Федеральное собрание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Парламент (англ. parliament от фр. parler - «говорить») - название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------стр.3
Глава1- Правовое регулирование деятельности российского парламента-------
-----------------------------------------------------------------------------------------стр4-5.
Глава2- Функции и полномочия Федерального собрания----------------стр6-10.
§1- Функции и Полномочия Государственной Думы---------------------стр10-12.
§2- Функции и полномочия Совета Федерации----------------------------стр13-14.
Глава3- Структура федерального собрания---------------------------------стр15.
§1- Структура Государственной думы---------------------------------------стр16-18.
§2- Структура Совета Федерации---------------------------------------------стр19-21.
Заключение------------------------------------------------------------------------стр22-23.
Список использованной литературы---------------

Работа содержит 1 файл

конституция.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

Российской Федерации;

- назначение  на должность и освобождение  от должности Генерального прокурора  Российской Федерации;

- назначение  на должность и освобождение  от должности заместителя Председателя  Счетной Палаты и половины  состава ее аудиторов;

- законотворческая  деятельность, рассмотрение принятых  Государственной Думой федеральных  законов, рассмотрение принятых  Государственной Думой федеральных  законов по вопросам ратификации  и денонсации международных договоров,  вопросов внешней политики и  межпарламентского сотрудничества, международная деятельность;

- согласование  назначения и отзыва дипломатических  представителей;

- обращение в  Конституционный Суд Российской  Федерации;

- назначение  на должность и освобождение  от должности членов Центральной  избирательной комиссии Российской  Федерации.

  Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

  Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира.

  В статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности»[12] доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян отмечает, что определенные заботы вызывает и порядок формирования Совета Федерации. Сегодняшний, третий, вариант формирования палаты несовершенен, что выявилось по разным направлениям:

1) члены Совета  Федерации стали полностью зависимы  от тех, кто их делегировал  в палату, их в любое время  смещают, причем без объяснения  причин, порой только для того, чтобы направить в палату «своего»  и более удобного представителя;

2) палата стала  пристанищем политиков, не нашедших  себе более достойного места  на федеральном уровне, вытолкнутым  из региональных структур;

3) у палаты  нет лица и яркого стиля  деятельности8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Структура федерального собрания.

  Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

  Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в РФ 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

  Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:

  • для заслушивания посланий президента РФ;
  • для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;
  • для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.Структура  Государственной думы

  Государственная дума — нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России, в Конституции слова «Дума» и «Собрание» даются в заглавном написании).

Правовой статус Государственной думы определён  в пятой главе Конституции  Российской Федерации10.

  Государственная дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

  С 2007 года депутаты Государственной думы избираются попропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). С 2016 года барьер вновь будет составлять 5%.

  Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной  думы — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.

  Выборы в Государственную думу проводились в 19931995199920032007и 2011 годах.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и  его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя  председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в  рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах11.

  Порядок формирования государственной думы – выборы.   Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и других федеральных законов.

Выборы Государственную  думу в назначаются президентом  Российской Федерации раз в пять лет.

  По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

  Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливаетпроцентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее навыборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов. В октябре 2011 года года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Это норма будет задействована только на выборах 2016 года.

  После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод числа голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.

  Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной Думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались.

  Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

  Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

  Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Аппарат Государственной  думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.Структура  Совета Федерации.

  Совет Федерации (также неофициально Сенат) — верхняя палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

   28 июня 2002 года Совет Федерации ФС России принят в Ассоциацию европейских сенатов (англ. Association of European Senates). Это решение было единогласно принято на встрече ассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза и кандидатов в ЕС.[4]

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

Информация о работе Федеральное собрание