Демократичекое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Содержание

Введение 2
1.Понятие и сущность демократического государства 3
2.Возникновение и развитие идеи гражданского общества 7
3.Гражданское общество: понятие и основные характеристики 12
4.Соотношение гражданского общества и правового государства 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.80 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

      Введение 2

      1.Понятие и сущность демократического государства 3

      2.Возникновение и развитие идеи гражданского общества 7

      3.Гражданское общество: понятие и основные характеристики 12

      4.Соотношение гражданского общества и правового государства 17

      Заключение 20

      Список используемой литературы 21

 

Введение

 

     Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в  котором взаимодействуют различные  общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология  не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом  государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

     Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Понятие "гражданское общество" сегодня выступает одним из центральных герменевтических ключей для понимания комплексности отношений современного общества и современного государства. Это своего рода "знак времени" или концептуальный код эпохи.

     Это государство не должно стремиться к  этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства  в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства  и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение  общих интересов народа, но при  безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

     Цель  контрольной работы рассмотреть  демократическое государство. Гражданское  общество – его роль и задачи в становлении и развитии социального  партнерства.

1.Понятие  и сущность демократического  государства

 

     Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший  элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации  всех органов этого государства  является суверенитет народа.

     Недостаточно  только провозгласить государство  демократическим ( это делают и тоталитарные государства ), главное - обеспечить его  устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными  гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано  с понятиями конституционного и  правового государства, в известном  смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое  государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

     Важнейшие признаки демократического государства:

     а) реальная представительная демократия;

     б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

     Представительная  демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные  органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления ) наделяются правом решения наиболее важных вопросов  жизни        народа( объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др. ). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

     В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью  Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных  и представительных учреждений субъектов  Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными  полномочиями, которые исключают  возможность вмешательства со стороны  кого бы то ни было. И в то же время  эта система носит целостный  характер, характеризует одно суверенное государство -Российскую Федерацию.

     Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

     Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию  в определённых формах. К этому  побуждает сущностная обязанность  государства защищать права и  свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение  должно иметь чёткие пределы и  осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять  силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными  средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить«разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

     Демократичность государства выражается в том, что  его организация открывает гражданам  и их объединениям возможности оказывать  влияние на «содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это прежде всего демократический политический режим и политико-правовая культура.

     Демократический политический режим характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих  ему оказывать влияние на государственное  управление обществом.

     Демократический политический режим обычно находит  отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия  в политической жизни: институты  представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и  свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

     Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно  на содержании и форме конституционно-правового  регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.

     Государство не может обойтись без профессионального  управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи  не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли ). Но для того, чтобы этот аппарат не встал над народом и его  представителями, не стал бюрократией  в нашем понимании, необходима продуманная  система социального контроля за его составом и деятельностью, и  система его ответственности. В  развитых демократических странах  конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие  институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система  комплектования государственной службы и др. ). Опыт, правда, показывает, что  и в этих странах не такой уж редкостью является то, что мы называем бюрократическими извращениями ( служебные злоупотребления, неэффективность и пр. ), однако, общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.

     Что же касается «социалистических» и развивающихся  стран, то там засилье бюрократизма в самом отрицательном смысле слова - повсеместное явление, хотя и  в конституциях и законах можно  встретить немало направленных против этого положений. Они, однако, бездействуют или малоэффективны в силу упомянутых факторов - авторитарного или тоталитарного  политического режима и низкого  уровня политико-правовой культуры общества.

 

2.Возникновение и  развитие идеи  гражданского общества

 

     Подобно тому, что существуют различные интерпретации  идеи гражданского общества, возможны и различные ее периодизации.1

     Начальный период - предыстория становления  идеи гражданского общества, ее историко-философские  предпосылки (с античности до XVI–XVII веков). Период, в котором происходит “вызревание” данной идеи. Если словосочетание “гражданское общество” и используется в этот период, то смысл имеет  совершенно иной, чем сегодня. Гражданское  общество здесь оказывается идентичным государству или политическому  обществу.

     На  Руси элементы гражданского общества стал внедрять Иван Грозный в XVI веке. Именно он был инициатором и реализатором идеи Земских Соборов, которые сыграли  огромную роль в развитии России.

     За  начальным следует естественно-правовой период. Это время возникновения  и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права  и общественного договора XVII–XVIII веков. Этот период связан с именами  Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Д.Юма, Б.Спинозы, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье и многих других мыслителей, которые в своих работах  выражали потребности времени, сводившиеся  к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся  буржуазной демократии.

     Согласно  этим концепциям общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, какое понимание  вкладывалось в это последнее: как  утраченный рай и “золотой век” (Руссо) или как “война всех против всех” (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением  общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. Схематически содержание этих концепций можно выразить следующим  образом: естественное состояние - общественный договор - гражданское, общественное, политическое состояние.

     В сущности, формирование гражданского общества происходило параллельно  с формированием государства  нового типа - буржуазного государства. Это был процесс превращения  традиционного сословного общества в современное гражданское, феодального иерархического государства в правовое. С этого времени соотношение политического и гражданского общества оказывается предметом пристального внимания социально-философской мысли.

     Наиболее  видными представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т.Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж.Локк, считавшийся  основателем буржуазного либерализма.

Информация о работе Демократичекое государство