Федеральное собрание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Парламент (англ. parliament от фр. parler - «говорить») - название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------стр.3
Глава1- Правовое регулирование деятельности российского парламента-------
-----------------------------------------------------------------------------------------стр4-5.
Глава2- Функции и полномочия Федерального собрания----------------стр6-10.
§1- Функции и Полномочия Государственной Думы---------------------стр10-12.
§2- Функции и полномочия Совета Федерации----------------------------стр13-14.
Глава3- Структура федерального собрания---------------------------------стр15.
§1- Структура Государственной думы---------------------------------------стр16-18.
§2- Структура Совета Федерации---------------------------------------------стр19-21.
Заключение------------------------------------------------------------------------стр22-23.
Список использованной литературы---------------

Работа содержит 1 файл

конституция.docx

— 60.16 Кб (Скачать)

Никто, кроме  Президента, не вправе выдвигать кандидатуру  Председателя Правительства. Дума может  дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать  ни одну кандидатуру, кроме внесенной  Президентом РФ5.

  По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, согласно п. 4 ст. 111, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председатель Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. В Конституции, не указывается должен ли президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

  • В компетенцию Председателя Правительства РФ входит:
  • внесение предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти (п.1. ст. 112)
  • внесение на рассмотрение Президенту РФ кандидатур на должность заместителей Председателя Правительства РФ, и федеральных министров (п.2. ст.112)
  • определение основных направлений деятельности Правительства РФ и организация его деятельности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ (ст. 113)

  В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, в том числе отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности, во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ6.

  После назначения Председателя Правительства РФ им предлагаются кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров Президенту РФ, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

  Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ. Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

  Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

  Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

  Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач. Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

  Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

  В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст.116). Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.

  При этом, согласно п.5 ст.117 Конституции РФ, Правительство РФ в случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены  различные основания отставки Правительства  в зависимости от того, кто был  ее инициатором.

  Одно из них - заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Правительство уходит в отставку в полном составе.

  Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения.

  Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно Регламента Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

  При выражении недоверия Правительству Президент может не согласиться с решением Государственной Думы, а в случае если в течение трех месяцев Государственной Думой вновь будет поставлен этот вопрос, принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

  И последнее основание отставки - постановка перед парламентом вопроса о доверии Правительства РФ его Председателем..Это может быть связано с общим вопросом - одобрением его программы - либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Как считают исследователи данного вопроса, трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначение новых выборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.Функции и Полномочия Государственной Думы

  Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

  К ведению Государственной Думы относятся:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности, а также:

- принятие федеральных  законов;

- Бюджетные полномочия;

- Внешнеполитическая  сфера;

- обращение в  Конституционный Суд Российской  Федерации;

- назначение  на должность и освобождение  от должности членов    Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

  В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам:

  • об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;
  • о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • о недоверии Правительству Российской Федерации;
  • о доверии Правительству Российской Федерации;
  • о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
  • о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • об объявлении амнистии;
  • о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации;
  • о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • о парламентском запросе;
  • по другим вопросам своей компетенции.

  Федеральные законы и Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.Функции и полномочия Совета Федерации

  Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

  Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

  Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, по представлению Председателя Совета Федерации.

  К ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение  изменения границ между субъектами  Российской Федерации;

- утверждение  указов Президента Российской  Федерации о введении военного  положения и о введении чрезвычайного  положения;

- решение вопроса  о возможности использования  Вооруженных Сил Российской Федерации  за пределами территории Российской  Федерации;

- назначение  выборов Президента Российской  Федерации;

- отрешение Президента  Российской Федерации от должности;

- назначение  на должность судей Конституционного  Суда Российской Федерации, Верховного  Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда

Информация о работе Федеральное собрание