История развития законодательства о государственной службе в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Объект работы – государственная служба в России. Предметом исследования является история становления государственная служба. Цель работы заключается в анализе истории законодательства о государственной службе. Достижение цели исследования обеспечивается последовательным решением ряда задач:
- государственная служба в РФ: понятие и сущность;
- виды государственной службы в РФ;
- историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России;
- история развития законодательства о государственной службе в Советский период;
- формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ;
- современное реформирование государственной службы в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В РФ………………………………………………………………………6
1.1 Государственная служба в РФ: понятие и сущность…………………….....6
1.2 Виды государственной службы в РФ……………………………………….11
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ…………………………………………………20
2.1 Историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России……… ……………………………………………...20
2.2 История развития законодательства о государственной службе в Советский период…………………………………………………………………...23
3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД……………………………..………...27
3.1 Формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ…………………………………………………………………...27
3.2 Современное реформирование государственной службы в РФ…………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая по гс и кп.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     5) формирование системы управления  государственной службой РФ.

     В целях реализации положений Концепции  и Программы реформирования госслужбы  были приняты основополагающие Федеральные законы: «О системе гражданской службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

     Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, предусматривает систему мер по организации взаимодействия государственной службы и структур гражданского общества. Их главная цель, как отмечают сами авторы реформ, - дебюрократизация отношений между государственными служащими, гражданами и структурами гражданского общества. Закон о гражданской службе фактически не стал законом прямого действия, он предусматривает принятие более двух десятков нормативных правовых актов (федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), которые позволят наполнить его нормы реальным содержанием.

     Таким образом, в России постепенно создается  комплексная нормативная правовая основа регулирования государственной  службы в соответствии с установленной  системой.

     В отношении военной службы в советское время и в постсоветской России всегда признавалась необходимость сохранять особое законодательство и особый порядок правового регулирования.

     Общее правовое регулирование прохождения  государственной правоохранительной службы РФ, а также вопросов правовой и социальной защиты сотрудников, граждан, уволенных с государственной правоохранительной службы, и их семей будет осуществляться специальным федеральным законом, проект которого подготовлен. Для отдельных видов правоохранительной службы, скажем, в органах внутренних дел, в таможенных органах, сохраняется необходимость особой регламентации.

     Таким образом, создание и становление  социально-правового института государственной  находится в постоянном развитии и реформировании. В процессе формирования и развития института государственной службы современной России учитываются исторические и национальные особенности функционирования госслужбы, складывавшиеся на протяжении нескольких столетий, а также зарубежный опыт. 

         3.2 Современное реформирование государственной службы в РФ

     Проводимые  в Российской Федерации и во многих зарубежных странах преобразования государственной службы должны рассматриваться  как самостоятельные реформы. Вместе с тем они неразрывно связаны  с современными административными реформами.

     Условно такими реформами можно считать  преобразования, которые были осуществлены в системах государственного управления ряда стран в конце XX - начале XXI в. (Австралия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Канада, Китай, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, США, Финляндия, Чили, Южная Корея и др.).

     Необходимость реформ связывалась с недовольством  публичным управлением, падением доверия  населения к государственному аппарату. В литературе говорится о кризисе  административного государства, который выражается в потере управляемости общественными делами, неэффективном использовании денег налогоплательщиков, понижении качества предоставляемых населению услуг, резком падении доверия к органам государственной власти и государственной службе.

     Цели  административной реформы во многом предопределяются особенностями функционирования публичного управления в той или  иной стране.

     В англосаксонских странах важнейшей  задачей традиционно было создание системы защиты интересов частных  лиц от произвола в сфере публичного управления. Правовые механизмы в этой сфере были призваны создать жесткие рамки, в которых может действовать публичная администрация. Главное внимание уделялось ответственности публичной администрации и судебному контролю, а следовательно, процессуальным нормам.

     Для романо-германских стран важное значение имеет обеспечение эффективности  деятельности публичной администрации  и участия структур гражданского общества в процессе принятия управленческих решений.

     В странах Восточной Европы и странах, возникших на постсоветском пространстве, до конца не изжиты черты административно-командного управления, сложившего на базе огосударствленной экономики, а также избыточность прямого государственного управления в экономической и социальной сферах.

     Поэтому реформы преследовали цели, характерные  для каждой группы стран. В странах  первой группы основное внимание уделялось  транспарентности системы публичного управления, совершенствованию административных и судебных процедур. В странах  второй группы в первую очередь решались задачи совершенствования управленческих структур и организации их деятельности, повышения эффективности государственного управления. В странах третьей группы были актуальными проблемы демократизации и децентрализации государственного управления.

     Административные  реформы сопровождаются принятием  нового законодательства о государственной  службе (1978 г. - в США, 1983-1985 гг. - во Франции, 1997 г. - в Германии, 2003 г. - в Канаде, 2005 г. - в КНР). Следует отметить появление  таких актов, как кодексы поведения различных категорий служащих, включающие этические правила (Кодекс поведения гражданских служащих в Великобритании, Кодекс ценностей и этики государственной службы в Канаде, Кодекс этики правительственной службы в США).

     Реформирование государственной службы направлено на повышение ее эффективности и адаптацию к быстро меняющимся социально-экономическим отношениям. Следует учитывать, что государственная служба относится к числу наиболее трудно и медленно реформируемых институтов. Преобразования в этой сфере обычно затруднены в силу особенностей и стереотипов психологии чиновников; системы их предпочтений и ценностных ориентаций; традиций, сложившихся в этой профессиональной среде; умений и квалификации государственных служащих и иных субъективных факторов.

     В положениях Федерального закона «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» нашел отражение положительный  отечественный и зарубежный опыт правового регулирования государственной  гражданской службы, применимый в  современных российских условиях.

     Закон является первым системообразующим  законодательным актом прямого  действия о гражданской службе как  особом самостоятельном виде гражданской  службы. В нем установлены правовые, организационные и экономические  основы федеральной государственной  гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Федерации.

     Он  состоит из преамбулы и 17 глав, объединяющих 74 статьи. В Законе № 79-ФЗ сконцентрировано основное внимание на следующих базовых  положениях.

     Закон конституирует гражданскую службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги. Другими словами, закон устанавливает гражданскую службу в качестве всеобъемлющего института государственного управления, определяя предмет деятельности гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы - систему должностей; определяет обязанности, подотчетность и дисциплинарную ответственность гражданских служащих, с тем чтобы их действия были предсказуемыми, регламентируемыми законом, а также открытыми для оспаривания в суде и для проверки соответствующими контролирующими органами[39].

     В нынешнем законодательстве содержатся нормы, обеспечивающие взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы, а также с муниципальной службой.

     В рамках организационного аспекта наиболее обстоятельно регламентированы вопросы, связанные с системой должностей гражданской службы. Должностям государственной гражданской службы посвящена отдельная глава, где указанные должности классифицированы по категориям и группам, а также определены общие квалификационные требования по этим должностям.

     Также введена новая классификация должностей гражданской службы. В частности, предусмотрены как категории должностей гражданской службы (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты), так и группы должностей гражданской службы: (высшие должности гражданской службы, главные должности гражданской службы, ведущие должности гражданской службы, старшие должности гражданской службы, младшие должности гражданской службы)[4].

     С учетом сложившейся практики в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы в ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы РФ) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей.

     Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры должностей гражданской службы. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего реестры должностей федеральной гражданской службы и должностей гражданской службы субъектов Федерации, утверждается Указом Президента РФ.

     В ходе реформ для гражданских служащих взамен квалификационных разрядов введены классные чины государственной гражданской службы. Присвоение гражданским служащим классных чинов гражданской службы осуществляется исходя из двух основных критериев:

     а) замещаемая должность в пределах группы должностей гражданской службы;

     б) результаты квалификационного экзамена (для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы без  ограничения срока полномочий)[33].

     В пункте 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены принципиальные подходы, имеющие определяющее значение для присвоения классных чинов гражданской службы:

     а) должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» относятся соответственно к высшей, главной и ведущей группам должностей гражданской службы;

     б) должности категории «специалисты»  относятся соответственно к высшей, главной, ведущей и старшей группам  должностей гражданской службы;

     в) должности категории «обеспечивающие специалисты» относятся соответственно к главной, ведущей, старшей и младшей группам должностей гражданской службы[39].

     Классные  чины гражданской службы (действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса и государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса присваиваются гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы соответственно высшей и главной группы. Что касается гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы аналогичных групп субъектов Федерации, то классные чины гражданской службы могут присваиваться им в соответствии с законом субъекта Федерации.

     Другие  классные чины гражданской службы (советник гражданской службы 1-го, 2-го и 3-го класса, референт гражданской службы 1-го, 2-го и 3-го класса, секретарь гражданской службы 1-го, 2-го и 3-го класса) присваиваются гражданским служащим (как федеральным, так и субъектов Федерации), замещающим должности гражданской службы соответственно ведущей, старшей и младшей группы.

     В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона «О системе государственной  службы» и п. 12 ст. 11 Федерального закона «О государственной гражданской  службе» устанавливается, что непосредственно  порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, их соотношения с воинскими и специальными званиями, классными чинами правоохранительной службы, а также с классными чинами гражданской службы субъектов Федерации утверждается указом Президента РФ.

     Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы субъекта Федерации, классные чины государственной гражданской службы субъектов Федерации предусматривается присваивать в соответствии с законом субъекта Федерации.

Информация о работе История развития законодательства о государственной службе в России