Демократичекое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Содержание

Введение 2
1.Понятие и сущность демократического государства 3
2.Возникновение и развитие идеи гражданского общества 7
3.Гражданское общество: понятие и основные характеристики 12
4.Соотношение гражданского общества и правового государства 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.80 Кб (Скачать)

     В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В  демократических же странах выбирать - быть или не быть гражданскому обществу - не приходится, ибо оно становится необходимым. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии.

     Гражданское общество - это формирующаяся и  развивающаяся в демократических  государствах человеческая общность, представленная: 1. сетью добровольно  образовавшихся негосударственных  структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2. совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

       Конкретизируя данное определение,  отметим следующее:

     - эта «сеть» может быть очень  плотной, включающей в некоторых  странах сотни тысяч разного  рода объединений граждан или  предприятий (признак высоко развитого  демократического общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число  такого рода организаций (признак  государств, делающих первые шаги  в демократическом развитии);

     - объединения, составляющие гражданское  общество, отражают широчайшую палитру  хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других  интересов граждан (предприятий)  и создаются в целях удовлетворения  этих интересов; 

     - специфика всех организаций, образующих  гражданское общество, состоит в  том, что они создаются не  государством, а самими гражданами, предприятиями, существует автономно  от государства, но, разумеется, в  рамках действующих законов; 

     - составляющие гражданское общество  объединения возникают, как правило,  спонтанно (в связи с появлением  у группы граждан или предприятий  конкретного интереса и потребности  в его реализации). Затем какая-то  часть этих объединений может  прекратить свое существование.  Однако подавляющая их часть  становится долгожителями, постоянно  действующими, набирающими со временем  силу и авторитет; 

     - гражданское общество в целом  является выразителем общественного  мнения, что служит своеобразной  формой проявления его политической  власти.

     Существуют  общие причины, питающие процесс  создания и развития гражданского общества, очевидно, достаточно серьезные. Их немало, но существуют три главные, основополагающие.

     Первая  причина связана с частной  собственностью. В развитом демократическом  обществе подавляющая часть населения - частные собственники. Разумеется, представители крупного бизнеса  немногочисленны. Однако развитым и  многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения  доходов, средством к жизни их семей является частная собственность. Им не просто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного - источника средств для жизни. Поэтому неудивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены энергичные усилия ее обладателей.

     Наиболее  эффективными являются коллективные усилия: разного рода объединения собственников  с одинаковыми интересами; ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители  постоянно взаимодействуют с  соответствующими комиссиями в законодательных  органах и с правительством, добиваясь  оптимизации условий функционирования частной собственности, принадлежащей  членам данных организаций.

     Вторая  причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с  другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся  по своим законам. Только соблюдая эти  законы, можно успешно вести предпринимательскую  деятельность. И главное - противостоять  законам рынка в одиночку очень  трудно. Разного рода объединения  предпринимателей, то есть организации  гражданского общества, призваны облегчить  эту задачу.

     Третья  причина необходимости возникновения  и функционирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое  государство призвано максимально  удовлетворять интересы и потребности  своих граждан. Однако рождающиеся  в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государство  не может иметь информацию о всех этих интересах. Значит, необходимо информировать  государство о конкретных интересах  граждан, удовлетворить которые  можно лишь силами и средствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации  гражданского общества.

     В каждой демократической стране организаций  гражданского общества насчитывается  множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными  интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это  организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные  с необходимостью восстановления памятников большого культурного значения. Сюда же относятся многочисленные движения (например, в связи с протестом против осуждения невиновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масштабов. Типичный в этом отношении пример - движение «зеленых» в западноевропейских странах.

4.Соотношение  гражданского общества  и правового государства

 

     Вопрос  о взаимодействии государства и  гражданского общества возник вместе с появлением гражданского общества. Кто должен первенствовать? Кто над  кем возвышается: государство над  гражданским обществом или гражданское  общество над государством? Эти вопросы  и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических  странах ситуации, то она очевидна: первенствует тот, у кого в руках  политическая власть. Вместе с тем  нельзя не подчеркнуть, что гражданское  общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

     Очевидно, что гражданское общество и государство  постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к  государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство  идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских  инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств  для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.

     Практически во всех современных демократических  странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные  органы для связи с организациями  гражданского общества. Направления  и формы их деятельности чрезвычайно  многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий  для их финансирования.

       Кроме специализированных органов  есть еще одна распространенная  форма контактов государства  с гражданским обществом. Речь  идет о том, что представители  организаций гражданского общества  входят в различные советы  и комиссии, работающих при парламенте  и правительстве. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.

     Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует  отметить существующую во многих странах  службу парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной  властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с  предоставленными ему возможностями  изучать полученные материалы и  докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что говорит  об их высоком авторитете.

     Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе  «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному  господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие  в избирательных компаниях и  референдумах, большие возможности  в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых  телевизионных каналов), возможности  в организации компаний сопротивления  проведению тех или иных государственных  реформ.

     Само  гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной  поддержке. Поэтому представители  организаций активно участвуют  в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют  с государством.

     В свою очередь, государство в высокой  степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским общество. Объясняется  это рядом причин: именно гражданское  общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства  крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство; среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).

     Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его  организаций не исключает непредсказуемость  их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные  выше представительства организаций  гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства  и общественных организаций.

     В целом же демократический режим  предполагает тесное взаимодействие государства  и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности. Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистичным.

 

Заключение

 

     Подводя итоги исследования, необходимо отметить следующие:

     Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию  в определенных формах. К этому  побуждает сущностная обязанность  государства защищать права и  свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение  должно иметь четкие пределы и  осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять  силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными  средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов  государственной власти. Это государство  подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

     Гражданское общество - это общество с развитыми  экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между  его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

     Демократия  не просто делает гражданское общество насущно необходимым, она создает  все основные условия для его  возникновения и развития. Отметим  наиболее важные из них.

     Главное условие активной жизни гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы  политической деятельности и политических дискуссий.

Информация о работе Демократичекое государство