Взаимосвязь творчества В.А. Серова с художественными направлениями искусства конца XIX – начала XX в.в

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность данного исследования предопределяется рядом факторов:
Необходимостью изучения философских, искусствоведческих, культурологических проблем периода Серебряного века, как периода смены культурной парадигмы;
Недостаточной изученностью творчества В.А. Серова, в чьих работах можно проследить следы трансформации культурной парадигмы, что в свою очередь позволит более подробно охарактеризовать как творчество художника, так и эпоху в целом.
Цели настоящего исследования:
Определить характерные черты культурной парадигмы периода Серебряного века.
Проследить, какое влияние оказала данная эпоха на творчество В.А. Серова.

Содержание

Введение 3
Культурные парадигмы Серебряного века 5
Тенденции возврата 5
Агональное игровое начало. 8
Возрождавшееся религиозное чувство 9
Взаимосвязь творчества В.А. Серова с художественными направлениями искусства конца XIX – начала XX в.в. 11
Реализм. 12
Импрессионизм. 12
Модерн 19
Заключение. 22
Список использованной литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Русское искусство.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Культурные парадигмы  Серебряного века 5

Тенденции возврата 5

Агональное игровое начало. 8

Возрождавшееся религиозное  чувство 9

Взаимосвязь творчества В.А. Серова с художественными направлениями  искусства конца XIX – начала XX в.в. 11

Реализм. 12

Импрессионизм. 12

Модерн 19

Заключение. 22

Список использованной литературы. 23

 

 

Введение

Культура Серебряного  века вызывает интерес современных  исследователей с точки зрения определения  временных рамок, состава имен, стилевых и жанровых контуров искусства этого  периода. Феномен Серебряного века ознаменовал собой необычайный  творческий всплеск в различных  областях знания, в особенности, в  современной философской мысли.

В период Серебряного века созревает ряд философских и  культурологических проблем: восприятие личности, способность к творческим преобразованиям жанров и стилей, отражение в искусстве своего мировосприятия. Старые жанры и стили  уже не отвечали представлениям об окружающей действительности, не соответствовали  настроениям веявшим в воздухе.

Ощущение процессов, происходивших  в обществе, для многих определялось как катастрофическое развитие, пересмотр  основ не только русской, но и мировой  философии, истории, культуры.

Таким образом, актуальность данного исследования предопределяется рядом факторов:

  • Необходимостью изучения философских, искусствоведческих, культурологических проблем периода Серебряного века, как периода смены культурной парадигмы;
  • Недостаточной изученностью творчества В.А. Серова, в чьих работах можно проследить следы трансформации культурной парадигмы, что в свою очередь позволит более подробно охарактеризовать как творчество художника, так и эпоху в целом.

Цели настоящего исследования:

  • Определить характерные черты культурной парадигмы периода Серебряного века.
  • Проследить, какое влияние оказала данная эпоха на творчество В.А. Серова.

Обращение в нашем курсовом исследовании к рассмотрению художественного  мира Серова В.А. представляется закономерным в силу того, что именно в творчестве данного художника отразились основные процессы происходившие в обществе рубежа XIX-XX веков.

 

Культурные  парадигмы Серебряного века

Ярким примером наложения  старых и новых культурных парадигм1 и их проявлений является творчество В.А. Серова. Представитель классической школы, он постоянно двигался вперед: изначально его творческая манера формировалась под влиянием реализма, впоследствии художник создает произведения в духе импрессионизма и модерна.

Процесс перехода к новым  культурным парадигмам исследователи  связывают с несколькими типологическим чертами, основными характеристиками:

  • Тенденция возврата.
  • Агональное игровое начало.
  • Возрождавшееся религиозное чувство.

Мы постараемся проследить проявление вышеперечисленных характеристик  эпохи Серебряного века в творчестве одного из наиболее ярких представителей этого периода – В.А. Серова.

Тенденции возврата

Проявляются в обращении Серебряного века к традиции разных эпох: Античности, Средневековью, Возрождению. Работы В.А. Серова на исторические, мифологические сюжеты иллюстрируют направленность эпохи к иным историко-культурным пластам. Попытки вступить в этот диалог с иными историко-культурными пластами можно увидеть на примере целого ряда работ – «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Для В.А. Серова античное искусство было живым, чувственным, почти антиподом «академических» (навязываемых Академией художеств) канонов восприятия.

Работы «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», «Ифигения в  Тавриде» (см. Таблицу №1) не воспринимаются в качестве иллюстраций к античным мифам, к Гомеру. Замысел произведений связан с попыткой, пользуясь образами античной мифологии, воспеть человека, его гармонию с мирозданием, совершенство природы. Художник по-новому переосмысливает античное наследие. Архаику он сплавляет с современностью, пользуется живыми образами природы, но соединяет их с выдумкой, фантазией, реконструкцией. В его картинах все и настоящее и ненастоящее. Европа – это ожившая архаическая «кора» с лицом-маской, сквозь кажущуюся неподвижность которой проглядывает робкая и нежная душа, покорившаяся воле судьбы, влекущей ее неведомо куда и зачем.

Сюжет картины «Похищение Европы», взятый из древнегреческой  мифологии, один из излюбленных сюжетов  мирового искусства. Европа была дочерью  финикийского царя Агенора. Влюбившийся  в нее Зевс явился царевне и  ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки  забавлялись игрой с быком, украшая  его рога цветочными гирляндами (обрывок  гирлянды можно видеть и в серовской  картине). Наконец, Европа решилась сесть  на спину быка – Зевса, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала его женой  и впоследствии родила ему трех сыновей  – героев. «Похищение Европы» В.А. Серова – не столько изображение  мифа, сколько его отблеск, эмблема  всего мира греческого искусства  с его «высокой декоративностью, граничащей с  пафосом», как говорил автор в одном из писем. Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины напоминают фрагмент росписи килика Диониса, выполненного греческим мастером VI века до н.э. Экзекием, да и бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудов (Серов первый из художников, изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами, - коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз). Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка – Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы – маски коры Эрехтейона Афинского Акрополя, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени «Европа» - «широкоглазая», что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает В.А.Серов. Интересно что Л.Бакст, исполнивший по возвращении из Греции картину «Древний ужас», также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной «архаической улыбкой» как символ и вечную тайну античного мира. В.А. Серовым исполнены несколько живописных вариантов «Похищения Европы», а также (редкий случай в творчестве В.А.Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины.

Пейзаж «Навзикаи» (вариант  с высоким небом) реален серебристым  светом солнца, живой рябью моря, ликующим чувством радости, принизывающим  природу. Но шествие Навзикаи возвращает всю сцену к вымыслу фризовостью своего расположения, бесплотностью объемов, силуэтностью фигур, напоминающих тени, движущиеся на фоне неба.

В этих картинах В.А. Серов  хотел отразить жизненные истоки античности. Он погружался в архаическую Грецию, колыбель человеческой цивилизации, эпоху Гомера, время сложения мифов, наивных и мудрых, трогательных и величавых, где житейский опыт народа гармонически сплетается с глубоким философским размышлением о судьбе и назначении человека, о природе и мироздании. Эти привилегии мифологии В.А. Серов и его современники мечтали снова вернуть искусству. Художник сделал в этом направлении важный шаг.

М.Г. Неклюдова отмечает особенность  художественного образа, представленного  в полотне «Одиссей и Навзикая». Специфика образа заключается в  тесном взаимодействии двух «я»: «В восприятие вещи входит ощущение зрителем своей причастности к творческому акту, в котором, в свою очередь, раскрывается с большой полнотой и непринужденностью «я» художника. Такого интимного духовного соприкосновения двух «я», предопределяемого самой логикой художественного творчества, до начала XX века история русского искусства еще не знала. Как это ни парадоксально на первый взгляд по отношению к такому рационально мыслящему художнику, каким был Серов, но названое эмоционально-психическое состояние заставляет вспомнить о платоновском Эросе, к которому оно пожалуй, ближе всего, чем и объясняется общий характер «стихийной стилизации», определивший стиль данного эскиза. Однако произведение Серова при всей его эстетической выразительности и «дионисийской» эмоциональной напряженности не способно довести зрителя до состояния экстаза или чрезмерной восторженности; сам художник был слишком сдержан для этого и тяготел к аполлонически ясному и упорядоченному художественному мышлению»2.

Продолжается переосмысление античного наследия в росписях для  дома Носовых. Эскиз «Диана и Аполлон, избивающие детей Ниобеи» являются возвращением к основам подлинной  классики.

Агональное  игровое начало.

Эпоха Серебряного века возводит игру в одну из доминант, этот период «остро карнавален», ему свойственны все элементы «артистической легкомысленности». Мотив игры, театрализации действительности порождает новое восприятие творческой личности, способствует рождению восприятия творческого персонажа (как настоящего, так и прошедшего культуры), творческое бытие личности тяготело к различным амплуа, мифотворчеству. Но наряду с элементами искусственной реальности, строившейся по принципам легкого мифотворчества, игра проявляет себя в  этот период и в своем трагическом преломлении3.

Размышляя об игровых началах  переходных эпох, В.К. Кантор пишет: «Но  есть в истории и другие периоды, когда игра и весьма своеобразное веселье приобретают характер дьявольской  шутки, возникают как попытка  скрыть тревожный и страшный смысл  происходящего /…/; двусмысленной была и игровая ситуация в Серебряном веке; не случайно «высокий духовный синтез» перерос в Апокалипсис… ставкой в этой игре стало само человеческое существование»4. Можно сказать, что Серебряный век до предела разрабатывает себя в категории карнавала, расходует все его смыслы (позитивные и негативные) до полного опустошения5.

Мотив игры проникает в  творчество В.А. Серова в период работы над многочисленными портретами артистов театра и балета, оперных  певцов, плакатом для русских сезонов  в Париже и занавесом к балету «Шахерезада».

Возрождавшееся  религиозное чувство

К одной из творческих категорий  периода перехода относят возрождавшееся в Серебряном веке религиозное чувство, отраженное в тяготении к раннехристианским  истокам культуры, в рамках культурного  синтеза, по определению Г.Флоровского: «Это был особый путь возврата к  вере, через эстетизм и через Ницше…»6. Религиозной теме посвящены работы «Георгий Победоносец» (1885г.), «Слуга Авраама находит Исааку невесту» (1895г.), акварель «Рождество Христово» (1887г.) (см. Таблицу №2). О библейской тематике не принято было говорить в исследованиях его художественного мира.

Образ Святого Георгия, Георгия  Победоносца один из излюбленных  святых Древней Руси. Художник изображает на полотне «Чудо Георгия о  Змие». Излюбленный иконописный  сюжет трактован автором по-своему. Это не юный, безбородый Святой (как  принято было изображать в иконописном  сюжете). Образ, созданный художником, вызывает скорее ассоциацию с русским  былинным богатырем, сказочным героем или средневековым рыцарем. Работа впечатляет своей экспрессией, молниеносно  повергает Георгий змея и топчет его конем. Сближает с иконописной  традицией только сюжет, цвет копья (а не плаща), красный цвет копья  – принятый атрибут мученичества в древнерусском искусстве и белый конь, с которым слит всадник в едином поражающем порыве.

В акварели «Рождество Христово»  художник обращается к одному из важнейших  событий евангельской истории. Вс.Дмитриев трактует эту работу как увлечение  манерой М.Врубеля: «воодушевление и восторг перед языком Врубеля»7.  

Взаимосвязь творчества В.А. Серова с художественными направлениями искусства конца XIX – начала XX в.в.

Отношения художника с  эпохой складываются не только как  отражение жизни культурной парадигмы. В его творческом наследии обнаруживается тесная взаимосвязь с художественными  направлениями искусства конца  XIX – начала XX в.в. (реализм, импрессионизм, модерн, модернизм) как философско-культурологическими концептами. В творчестве В.А. Серова как и любого другого художника рубежа XIX-XX веков можно наблюдать существование излюбленных тем, сюжетов и образов, кроме того, в разные периоды творчества художник входил в объединения «Товарищество передвижных выставок», «Академия художеств», «Мир искусства», «Свободная эстетика», в большей или меньшей степени, определяющие проблематику и тематику его работ.

Анализ различных стилей (стилевых направлений) в качестве философско-культурологических концептов предполагает обращение  к смысловым началам, заложенным в стилях, к изменению отношения  в рамках стиля (стилевого направления) к категориям времени и пространства.

В переходные эпохи наблюдается  изменение пространственно-временных  отношений, так Е.А. Сайко говорит  «о трансформации смысла бытия культуры в контексте изменяющихся пространственно-временных  отношений»8. Э. Гуссерль в переходную эпоху (конец XIX-XX в.в.) писал, что «мы – люди сегодняшнего дня, участники этого процесса подвергаемся опасности – потонуть в мире скепсиса. Уже потому надо искать собственную истину /…/. Мы можем обрести самосознание и тем самым внутреннюю устойчивость лишь благодаря прояснению единого смысла истории, ее задач, и тех, что с самого начала ей присущи, и тех, что возникают вновь, будучи движущей силой всякого философствования»9.

Реализм.

Обращение к принципам  реалистической школы живописи для  В.А.Серова явилось закономерным, так  как его творческая манера складывалась под влиянием И.Е. Репина.

«Серов признавался мне, -сообщает И.Грабарь, - что все, что  он знает и умеет, он получил, внимательно  всматриваясь, как рисует и пишет  Репин»10.

Исследователи отмечают, что  «нисколько не преувеличивая, можно  сказать, что для становления  характеристических принципов Серова проблема освоения репинского портретирования  была центральной для 1890х годов  и даже несколько позднее»11.

В.А. Леняшин прослеживает становление индивидуальной творческой манеры художника, уход от принципов  репинского искусства. Изменение творческой манеры исследователь объясняет  принципом критической характеристики. Критичность же как принцип, как  идея противоречила репинскому подходу  к портрету, рождаясь лишь в тех  случаях, когда внешний облик  модели /…/ таил в себе потенциальную  основу критики12. Ярко выраженное критическое начало приводит к отражению в творчестве одной из линий реализма, к реализму критическому. Сам художник писал о своем внимании к личностному началу следующее: «Я /…/ внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»13.

Импрессионизм.

Смысловая установка творческой манеры на впечатление как основание  для создания характеристики приводит художника к импрессионизму как способу осмысления и передачи образа, как методу отражения действительности. В этой манере создан ряд портретов: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» (см. Таблицу №3). Появившееся во французской живописи в последней трети XIX – начале XX веков направление характеризовалось стремлением «передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояние природы, мгновения жизни, реальный мир в его подвижности и изменчивости»14. Импрессионизм для художника стал возможностью передать осмысленное восприятие окружающей среды и человека в отрывочных, фиксирующих мгновенное впечатление штрихах, что роднит его искусство с импрессионизмом в литературе и обогащает реалистический метод.

Информация о работе Взаимосвязь творчества В.А. Серова с художественными направлениями искусства конца XIX – начала XX в.в