Политическое поведение российской политической элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Целью данной контрольной работы является раскрытие политического поведения российской политической элиты.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Определение понятия российской политической элиты;
2. Рассмотрение формирования российской политической элиты;
3. Изучение политического поведения российской политической элиты.

Содержание

Введение 3
1. Российская политическая элита 4
1.1. Факторы политической элиты 5
1.2. Структура политической элиты 6
1.3. Функции политической элиты 7
2. Формирование российской политической элиты 10
2.1. Этапы формирования политической элиты 11
2.2. Особенности современной правящей элиты 12
3. Факторы политического поведения российской политической элиты 14
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

политология к.р..docx

— 45.71 Кб (Скачать)

    Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться  такими качествами, как современный  менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов и т.д.

    Элита в обществе, управлении, экономике  и т.д. выполняет различные функции:

  1. Осуществляет стратегическое руководство страной (классом, социальной группой и т.д.);
  2. Формирует политические цели, программные документы движения, общества и т.д.;
  3. Регулирует и координирует взаимоотношения социальных групп, слоев, классов, а также отношения с другими государствами;
  4. Является основным резервом руководящих кадров, центром расстановки руководителей в политическом и государственном управлении.

 

    2. Формирование российской  политической элиты.

    2.1. Этапы формирования политической элиты. 

    В политической истории России XX – начала XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям.

    Первая  существенная «революционно-политическая трансформация» произошла в октябре 1917 г., когда к власти пришла партия профессиональных революционеров. Большевики монополизировали власть и установили диктатуру пролетариата. После смерти В.И. Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием, победителем которой стал И.В. Сталин. Еще при Ленине был создан особый правящий класс – номенклатура – перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами. Однако именно Сталин довел до совершенства процесс воспроизводства советской элиты. Номенклатура была построена по строго иерархическому принципу с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группировками.

    В середине 1980-х гг. в правящей элите  усилились процессы структурной  дезинтеграции, которые привели  к внутриэлитному ценностному и  кадровому конфликту, связанному с  изменением политического курса. К  концу 1980-х гг. начинается процесс  стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различных демократических  движений, представители творческой и научной интеллигенции. В это  же время происходит смена механизма  рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного  принципа утверждается демократический  принцип выборности.

    Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О. Крыштановская – отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б. Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу» [2.c. 235].

    «Путинский» этап характеризуется устранением  причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б. Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом, формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б. Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В. Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

    Элита современной России сформировалась в основном из представителей младшего поколения бывшей советской номенклатуры (руководителей партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов, а также директоров предприятий).

    Проблемы  формирования новой элиты являются едва ли не краеугольным камнем социально-политической модернизации и формирования гражданского общества в современной России. При  всей противоречивости переходных процессов, рядовые граждане достойно восприняли новые реалии: они изыскивают дополнительные источники заработка, пробуют себя в предпринимательской деятельности. Именно элита поняла свободу как  свободу воровать. Появление большого числа публикаций авторов, не знающих  ни К. Маркса, ни М. Вебера и объясняющих, что воровство и взяточничество – это неизбежные синонимы первоначального накопления капитала, отражает мнение худшей части номенклатурной элиты, пополненной криминалитетом.

    Формирование  новой элиты – это долгий процесс  выращивания в недрах гражданского общества новых ответственных и  профессиональных лидеров.

    Факторы формирования новой элиты:

    1. Институционализация и профессионализация политического лидерства, формирования рациональной бюрократии;

    2. Сохранение и развитие ростков гражданского общества;

    3. Соблюдение закона как органами и отдельными представителями власти, так и гражданами, прекращение проповеди «богатства любой ценой», «взяток и воровства как двигателя модернизации», создание естественной для цивилизованного общества атмосферы непринятия норм и принципов преступного мира;

    4. Развитие начал плюрализма, демократии, местного самоуправления и иных форм гражданского и общественного контроля власти. 

    2.2. Особенности современной правящей элиты. 

    Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской  многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений  с обществом, уровнем реформаторского  потенциала.

    Персональный  состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура  остается практически неизменной. Политическая элита России представлена президентом, премьер-министром, членами правительства, депутатами Федерального собрания, судьями  Конституционного, Верховного, Высшего  арбитражного судов, аппаратом администрации  Президента, членами Совета безопасности, полномочными представителями Президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высшим дипломатическим и военным корпусом, некоторыми другими государственными должностями, руководством политических партий и крупных общественных объединений, другими влиятельными лицами.

    Высшая  политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикеры парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, фракций в парламенте). Численно – это достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей, значимых для всего государства. Принадлежность к высшей элите определяется репутацией (советники, консультанты президента) или положением в структуре власти.

    Численность правящей элиты не является постоянной.

    Так, в номенклатуру ЦК КПСС (в 1981 г.) входило  примерно 400 тыс. чел., в том числе:

  • высшая номенклатура – примерно 900 чел.,
  • номенклатура секретариата ЦК – 14-16 тыс. чел.,
  • учетно-контрольная номенклатура (номенклатура отделов ЦК КПСС) – 250 тыс. чел.
  • политический класс составлял примерно 0,1% от общей численности населения страны – номенклатура нижестоящих партийных комитетов.

    В 2000 г. численность политического класса (количество государственных служащих) увеличилась в 3 раза и стала составлять 1200 тыс. чел. или 0,8 % от общей численности населения. Численность правящей элиты при этом возросла с 900 до 1060 чел. 
 

3. Факторы политического  поведения российской  политической элиты. 

    Говоря  о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов  действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими  самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много  раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время  невозможно.

    По  мотивам политического поведения  и тем целям, с которыми люди идут в политику, М. Вебер классифицирует политиков на 1) живущих «для» политики и 2) живущих «за счет» политики. Первые стремятся во власть с целью совершенствовать общественную жизнь и служить обществу, вторые рассматривают власть как источник богатства и славы. Однако часто указанные мотивы пересекаются, а противоположность этих типов оказывается относительной. Человек может делать то и другое одновременно: жить «для» какого-то дела и вместе с тем «за счет» этого дела. В своих крайних проявлениях названные мотивы дают тип либо политического альтруиста, либо политического эгоиста (утилитариста).

    В этой связи политическая наука считает  необходимым особо выделить следующие черты поведения политического лидера (представителя политической элиты):

    – умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной общественной группы;

    – интересы общества для него должны быть выше личных интересов. Именно это создает ему в значительной мере авторитет;

    – способность организовать активные действия людей;

    – коммуникабельность и ораторские способности;

    – высокая политическая культура;

    – яркая личность, эрудированность, корректность (т. е. вежливость), высокие нравственные качества – честность и порядочность;

    – политический лидер должен иметь собственную политическую программу и должен бороться за осуществление этой программы. Поэтому важны такие личные качества лидера как: воля, целеустремленность, настойчивость;

    – важной чертой является популярность, т. е. умение завоевать массы.

    На  политическое поведение элиты влияют различные факторы, прежде всего объективные социально экономические условия жизнедеятельности человека. Ведущая роль среди них принадлежит экономическим потребностям и интересам. Именно поэтому политическая борьба в обществе и конечном счете ведется за право владения, распоряжения и пользования собственностью. Сказанное не следует понимать упрощенно. Экономические потребности и интересы – не единственная причина политического поведения. Стремление к власти может рассматриваться индивидами и как способ самореализации, способ завоевания почета, наград, привилегий и т.д.

    Значительное  влияние на политическое поведение  личности оказывает степень развития политической культуры в обществе, прежде всего такие ее элементы, как идеология, ценности, политические традиции и обычаи.

    Настоящий государственный деятель даже низового уровня – это прежде всего интеллигентный, цивилизованный человек. Без культуры, эрудиции, соответствующей эстетической подготовки, без глубокого усвоения народных традиций и обычаев – это не профессионал, а ремесленник. Вот тут нужны самокритичность, умение пользоваться правом и силой, желание познавать. Именно с недостатками культуры во многом связаны такие пороки руководства, как бюрократизм, чинопочитание, безразличие к страданию человека. Культура, образованность, интеллигентность – глубинные составляющие плодотворной политико-управленческой деятельности, своего рода призма, сквозь которую в сознании человека преломляются реальный мир и его противоречия.

    Только  с профессионально подготовленными  и высоконравственными и культурными  кадрами новая элита может  стать источником динамичной политики и созидания, быть элитой не демагогии  и безответственности, а элитой качества и заслуг, не элитой интриг и нетерпимости, а элитой чести, достоинства и  социального спокойствия. И это  не только формула. Здоровая и ответственная  элита – насущная потребность современного этапа развития российской действительности, неотъемлемое условие ее стабильности и перспективности.

    При рассмотрении факторов политического  поведения необходимо также учитывать, что и объективные и субъективные факторы политической активности всегда имеют конкретно-историческое проявление.

    Важнейшей функцией элит является актуализация интересов данного класса, слоя с  помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство  претворением этой воли в жизнь. Защищая  определенные классовые интересы, элита  проявляет самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых случаях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как, обладая необходимой политической компетенцией, она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы.

Информация о работе Политическое поведение российской политической элиты