Демократичекое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Содержание

Введение 2
1.Понятие и сущность демократического государства 3
2.Возникновение и развитие идеи гражданского общества 7
3.Гражданское общество: понятие и основные характеристики 12
4.Соотношение гражданского общества и правового государства 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.80 Кб (Скачать)

     Т. Гоббс считал, что изначально имеется война всех против всех, поэтому люди объединятся на основе общественного договора. «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». 2

     Государство, таким образом, несет теперь ответственность  перед своими подчиненными, но требует  от них полного подчинения власти. Наличие верховной власти суверена - необходимый компонент гражданского общества, которое совпадает с  государством. При этом структура  гражданского общества выглядит у него многоуровневой, при которой первый этап – это государство, обладающее верховной властью суверена; второй – это группы и объединения  граждан; а третий, заключительный, - это отдельные граждане как подданные  государя и суверена и как представители  тех или иных групп и объединений.

     По  Дж. Локку, люди переходят в гражданское состояние, т.к. оно «является подходящим средством, избавляющим от неудобств естественного состояния».3 Он попытался сформулировать некоторые принципы правового общества и государства: суверенитет народа, верховенство закона, разделение властей.

     А. Фергюсон одним из первых употребил термин гражданское общество как состояние цивилизованности. Он отвергает тезис о естественном состоянии людей, как о состоянии войны всех против всех или о состоянии, в котором человек был наделен «чисто животной чувствительностью…, лишенным каких бы то ни было политических объединений». 4

     Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества является "институциональный  период" (XIX - первая четверть XX века), характеризующийся расширением  сферы влияния, политического признания  и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в  условиях буржуазных революций. Гражданское  общество из теоретической конструкции  превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым  онтологический (познавательно-логический) статус.

     Этот  период начинается с Гегеля, который  впервые в Новое время разграничил  государство и гражданское общество, подчеркнув нетождественность первого  второму. Подобно многим авторам  нашего времени, Гегель считал гражданское  общество приметой современности и  особым этапом всемирной истории.

     Г. Гегель также рассматривает структуру  гражданского общества и его связи  с государством. Он выделял три  ветви власти: законодательную; правительственную; власть.

     Известные исследователи проблем гражданского общества Джин Л.Коэн и Эндрю Арото  в своей книге 5 подчеркивают: “Возможно гегелевская концепция гражданского общества была и не первой современной концепцией, но мы полагаем, что автором первой современной теории гражданского общества был Гегель”.

     Толкование  гражданского общества как особой внегосударственной сферы социального организма  получило широкое распространение  в Европе благодаря Алексу де Токвилю (1805-1859) и его исследованию американской демократии, которая стала реальным воплощением принципов и основ  теории общественного договора и  гражданского общества, разработанных  к тому времени.

     А. де Токвиль трактовал гражданское  общество как особую, внегосударственную сферу активности людей. При этом он выделяет две негативных тенденции  в развитии общества. Первая ведет  людей к независимости и может  внезапно подтолкнуть их к анархии. «Индивидуализм – это взвешенное, спокойное чувство, побуждающего каждого человека изолировать себя… человек охотно перестает тревожиться обо всем обществе в целом» 6. Вторая тенденция выражается в закрепощении людей.

     К. Маркс определяет гражданское общество в двух смыслах: оно указывает  на исторически определенную ступень  общественного развития, и составляет часть общественного целого. Он рассматривает  ряд фундаментальных проблем: раскрытие  классовой сущности государства(«поскольку миллионы семей живут в экономических  условиях, отличающих и враждебно  противопоставляющих их… они  образуют класс»); существование противоположности  между эксплуататорским государством и угнетенными классами; отмирание  государства в будущем; наличие  общей противоположности между  гражданским обществом и государством.

     Четвертый этап, эволюции идеи гражданского общества приходится на 20–90-е годы XX века. На этом этапе происходит переход от практических требований экономической  и политической свободы личности, характерных для предшествующего  периода, к расширению свобод в сфере  культуры, стилей жизни и т. д. Постепенно появляются условия для превращения  двойной конструкции “гражданское общество–государство” в более  сложные структуры. Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в системе устойчивых, общепринятых представлений об этом обществе, которые понимаются и разделяются  большинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и  факторы, как рационально-критическое  отношение к социальной реальности, плюрализм верований, идей, мнений и  др. Идея гражданского общества перестает  быть лишь теоретической конструкцией, становясь достоянием повседневного  сознания.

     Идеи  гражданского общества широко рассматривались  и отечественными мыслителями и  учеными.

     М.А. Бакунин определял общество как «естественный образ существования человеческого коллектива, независимо от всякого договора». Общество – часть природы; государство механическая сила, искусственная организация. Деятельность государства во всех, направлениях сводится М.А. Бакуниным к насилию, притеснению, грабежу, захвату. Отсюда задача уничтожения государства.

     По  Б.Н. Чичерину гражданское общество есть совокупность частных отношений  между лицами, управляемых гражданским, или частным, правом. Государство  воздвигается над гражданским обществом  как самостоятельным союзом, т.е. «государство есть союз, воздвигающийся над другими, а не поглощающий  их в себе»7.

     Рассмотрим  концепции современных отечественных  ученных по проблематике гражданского общества.

     К.С. Гаджиев определяет гражданское общество с идеально типологической точки зрения как «своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов»8.

     А.И. Соловьев выделяет три модели взаимодействия государства и гражданского общества. Первая строится по принципу властвования и подвластности. Вторая предполагает, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью управление. В третьей «государство выступает административной структурой, действующей… согласно специфической логике служебных и человеческих отношений»9. Гражданское общество контактирует с государством здесь как клиент.

     З.Т. Голенкова вычленяет два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую (теоретическая категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности) и нормативную. Во втором случае понятие гражданского общества имеет «статус нормативной концепции, которая способствует мотивации граждан и других социальных субъектов к развитию содержания и различных форм гражданской активности.»10. З.Т. Голенкова выделяет ряд элементов гражданского общества: а) права и свободы человека и гражданина, как детерминанты политической системы; б) верховенство права; в) автономия общества; г) «гражданская культура».

     В.Г. Хорос не согласен с позицией, что гражданское общество на Западе существовало скорее в прошлом, и на индустриальном этапе модернизации оно уступило место «массовому обществу». Такая позиция является преувеличением, т.к. «имеется слишком много доказательств разносторонней общественной самодеятельности в странах Запада, чтобы отрицать существование там гражданского общества. Но можно согласиться с тем, что западное гражданское общество значительно изменилось по сравнению с эпохой раннего капитализма».

     А.Г. Володин отмечает, что в России потребность в возмещении недостаточной зрелости предпосылок модернизации созидательной деятельностью государства ощущалась очень сильно. Несмотря на это, «общество должно сохранять бдительность по отношению к деятельности государства».

       Б.Г. Капустин рассматривает философию Нового времени, т.к. «только в ее рамках складывается те элементы концепции гражданского общества, которые отвечают условиям современности». Изначально гражданское общество не противопоставляется государству. Впоследствии их отождествление рушится. Затем появляется третий тип гражданского общества как инстанции, занимающей место между государством и (капиталистической) экономикой.

     Ю.М. Резник указывает на общие признаки, выделяемые, как правило, исследователями гражданского общества: «автономность и относительная обособленность гражданской сферы жизни людей, разнообразие потребностей и интересов организаций и групп, входящих в состав гражданского общества, их независимость от государства и его институтов, тесная связь с экономическими формами и формами общения, характерными для современной индустриальной цивилизации»11.

3.Гражданское  общество: понятие  и основные характеристики

 

     Гражданское общество принадлежит к числу  понятий социологической и политической теории (наряду с понятиями свободы, справедливости, равенства, демократии), которые имеют как теоретическое, так и практическое значение. Такого рода понятия нелегко определять, а их применение означает не только известную зону неопределенности, но и большие или меньшие различия в их толковании. Но, тем не менее, можно вычленить два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую и нормативную.

     В первом значении оно используется как  теоретическая категория для  анализа и объяснения явлений  социальной реальности. В этом смысле, гражданское общество - агрегированное понятие, обозначающее специфическую  совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и  ценностей, главными субъектами которых  являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.

     В отличие от первой теоретико-аналитической  функции, во второй функции понятие  гражданского общества имеет преимущественно  статус нормативной концепции, которая  способствует мотивации и мобилизации  граждан и других социальных субъектов  на развитие различного содержания и  форм гражданской активности. Эта  функция приобретает особое значение в обществах, находящихся в состоянии  трансформации.

     Говоря  о гражданском обществе, следует  исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы  общества, которое стремится быть модерным и демократическим. Ныне должно быть реабилитировано и понятие  гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую  субъективность, моральную, религиозную  и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным  до тех пор, пока экономическая монополия  любого рода будет жестко ограничивать его активность.

     Существенным  элементом гражданского общества является верховенство права. Это шире, чем  идея правового государства.

     Автономия общества - важный элемент гражданского общества, а это означает автономию  различных общественных сфер и ассоциаций - экономики (т.е. предприятий), профсоюзов, университетов, печати, науки, объединений  граждан и отдельных профессий, религиозных объединений, т.е. церкви.

     Роль  государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться  к установлению самых общих рамок  в виде закона, регулирующего правила  игры, которых все должны придерживаться, чтобы не ставить под угрозу такие же права и свободы других членов общества. Экономический, социальный, политический и культурный плюрализм, являющийся альфой и омегой гражданского общества, устанавливается на основе автономии общественных факторов, прав и свобод человека и гражданина.

     Автономия различных сфер общества подразумевает, что они могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации, демократическая  внутренняя жизнь которых имеет  важное значение для гражданского общества.

     Главное условие активной жизни гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы  политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского общества. Социальная свобода  создает возможность для самореализации человека в обществе.

     Важным  условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная  с ней высокая информированность  граждан, позволяющая реально оценивать  хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать  шаги по их по их разрешению.

     И наконец, основополагающим условием успешного  функционирования гражданского общества является наличие соответствующего законодательства и конституционных  гарантий его права на существование.

Информация о работе Демократичекое государство