Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы дадим понятие прав и свобод человека, рассмотрим основные документы, в которых закреплены основы прав и свобод. Рассмотрим историческое многообразие концепций права и прав человека. Немаловажное внимание в работе будет уделено классификации основных прав личности человека и уровень реализации прав человека в современной России.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Историческое многообразие концепций права и прав человека……..4
Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России………………………………………...9
Задание 3…………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………3

Историческое  многообразие концепций права и  прав человека……..4

Основные  права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в  современной России………………………………………...9

Задание 3…………………………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………18

Список  литературы………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Мы  живём в очень сложном мире, как в физическом, так и в  моральном смысле. Это можно понять, прочитав любую общественную газету, посмотрев «Вести» по телевизору; или, вообще из любого источника СМИ. Иногда становиться опасным выходить на улицу. Всё больше и больше мы слышим о террористических актах, которых невозможно предугадать.

     Для комфортного ощущения при таких  непростых обстоятельствах, для каждого человека важно иметь представление о своих правах и свободах. Какие попытки человек может предпринять лично для улучшения личного положения? Какими человек обладает социально-экономическими, политическими, гражданскими (личными), культурными правами? Какие документы реализуют права и свободы человека? Вопросы продолжают оставаться актуальными. История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

     В данной работе мы дадим понятие прав и свобод человека, рассмотрим основные документы, в которых закреплены основы прав и свобод. Рассмотрим историческое многообразие концепций права и прав человека. Немаловажное внимание в работе будет уделено классификации основных прав личности человека и уровень реализации прав человека в современной России.

     Естественно, в основном, при рассмотрении данной темы мы будем ссылаться на Конституцию  РФ.  
 
 

1. Историческое многообразие концепций права и прав человека 

     Историческое  развитие свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве юридически свободных личностей. Через механизм права – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

     Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение  и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.

     Поиски  объективной нормы справедливости и права для полиса и его  граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных правах человека положение о том, что “справедливое состоит в воздаянии другому равным”. Это определение представляло собой философскую абстракцию и интерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).

     В естественно правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру “закон судьбы” играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своими естественными правами, признание которых – является необходимым. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Отдельные государственные образования и их установление – случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

     Существенный  вклад в развитие юридических  представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.

     Опираясь  на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.

     Романист  Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к справедливости. Справедливость есть, прежде всего, нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”.

     Таким образом, римская юриспруденция, распространяя  на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.

     Античные  идеи свободы и равенства людей  были восприняты и развиты светскими  и религиозными мыслителями средневековья.

     “Ряд  средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что “каждый человек свободен”, и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях”.

     Новое звучание и смысл, античные идеи естественно правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

     Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы  и сыграло значительную роль в  процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. “Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой”

     В духе античных естественно правовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.

     Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не прекратила свое существование в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.

     Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в  трудах мыслителей Нового времени. Юридическое  мировоззрение нового восходящего  строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.

     Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской  Декларации 1789 г., приобрели общемировое  звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.

     Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего  опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских  традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.

     Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.

     Под заметным влиянием передовой европейской  политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.

     Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.

     Свобода личности была основной и главной  проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело на свободе”.

       Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.

     В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием”.

     Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно, лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. “Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире”.

     Из  вышесказанного в данной главе следуют  следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых  актов деятельности людей, повторяющихся  связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.

     История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение  отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека. 

2. Основные  права личности и их классификация.  Уровень реализации прав человека  в современной России 

      Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе в российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

      Современные исследователи выделяют три поколения прав: первое — политические, гражданские и личные права; второе — социально-экономические права (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); третье — коллективные права (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, суверенитет, свободу, достойную жизнь и т.д.).

I. Личные (гражданские) права

      Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Информация о работе Права человека