Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:50, доклад
Разговор о перспективе существования нашего государства как федерации, в чем никто не сомневался еще пять лет назад, в настоящее время стал весьма актуален. Для того чтобы спрогнозировать возможные тенденции развития ситуации, необходимо проанализировать современное состояние федеративных отношений в России.
Государственное устройство различных федераций  весьма разнообразно и определяется многими факторами, к наиболее существенным из которых относятся национальный состав и особенности расселения народов. Можно выделить два основных признака федеративного государства, без хотя бы частичного наличия которых нельзя говорить о федеративности.
Ключевым моментом 
существования Российского 
Почему это 
происходит? Одним из феноменов российской 
федеративности является то, что у 
регионов практически нет полномочий 
по мобилизации доходов в 
Как уже указывалось, 
во всех развитых федеративных государствах 
субъекты федерации самостоятельны 
в осуществлении своих 
Россия здесь стоит особняком. В среднем по Российской Федерации доля доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в отношении которых регионы имеют какие-либо полномочия (часть налоговых и неналоговых доходов, доходов целевых бюджетных фондов и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), в общем объеме их доходов на протяжении 1999-2004 годов не превышала 30%, а у 13 регионов этот показатель в последнее время не превышал 10%. При этом доля региональных и местных налоговых доходов в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в среднем плавно уменьшалась: с 25% в 1999 году до 17% к 2005-му.
В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса существует лишь три региональных и два местных налога, все остальные - федеральные. При этом даже в отношении этих пяти налогов контроль со стороны субъектов и местных властей очень условный: регионы не имеют собственных налоговых органов и, следовательно, не в состоянии контролировать поступление этих средств в бюджет.
Что касается федеральных налогов, подлежащих зачислению в субфедеральные бюджеты, то поступление от них нельзя считать собственными доходами, поскольку на их размер, так же как и на размер трансфертов, региональные власти не имеют непосредственного влияния.
Таким образом, 
можно констатировать, что субъекты 
Российской Федерации не имеют никакой 
финансовой самостоятельности. А при 
наличии финансовой зависимости 
одного уровня власти от другого не 
может быть и речи об их равноправии 
и возможности партнерских 
Не имея собственных 
источников доходов для реализации 
полномочий, региональные власти смещают 
свои акценты в торге с федерацией 
в сторону финансового 
Как нам быть? 
Прежде чем ответить на этот вопрос, 
нужно ответить на другой: «Какой мы 
хотим видеть Россию в будущем?» 
Будем ли мы исходить из желания 
видеть Российскую Федерацию политически 
и экономически сильным государством 
с диверсифицированной 
 
Посмотрим, какие 
взаимоотношения населения с 
властью превалируют в 
Центральной фигурой в демократическом обществе является индивид. Очевидно, что самостоятельно он не может эффективно защищать свои права и свободы. Для более успешного решения этих вопросов индивиды готовы выбрать кого-то, кто будет наделен определенными полномочиями. Разумеется, для исполнения своих полномочий этот субъект должен обладать определенными финансовыми ресурсами (бюджетом), таким образом, граждане платят за решение насущных вопросов. И естественно, платя за предоставление тех или иных услуг, они контролируют расходование их средств и качество услуг. При этом власть, избранная гражданами для решения определенного круга вопросов и наделенная необходимыми финансовыми ресурсами, рассматривается как подконтрольная им структура, но ни в коем случае не как верховенствующая креатура, висящая над ними в виде дубины.
В качестве примера можно привести взаимоотношения между гражданином и бригадой мастеров, нанимаемых для ремонта его квартиры. Индивид выбирает бригаду, руководствуясь соображениями квалификации членов бригады, а также соотношением объема и стоимости ремонтных работ. Сделав выбор, он заключает с бригадой договор, устанавливая объем, качество и сроки выполнения работ, обязуясь, в свою очередь, своевременно и полностью их оплачивать. Далее каждая из сторон приступает к исполнению своих договорных обязанностей, контролируя при этом исполнение обязанностей другой стороной. Данный пример, несомненно, упрощает реальные взаимоотношения гражданина с властью, но тем не менее характеризует основу (ядро) этих взаимоотношений. Используем приведенный пример для характеристики взаимоотношений гражданина с властью в России:
1) гражданин действительно выбирает бригаду мастеров;
2) гражданин не платит за проведение ремонтных работ, а потому не имеет понятия, сколько стоит ремонт;
3) не платя за ремонт и не зная, во сколько он обошелся, гражданин практически не контролирует качество работ - за него это делает Госстрой, который, собственно, этот ремонт и оплачивает;
4) не платя за ремонт, гражданин не может ставить бригаде каких-либо условий или высказывать пожеланий; он попадает в положение подчиненного по отношению к бригаде: как она отремонтирует квартиру, так гражданин и будет жить;
5) если гражданин все же хочет, чтобы его пожелания учли, возможно, нарушив какие-то инструкции Госстроя, ему придется доплачивать бригаде дополнительно из своего кармана.
К сожалению, именно таковы взаимоотношения граждан и власти в России. Они не имеют ничего общего с демократией и гражданским обществом. Все процедуры контроля власти обществом, свойственные всем демократическим государствам, - в России не более чем игра в демократию, фикция. С распадом СССР Россия примерила на свой унитарный, восточный менталитет западные одеяния, вполне серьезно полагая сама и убеждая всех вокруг, что стала государством с западными демократическими ценностями. Россия как была, так и осталась страной, в которой граждане подчинены государству и власти вообще, местное самоуправление подчинено власти субъектов, а они, в свою очередь, - федерации.
Как уже указывалось выше, региональные и местные бюджеты у нас формируются не за счет доходов, полученных от граждан, которым соответствующие органы публичной власти оказывают бюджетные услуги, а за счет федеральных налогов и трансфертов. А это означает, что граждане России не платят тем, кто непосредственно оказывает им бюджетные услуги.
В большинстве 
же развитых стран региональные и 
местные бюджеты с 
В России, напротив, 
налоги преимущественно платит не индивид, 
а бизнес, и не в местный или 
региональный бюджет, а в федеральный. 
Из налогов, составляющих основу региональных 
и местных бюджетов, наши граждане 
платят только (федеральный) налог на 
доходы физических лиц по рекордно 
низкой ставке 13% (из которого лишь часть 
подлежит обязательному зачислению 
в местные бюджеты), а также 
налог на имущество физических лиц 
и часть земельного налога. Последние 
два налоговых источника 
Что делать? По-видимому, 
существует много причин, тормозящих 
эволюцию общественных отношений в 
России, но можно выделить одну, которую 
теоретически можно устранить. Необходимо 
дать больше налоговых полномочий органам 
местного самоуправления и органам 
государственной власти субъектов. 
Только тогда у гражданина будет 
стимул контролировать власть, непосредственно 
предоставляющую ему услуги, когда 
он сам будет ей платить. Здесь 
ни в коем случае не утверждается, что 
этого будет достаточно для достижения 
поставленных целей. Речь идет о том, 
что без установления такого рода 
взаимоотношений между 
Далее, необходимо 
иметь в виду, что любое государство 
лишь тогда может рассчитывать на 
стабильность и процветание, когда 
его законодательство в целом 
соответствует уровню развития общества 
и его отношениям с властью. Если 
законодательство далеко от жизни, то 
государство обречено на реформирование 
вплоть до того момента, пока оно не 
будет соответствовать 
Инициативы Путина содержат элементы как первого, так и второго вариантов. К первому можно отнести инициативы в области изменения порядка формирования Совета Федерации, выборов в Государственную Думу, а также выборов глав субъектов. Данные инициативы многими были восприняты «с чувством глубокого удовлетворения», и от еще более кардинальных встречных предложений сейчас нет отбоя.
К инициативам, 
имеющим своей целью