Государство как институт политической системы. Основные концепции происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Концепции происхождения и сущности государственной власти………..……4
2. Функции государства…………………………………………………………....10
3. Формы государства…………………………………………………………...….12
4. Формы государственного устройства…………………………………………..15
5. Формы правления……………………………………………………………..…16
6. Территориально-политическая организация……………………………..…….23
7. Заключение……………………………………………………………………….31
8. Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

политология.реферат для инета.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     2. Единство законодательной, исполнительной и судебной власти, образование общей для всей страны системы высших и центральных органов власти.

     3. Наличие одного гражданства. 

     4. Существование единой денежной  системы, системы налогообложения. 

     Административно-территориальное  деление бывает разноуровневым (обычно два, три или четыре звена властной иерархии: области, губернии, провинции - районы, округа, уезды, гмины - общины, коммуны, волости). Административно-территориальные единицы могут являться " естественными " (исторические сложившиеся, как правило низового уровня) и " искусственными " (образованными в единой структуре государственной власти, обычно среднего и высшего уровня). Это разделение важно для организации системы местного самоуправления. В естественных административно-территориальных единицах население, как правило, самостоятельно избирает органы местного самоуправления. В "искусственных", напротив, действуют органы местного управления, назначаемые из "центра". Система унитаризма, сочетающая оба эти компонента, называется смешанной. Также возможны централизованные унитарные государства (для них свойственно отсутствие избираемых органов местного самоуправления) и децентрализованные (с образование выборных органов на всех уровнях административного управления).

     Наряду  с административно-территориальными единицами в унитарных государствах могут существовать и другие территориальные образования (например, исторические области "кантоны" во Франции, используемые как департаментские избирательные округа). Особым видом территориальных образований являются автономии. Унитарные государства, включающие в свой состав автономии, называются сложными.

     Автономия в широком смысле - это предоставление какой либо части государства той или иной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления. Т.о. формирование автономий в своей основе представляет лишь определенное распределение властных функций между центром и регионами. Но автономия становится относительно замкнутым правовым пространством в составе унитарного государства. Целесообразность и особенности образования автономии носят всегда исключительно конкретный характер и связаны с исторической, религиозной, этнической, культурной, бытовой спецификой определенной части населения.

     Различаются три основных вида автономий: персональная, корпоративная и национально-территориальная.

     Персональная  автономия (или экстратерриториальная, культурная ) образуется в случае распыленного проживания национальных, культурных меньшинств и основывается на их национально-культурных прерогативах (сохранение национального языка, школы средств массовой информации, культурных учреждений). Лишь в некоторых случаях персональная автономия предполагает закрепление определенных политических прав меньшинств (например, фиксированные нормы представительства в центральных органах власти). В Европе персональные автономии существуют в скандинавских странах, Австрии, Венгрии.

     Корпоративная автономия связана, прежде всего, с  языковым пространством и проведением  охранительной языковой политики. Как правило, закрепляется представительство языковой общности в органах власти, привилегированное положение данного языка на территории автономии (например, через гарантии двуязычного культурного, информационного пространства, обязанность чиновников, представляющих центральную власть в регионе, знать оба языка и т.п.).

     Национально-территориальная  автономия образуется при компактном расселении национальных меньшинств. Она в свою очередь может иметь  две разновидности: политическая и административная автономия.

     Политическая  автономия - это своего рода "несуверенное государство". Такая форма автономии  характеризуется наличием местного парламента, обладающим правом на издание  местных законов по вопросам, относящимся  к компетенции автономии. Эти законы не могут противоречить общегосударственным, а представитель центрального правительства (губернатор, комиссар, министр) имеет право вето для отмены нарушающих этот принцип местных законов. Правовой статус автономии и границы ее компетенции утверждается центральным парламентом. Примером таких автономий являются Северная Ирландия (Великобритания), Корсика (Франция), Аландские острова (Финляндия), Азорские острова (Португалия), Гренландия и Фарерские острова (Дания), юг Судана, о-ва Минданао и Кордильера на Филиппинах.

     Административная  автономия не предполагает образование  местных парламентов. В национально-автономных областях в данном случае образуются такие же органы, как и в обычных  административно-территориальных единицах. Но они наделяются более широкими полномочиями (главным образом, в области правового регулирования статуса самой автономной области, корректировки подзаконных актов центральных органов власти в зависимости от специфики местных условий) вопросах регионального экономического развития, природоохраны, культуры.

     При сочетании двух принципов автономизации  образуются т.н. регионалистские государства. Организация власти и территориальное  деление в каждой из таких стран  очень специфичны. Например, в Испании  исторически сложилась иерархичная система с четырьмя "национальными зонами" (Страна басков, Каталония, Галисия и Андалузия), обладающими полной автономией, и тринадцатью, обладающими частичной автономией, "историческими областями", часть из которых находится внутри "национальных". В Италии в составе территориально-политического деления существует пять особых областей, юрисдикция каждого из которых определяется специальным конституционным законом. Они не имеют местных парламентов, обладают областными представительными собраниями (советами), издающими региональные законы по ограниченному кругу законов. В Республике Союз Мьянмы конституция 1994 г. установила статус семи национальных и семи административных областей. По своему типу некоторые регионалистские государства приближаются к федеративному типу устройства. В этих случаях внутренние регионы страны имеют одинаковый статус, но превышающий полномочия обычных административных автономий (например, в Папуа Новой Гвинеи, на Шри Ланке).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

     То  же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном  суде, различных министерствах и  ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми  составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные  проблемы теории права / Гузнов А.Г., Колесников Е.В., Костырев В.И. и др. - Уфа, 2005.

2. Власов  В.С. Основы государства и права. - Ярославль, 2006.

3. История  государства и права / Под ред. Батыра К.И. - М., 2007.

4. Мартышин  О.В. Российская конституция и  становление новой политической системы // Государство и право. 2004. № 10. С. 32-38.

5. Спиридонов  Л.И. История государства и права. - СПб., 2006.

6. Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства.// Маркс  К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд.Т.21.  

7. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в историю. - М., 2003.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 2009.  С. 17-25.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 21. С. 217 - 230.

10. Подробнее об этом см.: Четвернин В.А.   Демократическое конституционное государство: введение в историю. - М., 2006. С. 14.

Информация о работе Государство как институт политической системы. Основные концепции происхождения государства