самым въездом в город. Как потом выяснилось, регулировщики перекрывали на ее пути перекрестки. А наутро Филатова пригласили в полицейское управление и торжественно вручили ему международные права на вождение мотоцикла. Для медведицы - чтобы больше не нарушала!

 

В.И.Филатов – воспоминания: «Мы работали в шапито».

Работаем в Ялтинском  шапито. Во время первого отделения  прошла гроза. Над оркестром провис брезент - образовался наполненный  водой громадный пузырь. Публика  собирается ко второму отделению, музыканты в ужасе: над ними - тонна воды. Зрители уже на местах, Пора начинать увертюру перед вторым отделением. Дирижер позвал униформистов с граблями, чтобы они приподняли брезент и вода бы скатилась. Только униформисты дотронулись до брезента, как его прорвало и на оркестр обрушился водопад. Вмиг смыло ноты, инструменты. Оркестранты с ног до головы мокрые. Публика от смеха лежала.

 

Кульминацией медвежьей  компании  стал репортаж с бокса. 

“Внимание! Говорит и  показывает медвежий цирк. Сегодня  здесь интереснейший матч на приз конфеты “Большая медведица”. Встречаются медвежата тройного заячьего веса, воспитанники спортивной школы “Большая шишка”, боксеры Торопыжка и Топтыжка. Торопыжка в синих трусах. Топтыжка - в желтых”, - комментировали происходящее на арене.

Далее раздавался свисток, означающий начало первого раунда, и медведи в боксерских перчатках  приступали к боксу.

Но Топтыжка поступил очень неспортивно, применив запрещенный  удар левой лапой с двойным  подскоком.

“Судья четвертой  категории” Александр Филатов останавливает бой. Тут же перед взволнованными зрителями появляется еще один медведь - “опытный секундант несет боксерам пустое ведерко из-под меда, спешит оказать им, так сказать, медвежью услугу”. Зрители узнают новое о спортсменах: “Торопыжке пошел второй год. Свой бойцовский характер проявил еще в берлоге. Чемпион московского микрорайона Медведково.

Топтыжке - 11 месяцев. 10 из них занимается боксом. На его счету 100 боев, 99 из которых он с блеском  проиграл. Выиграл один ввиду неявки противника”.

Свисток заглушает детский  смех. “Второй раунд, - объявляет  комментатор. - Противники озверели. Ай-яй-яй-яй, какая досада! С Топтыжки падают штанишки. Победа!” А далее чемпионам  вручают цветы. Зрители рукоплещут победителю.

 

Татьяна Филатова рассказывает об отце:

Папу вообще все любили, кто бы его ни вспоминал - все отзываются с теплом: Человек, преданный цирку  с рождения, он весь отдавался работе, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем. Последние годы у него шел инфаркт  за инфарктом: Помню, незадолго до смерти он работал на уколах, мы даже предложили ему не выходить на манеж. Он возмутился: "Как можно, люди купили на меня билеты!". Такой пример ко многому обязывает.

 

Татьяна Филатова рассказывает о старой медведице.

За 55 с лишним лет сменилось большое поголовье медведей. Но одна медведица Фонтанка - самая пожилая, она работала при Валентине Ивановиче и до сих пор выходит на сцену с оркестром, где играет на ударных. С Фонтанкой порой случаются забавные истории: она засыпает прямо при выступлении и сваливается со стула. Зрителям этот фокус Фонтанки очень нравится. В Красноярске на первом представлении Фонтанка бодро била в тарелки.

 

Татьяна Филатова рассказывает случай на выступлении.

 

Как-то мы одели белые  костюмы не на репетицию, а сразу  на представление, и медведь зажал Сашу лапами. Больше мы белое не надеваем и все пробуем сначала на репетициях. Вроде бы медведь не должен реагировать на цвета, но, видимо, есть такие, кто реагирует. Однажды я давала сахар медведю, который катается на роликах, и он прикусил мне фалангу пальца. Может быть, я сама виновата, резко отдернула руку.

Директор Кировского цирка посвятил стих художественному руководителю аттракциона народной артистке России Татьяне Филатовой:

Спасибо Вам, что оказали честь,

Спасибо Вам, что Вы у цирка есть,

Всегда Вам  рады ваши добрые соседи:

Слоны, собаки, люди и медведи...

 

Юлия Филатова рассказывает о своем питомце – леопарде Пете.

Когда он был маленький, "сидел в интернете", - улыбается  Юля, - особенно любил сайты с животными. Ну а если серьезно, он жил у нас дома, и когда Настя (дочь) делала за компьютером домашнюю работу, ему это дело очень понравилось. Он увидел, что есть мышка, которой можно "чпокать", клавиатура опять же. В общем, после его вмешательства компьютер пришлось ремонтировать. Но на всех его "маленьких" фотографиях Петя на клавиатуре наблюдает за экраном, большего мы ему уже не позволяли.

 

Юлия Филатова рассказала, как ей отплатил один из ее питомцев.

Однажды около приюта большие собаки драли маленького доберманчика. Мы над ним сжалились и забрали. В начале его актерской карьеры, когда он мне оторвал пол-лица. Бросился на меня и вырвал кусок. Все было в Рязани. Мне попался хороший хирург - молодой, почти мальчик. Вообще, рваные раны (и тем более укусы животных) не зашивают, поэтому они гноятся (животные ведь зубы не чистят). Мы с хирургом долго думали, что же делать с моей щекой. Если бы ее не зашили, то я была бы похожа на Гуинплена - смеющегося человека. В итоге мы решили попробовать зашить.

 

Животные Филатовых  снимаются в кино.

Юлия Филатова до безумия  любит своих животных: леопардов, собак, лошадей, обезьянок и попугаев. Диву даешься, как эта симпатичная  женщина может держать в повиновении  огромную пятнистую кошку, бурого гиганта  медведя. Днем и ночью она может  общаться с ними, репетируя со своими питомцами новые еще никем не исполнявшиеся до них трюки. Отсюда и издержки. По словам Юлии, если в течение недели ее кто-нибудь не поранит - значит, неделя прошла впустую.

Информация о работе Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга