Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России

Автор: Евгения Белинина, 08 Октября 2010 в 10:33, статья

Описание работы

В нашей стране формированием имиджа стали заниматься сравнительно недавно: еще пятнадцать лет назад практически никто не знал, как "делать" политических деятелей, а первые имиджмейкеры, даже имевшие представление о западных технологиях работы с избирателями, в основном действовали методом проб и ошибок. Большинство специалистов в этой области в свое время пришли из академических институтов, поэтому были в большей степени стратегами, чем практиками. Знаковым рубежом стали президентские выборы 1996 г., когда имиджмейкеры и политтехнологи привлекались, казалось бы, к безнадежному делу - переизбранию Б. Н. Ельцина на второй срок.
Изменения, произошедшие в России за последние несколько лет, начиная с избрания В. Путина президентом РФ, проявились не только в экономике, образовании, политике, но и в формировании имиджа политических лидеров.
Многие факторы, влияющие на построение политического имиджа, технологии его формирования, остались неизменными со времени Ельцина, некоторые из них усилились, некоторые ослабли, но наряду с ними появились и совершенно новые особенности формирования имиджа политического лидера в современной России. Рассмотрим некоторые из них.

Работа содержит 1 файл

лидер статья.docx

— 23.92 Кб (Скачать)

В 2005 г. были изданы два  указа президента РФ о внесении изменений  в порядок рассмотрения кандидатур на должность губернатора, кардинально  изменившие способы формирования их имиджа. Теперь губернаторов назначает  президент и потребности в  привлекательном для электората имидже у них нет, как в принципе и в самом имидже.

Поэтому образы современных  губернаторов стали однообразными, излишне официальными и даже серыми: в одежде они отдают предпочтение серо-сине-черной гамме костюмов, светлым  рубашкам и неброским галстукам, не приемлют модных тенденций, например полосатых галстуков, хотя это и  актуально.

В настоящий момент главным средством борьбы кандидатов в губернаторы за пост выступает  лоббизм. Специалисты в этой области  продвигают кандидатов с помощью  своих связей с госструктурами.

Рост профессионализма политических имиджмейкеров. Начиная  с 2005 г. в России стала прослеживаться тенденция роста профессионализма политических имиджмейкеров. Теперь построением  имиджа политиков занимаются высокопрофессиональные специалисты, обладающие большим опытом и связями, выжившие в условиях жесткой  конкуренции.

Это обусловлено  тем, что политический имиджмейкинг и консалтинг претерпели сегодня  некоторое сужение. Главная причина - в уменьшении числа выборных постов в государстве, а также централизация  власти, при которой в большей  степени нужны не "связи с  общественностью", а "связи с  верхами" (так называемый GR). Административный ресурс в сложившейся ситуации сыграл важную роль. Все это способствовало уходу с рынка ряда средних  агентств, занимавшихся формированием  политического имиджа, зачастую неэффективно и недобросовестно выполнявших  свою работу. В условиях конкуренции  выжили лишь крупные группы компаний (холдинги, консорциумы, центры политического  консультирования), которые имеют  постоянный поток заказов и налаженные связи в "верхах" (2 Качалов М. Трансформация РR-рынка и РR-индустрии  в путинские времена. "Советник", 2006, N 1).

Уменьшение количества мелких фирм, сужение рынка политического PR приведет к уменьшению технологий "черного PR". Это связано с  тем, что работа крупных фирм происходит в рамках закона. Мелкие консалтинговые фирмы зачастую используют "грязные  технологии", обходя закон. По данным исследований, в России доля негативной информации об оппоненте составляет примерно 70% (1 Вылегжанин Д. А. Введение в политическую имиджелогию: учеб, пособие. М, "Флинта Наука", 2006, стр. 161), и  даже те кандидаты, которые формируют  свой имидж на основе других технологий, в решающий момент могут прибегнуть к использованию "черного PR", дабы гарантировать себе успешный исход  выборов.

Можно сделать вывод, что уровень и эффективность  имиджа российских политических лидеров, основанного на достоверных характеристиках, должны повыситься. Может быть, именно этот "естественный отбор" поможет  избирателям вновь доверять нашим  политикам.

Все вышесказанное  позволяет предположить, что на предстоящих  выборах 2008 г. мы не увидим захватывающей  предвыборной гонки и борьбы политических имиджей. Несмотря на то, что в выборах  будут участвовать несколько  кандидатов, шансы на победу есть только у преемника В. Путина, так как президент РФ имеет высокий рейтинг, и большинство избирателей поддержат именно его выбор.

У большинства политических лидеров, нет двух основных факторов: административного ресурса и  поддержки действующего президента, необходимых для победы на предстоящих  выборах, в отличие от Д. Медведева  и С. Иванова. Они с завидной периодичностью появляются на телеэкранах и страницах  газет, формируя тем самым свой политический имидж, но вряд ли это можно назвать  предвыборной борьбой. "Чередующие появления двух "явных" преемников на экранах ТВ напоминает не борьбу кандидатов, а вполне рутинную работу, целью которой является выполнить  ответственное задание начальника" (2 Будберг А. Стать обожаемым. "Огонек", 2007, 16 января, стр. 25).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на выборах 2008 г. не будет ничего оригинального  с точки зрения имиджа, потому что  политики "ельцинской" эпохи постепенно уходят на второй план, их имидж остается неизменным, а политические лидеры современной России (Б. Грызлов, С. Миронов, С. Собянин и др.) пока не прилагают  особых усилий для формирования запоминающегося  конкурентоспособного имиджа. Хотя могут  произойти некоторые изменения, ведь до президентских выборов 2008 г. еще есть время, и основная предвыборная агитация начнется не раньше 1 декабря 2007 г. (3 Нового президента выберем 9 марта 2008 года, а Госдуму - 2 декабря 2007 года. "Комсомольская правда", 2006, 15 декабря, стр. 13)

Точно сказать, что  ожидает нас и нашу страну через  несколько лет, со всей определенностью  нельзя. Но можно предположить, что  Россия преодолеет переходный этап и  российские избиратели более четко  осознают свои потребности в определенном политическом лидере. В связи с  тем, что у нас с каждым годом  увеличивается число людей со средним уровнем достатка, которых  не устраивает нынешняя власть, им непонятны  многие программы и реформы, предлагаемые действующими политиками, должна появиться  альтернатива. Население нашей страны становится все более образованным в вопросах политики и старается  принимать в ней участие. Уже  формируются партии и политические лидеры, поддерживающие малый и средний  бизнес (4 Рявкин А. Людям нужны имена  новых лидеров. "Профиль", 2006, N 19, стр. 84), и наряду с действующими политическими лидерами они будут  бороться за президентское кресло в 2012 г. И скорее всего именно к этому  времени развернется основная борьба между политическими лидерами и  их имиджами.

Возможно, к следующим  президентским выборам наши избиратели и политические лидеры будут готовы к восприятию более раскрепощенного  образа кандидата. Политики смогут спокойно носить джинсы, футболки, джемперы не только дома, но и на встречах с избирателями, и на работе; главным критерием  в одежде станет не официальность, а  удобство и уместность одежды для  данной фигуры и ситуации. Эти изменения  коснутся не только одежды, речи, но и  образа в целом. А в чем именно будут заключаться изменения  в имидже политических лидеров - покажет  время.  
 
 

                  Условия конкурса

Kонкурсные работы 

Сортировать по рейтинговой  позиции 

Добавить свой проект

Посмотреть все  конкурсы 

 

 

 

 

 

 

  
 

     

      --

Информация о работе Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России