Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

Каждый гражданин должен знать историю своей семьи, проявлять уважение к родному краю, городу. Беречь отношение к прошлому, гордиться за настоящее, делать вклад в будущее. В настоящее время возникает необходимость возрождать и культивировать патриотические чувства. Каждый гражданин должен знать историю своего города.
Визитной карточкой города Екатеринбурга является Екатеринбургский государственный цирк.
В этом году исполняется 90 лет Российскому Государственному Цирку. Это важное событие в истории циркового искусства России. Также 90 лет исполняется со дня рождения В.И.Филатова, имя которого носит Екатеринбургский цирк, и 60 лет «Медвежьему цирку». Эти юбилеи является значимым не только для культурной элиты города, но и, конечно же, для всей многочисленной семьи Филатовых, к которым отношусь и я.
Существует потребность в возрождении культурного наследия россиян, однако, к сожалению, в обществе утрачены традиции изучения и сохранения истории своей семьи, родного города, что является противоречием современного времени.

Содержание

Введение…………………………………………..…………………………… 3
1. Цирк - визитная карточка города Екатеринбурга....................................... 4
1.1. Цирк, как вид искусства …………..………………….……………….4
1.2. История Екатеринбургского цирка ……………....………………..…5
2. Вклад династии Филатовых в развитие циркового искусства…..….……9
2.1. Цирковые династии……………………………………………...…….9
2.2. История семьи Филатовых в истории цирка…………...…..............10
2.3. Династия семьи Филатовых…………………………1
2.4. Корниловы и Филатовы: две именитые династии в одной семье…1
2.5. Народный артист России Валентин Иванович Филатов и его неповторимый «Медвежий цирк»…………1
2.6. Продолжатель традиций искусства дрессуры, старшая дочь всемирно известного дрессировщика - Людмила Филатова……
2.7. Наследство, обогащенное новыми красками в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.…
2.8. Внучка мастера - Юлия Филатова………
2.9. Медвежьи университеты, или искусство дрессировки……
2.10. Моя ветка в цирковой династии………………………………………
2.11. Рассказы и воспоминания………………………………

Заключение………………………………………………………………………
Используемая литература………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

К.Филатова Реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

 В этом аттракционе  объединили хищников и травоядных, которые в природе не могут  оказаться в общей компании. Пони  возят леопардов. Разумеется, принимаются  меры, чтобы хищник даже случайно, скажем, не поранил, не оцарапал пони - для этого ее спину покрывают специальной, практически не пробиваемой попоной. За время репетиций лошадь и ее полосатый наездник становятся партнерами; оказавшись вместе на манеже, сразу узнают друг друга. У них развивается взаимное доверие. Если в сложившейся паре кого-то пытаются заменить, то леопард не решается приблизиться к незнакомой пони, вспрыгнуть на нее, пони нервничает, отказывается подставить незнакомцу спину. Нужно время, чтобы они привыкли друг к другу и исполнили то, что требуется. Похоже, хищники и травоядные осознают, что между ними возможно общение, мирное сосуществование. Соединение в одной группе нескольких животных и приручение их к терпимому соседству - кропотливый труд. Обычно для таких номеров подбирают молодняк из зоопарков или цирков и очень редко берут зверей, рожденных на воле. Дрессировщики постоянно общаются со своими подопечными. Следят за их самочувствием, аппетитом, поведением в различных условиях, например во время переездов. Так накапливаются весьма интересные наблюдения.  

2.7. Наследство, обогащенное новыми красками  в творчестве младшей дочери - Татьяны Филатовой.

 

Татьяна Филатова - заслуженная  артистка РСФСР, народная артистка России, младшая дочь В.И.Филатова. Родилась 19 июля 1949 года в Уссурийске. Окончила Московский педагогический институт, факультет иностранных языков. Образование ей очень пригодилось в жизни. Но с 70-х годов работает в цирке. Дрессирует медведей, слонов. Ее первым номером был трюк со слонихой Радой. А первое выступление состоялось в Свердловске, в 1967 году - еще в старом деревянном цирке. Татьяна замужем за заслуженным артистом России Александром Гориным, в 2000 году стали лауреатами I национальной премии "Цирк". Они являются руководителями аттракционов «Медвежий цирк» и «Индийский слон». Их дочь Валентина Филатова замужем за иллюзионистом Владимиром Максимовым, работает вместе с ним в номере "Семейка Адамс". Сейчас аттракцион передан их сыну, внуку В.И.Филатова - Александру Филатову.

Первый раз Татьяна  Филатова вышла на манеж в 1971 году, в Ленинградском цирке на Фонтанке. Отец ей передал несколько трюков, а все остальное делал сам. В первые годы он вообще часто забывал о ее присутствии, потому что всю жизнь проработал один - для него даже было странно, что Таня тоже появлялась на манеже. Делал трюк вместо нее, а после представления она стояла за кулисами, ревела. Отец потом извинялся: «Ой, доченька, родная, не обижайся - забыл!» Вообще, конечно, в цирковом деле рядом необходим очень крепкий надежный партнер - особенно, в работе с хищниками. Поэтому Валентин Иванович и не хотел, чтобы его дочери занимались дрессурой. Что бы женщины ни говорили, без мужчин здесь не обойдешься - и силы у них намного больше, и хватка покрепче. И, как говорит Татьяна, ей в этом отношении повезло - с Александром Петровичем Гориным они вместе уже 30 лет. Еще до свадьбы он подрабатывал у В.И.Филатова в аттракционе ассистентом. А познакомились они, когда Александр работал в номере с першами - был нижним акробатом. Он очень любил акробатику - и в воздухе себя пробовал, и эквилибром занимался. Но пришлось выбирать, в дрессуре огромная нагрузка - у Филатова в то время было уже больше двадцати медведей. Да и Валентин Иванович стал часто болеть, ему нужен был постоянный помощник. С 1975 года работаем вместе. Стараются сохранить неизменной именно трюковую часть. Но привносят и свое, в зависимости от ситуации, количества медведей, каких-то идей, которые приходят. Многие медведи совсем маленькие, им по пять месяцев. Другие постарше, есть и старики, которые почти по 30-ть лет живут и исполняют уникальные трюки, которые больше никто не делает. Например «паук», когда медведи катаются на большом и маленьком колесе. Другой медведь сам подходит к велосипеду, поднимает его и едет на нем. По словам Татьяны среди них тоже встречаются тугодумы. Все, как у людей: одни умные, схватывают на лету, другие - тупые или лентяи. Также как в школе: подопечных себе не выбирают, занимаются с теми, кто есть.

 

2.8. Внучка мастера  - Юлия Филатова.

 

Юлия Филатова родилась в 1969 году. Окончила ЛГИТМИК по специальности «Экономика и организация ведения театрально-зрелищных мероприятий». Дрессировщица, артистка «Цирка зверей Филатовых», заслуженная артистка России, внучка В.И.Филатова. Муж - Андрей Клыков родился в1966 году, артист, акробат, закончил цирковое училище в Москве. Юлия Филатова вместе с мужем Андреем Клыковым продолжает семейную традицию и выводит на манеж смешанную группу животных: тут и обезьяны, и лошади, и леопарды, и конечно медведи. Юлия представляет уже пятое поколение династии Филатовых. В 1975 году в программу включили новый номер «Иллюзия с дрессированными животными» под руководством Юлии Филатовой. В 1998 году был создан номер «Медведи акробаты» под руководством Андрея Клыкова (мужа Юлии Филатовой). В 2001 году Юлией Филатовой и Андреем Клыковым был образован новый коллектив «Цирк зверей» имени В.И Филатова, где были полностью переделаны и заново поставлены номера с экзотическими животными, медведями - акробатами и леопардами. Ими были написаны стихи к тематическому параду и эпилогу.  
Номер «Леопарды на свободе» и впечатляет невиданною смелостью в отношениях между человеком и хищником. Обхватив лапами дрессировщика Андрея Клыкова, леопард танцует с ним. Так же леопард совершает умопомрачительный прыжок с тумбы прямо на руки к человеку! В номере Юлии Филатовой на арене появятся звери и птицы - обезьянки, как заправские наездники, скачут на пони. Попугаи висят под куполом цирка вниз головой, держась клювом за металлическое кольцо, на котором сидят пернатые сородичи размером поменьше. Кружатся в танце два больших пуделя. В конце 2005 г. Ю. Филатова и Андрей Клыков начали подготовку к созданию нового тематического представления и детских представлений. Первые уроки которого она получила от своего знаменитого деда. Этот номер существует с 1973 года. Еще тогда Валентин Иванович Филатов предложил эту идею, и под его руководством выступал Валерий Филатов. Только тогда леопарды были еще и на лошадях. И еще тогда техника безопасности была продумана и одобрена всеми инстанциями. Андрей Клыков говорит, что, конечно, для таких номеров нужны определенный опыт и подготовка. На арене животное заинтересовано работой, общением с дрессировщиком. В программе «Цирк зверей» им. В.И.Филатова участвуют около 40 животных: обезьяны, пони, медведи и т.д. То, что выполняют на манеже попугаи — это своего рода визитная карточка цирка Филатовых. Называется он «Люстра» Юлия. Этот номер придумал еще Валентин Иванович, с тех пор он остается неизменным, на данный момент этот трюк больше никто не делает.

Когда Юле было семь лет, она выступала в белом платье и с маленькой собачкой, танцующей вальс под руководством юной дрессировщицы. В 9 лет,  дедушка делал для нее иллюзионные трюки. Теперь она работает и с хищниками. В Екатеринбурге ее мама – Людмила Филатова попала в больницу, а работать с хищниками нужно было каждый день. Отец сказал: «Выйдешь на манеж ты!» Ей нужно было стоять рядом с леопардом, держать его, следить за выполнением трюков. Юля была молодая, красивая старшеклассница, хотелось выпендриться, и на манеж она вышла на каблуках, несмотря на то, что папа ей это строго запретил. И на дебюте случился такой конфуз: Юля сломала каблук! Прямо на представлении споткнулась и упала в ноги леопарду. Папа ее поднял, посадил на тумбу, спрашивает: «Сильно ударилась?» А она ему: «Папа, каблук потеряла, как же я теперь буду ходить по манежу?» Но ничего, ковыляла на носочках, доработала на одном каблуке. Так началась ее работа с леопардами.

 

2.10. Моя ветка  в цирковой династии.

 

Мой отец, Игорь Юрьевич  Филатов - правнук основателя династии Ивана Лазаревича Филатова.

Эта ветка генеалогического дерева выстраивается следующим  образом: старший сын Ивана Лазаревича - Анатолий Иванович Филатов, являющийся дедом моему отцу, тоже посвятил свою жизнь работе с животными.  Анатолий Иванович стал основателем и первым директором Сталинградского зоопарка. Зоопарк в Сталинграде просуществовал с 1929 по 1942 годы. Во время Великой Отечественной войны очередная бомбежка города уничтожила весь зоопарк. Анатолию Ивановичу не удалось спасти своих животных, пытаясь эвакуировать их в безопасное место, он сам погиб под обстрелами.

В годы Великой Отечественной  войны семья Филатовых перебирается в Свердловск. Здесь же родился  и мой отец. Он родился в том  же доме, где родился Валентин Иванович Филатов.

Судьба моего отца тоже оказалась тесно связанной  с цирком. Еще находясь на воинской службе в качестве офицера в 1990 году объединение «Союзгосцирк» прислало запрос в воинскую часть, где служил мой отец с просьбой командировать  И.Ю.Филатова на торжественный вечер, посвященный 70-летию В.И.Филатова, в котором он должен был принять участие как близкий родственник наряду с выдающимися артистами цирка: Юрием Никулиным, Мстиславом Запашным, Ириной Бугримовой и другими. Этот вечер стал судьбоносным в жизни моего отца. Именно тогда возникла идея создать в Уральском регионе ассоциацию цирковых коллективов, а также организовать при Екатеринбургском цирке студию, которая готовила бы молодых артистов для цирковых программ.

И в 1992 году появилась  Уральская региональная ассоциация цирковых коллективов, в которую вступили более 200 организаций Уральского региона. С этого времени общественная деятельность моего отца неразрывно связана с руководством этой ассоциацией. В том же году он создал при Екатеринбургском цирке детскую студию «Арлекино», которая на сегодняшний день признана одним из лучших коллективов России. «Арлекино» является лауреатом многих Всероссийских и Международных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Томске, Новосибирске, Ханты-Мансийске, обладателем «золота» на международных фестивалях «Дети Азии», фестивалях творчества в Тунисе и Чехии. Еще одним удачным проектом Уральской ассоциации стал фестиваль циркового искусства «Цирк нашего детства», проходящий ежегодно в мае на манеже Екатеринбургского цирка. В этом году получил от компании «Рсогосцирк» статус международного фестиваля. 2009 год стал юбилейным как для студии «Арлекино», так и для фестиваля «Цирк нашего детства». Им исполнилось 13 лет. Для цирковой общественности цифра 13 считается счастливым числом, так как диаметр манежа как раз 13 метров.

Мое детство также  вплотную связано с цирком. С трех летнего возраста я занимаюсь  в цирковой студии. Первые мои выступления  на манеже были связаны с дрессурой. Специально для меня в цирке купили тигрового питона, с которым я занималась в течение нескольких лет. Мне посчастливилось выступить на очередном фестивале «Цирк нашего детства», после чего в газете «Уральский рабочий» появилась статья с заголовком: «Одиннадцатилетняя Катя укротила удава». Я и моя сестра еще неоднократно становились лауреатами цирковых фестивалей, а, следовательно, можем также говорить о том, что и мы, самые молодые потомки, имеем отношение к цирку и в нас живет дух цирковой династии.

 

2.11.Рассказы  и воспоминания.

 

Юрий Никулин в книге «Почти серьезно» рассказывает о том, как талантливый артист – Иван Лазаревич Филатов вошел в образ.

На какие только ухищрения  порой не способны артисты, чтобы  спасти программу! Один такой случай произошел по молодости с Иваном Лазаревичем Филатовым.

В маленьком провинциальном городке "прогорал" цирк. Чтобы  поправить дела, хозяин расклеил по городу афиши: "Только два дня! В  цирке показ дикаря-людоеда. Съедение живого человека на глазах у публики. Спешите покупать билеты!".

"Дикарем-людоедом" был назначен Филатов. Вечером публика до отказа заполнила цирк. Все жаждали сенсации.

В конце представления  на манеж выкатили клетку с "дикарем". Тело его вымазали дегтем и сверху обсыпали перьями. Он рычал, брызгал  слюной, скакал по клетке, делал вид, что пытается выломать прутья. Униформисты на вилах просовывали ему в клетку убитого голубя (чучело голубя с мешочком, наполненным клюквой). Иван Лазаревич рвал голубя зубами, во все стороны летели перья птицы, а по подбородку "людоеда" стекала "кровь". Публика смотрела на это зрелище, затаив дыхание... В центр манежа вышел хозяин и громко объявил:

- А теперь предлагаем  вашему вниманию съедение живого  человека. Желающих быть съеденными... прошу в клетку!

В зале все замерли. Никто  не вышел. Выждав паузу, хозяин объявил:

- Ввиду отсутствия  желающих представление заканчивается.  Оркестр - марш!

Разочарованная публика  покидала цирк. А на другой день после  того, как хозяин вызвал желающих быть съеденными, на манеж нетвердой походкой вышел крепко подвыпивший купчик.

- Же-ла-ю! Жалаю, пусть ест! - заявил он.

Возбужденная публика  загудела. Купчик обратился к хозяину  цирка:

- Раздеваться или так  есть будет? 

Растерянный, побледневший хозяин с трудом выдавил из себя:

- Так будет. 

Открыли клетку. Зал замер. Перепуганный "людоед" Филатов изо всех сил зарычал и, встав на четвереньки, начал руками и ногами разбрасывать опилки, надеясь, что купчик испугается и передумает. Но пьяного это ничуть не испугало, и он смело пошел вперед. Не зная, что делать, "людоед" умоляюще посмотрел на хозяина.

- Кусай, кусай, - сквозь  зубы цедил хозяин.

В отчаянии Иван Лазаревич, подпрыгнув, навалился на купца, опрокинул  его на опилки и вцепился зубами в ухо. От боли тот моментально  протрезвел и заорал благим матом. Орал укушенный. Орала публика. Визжали с перепугу женщины...

- Не надо! Не надо! - кричали с мест.

Униформисты по знаку  хозяина бросились на Ивана Лазаревича и начали с силой оттаскивать  его от купца.

А Филатов вошел в  роль и, забыв, что он дикарь-людоед, выскочил из клетки и закричал на чистом русском языке:

- Дайте мне его!  Дайте! Я его сейчас загрызу! 

К счастью, за криком публики  этих слов не было слышно. "Людоеда" с трудом водворили в клетку и  увезли на конюшню.

Орал укушенный. Орала  публика. Визжали с перепугу женщины...

- Не надо! Не надо! - кричали с мест.

Униформисты по знаку  хозяина бросились на Ивана Лазаревича и начали с силой оттаскивать  его от купца.

А Филатов-старший вошел  в роль и, забыв, что он дикарь-людоед, выскочил из клетки и закричал на чистом русском языке:

- Дайте мне его!  Дайте! Я его сейчас загрызу! 

К счастью, за криком публики  этих слов не было слышно. "Людоеда" с трудом водворили в клетку и  увезли на конюшню.

Слушая этот рассказ, мы смеялись до слез. Громче всех хохотал  Валентин Филатов, хотя, наверное, слышал историю в сотый раз.

- Вот начнет "гореть" наш коллектив, объявим "людоеда", Никулин будет "людоедом". Как,  Юра, сыграешь? - спросил он у  меня.- Три ставки получишь. И что  думаете, народ пойдет. Только  представляете, - смеется он, - какой  потом в главке шухер будет...

Так и работали мы вместе с Валентином Ивановичем Филатовым.

 

Из отрывка Ю.Никулина «Почти серьезно»: В.И.Филатов ставил спектакль «Приключения поводыря с медведем».

Талантливый артист, Филатов  имел и моральное и профессиональное право требовать от всех нас полной отдачи сил. Медведей Валентин Филатов чувствовал и понимал удивительно. Помню, по ходу действия клоунского пролога, который мы репетировали, коверный Чайченко должен был пройти через манеж под руку с медведем Максом. Клоун долго не соглашался подходить к медведю. Боялся.

Информация о работе Вклад семьи Филатовых в развитие циркового искусства мира, страны и города Екатеринбурга