Правовое регулирование в рекламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование рекламной деятельности является необходимым элементом развития общественной системы; разновидностью социального управления, регулирующего социально значимые процессы.

Содержание

Введение 3
1 Сфера регулирования 4
2. Общие положения законодательства о рекламе 5
3. Государственное регулирование рекламной деятельности 9
4. Заключение 12
5. Практическое задание 13
6. Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование в рекламе.docx

— 35.58 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                       3

1 Сфера  регулирования                                                                           4

2. Общие  положения законодательства о  рекламе                                 5

3. Государственное  регулирование рекламной деятельности                9

4. Заключение                                                                                             12

5. Практическое  задание                                                                            13

6. Список  использованной литературы                                                    15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Государственное регулирование рекламной деятельности является необходимым элементом  развития общественной системы; разновидностью социального управления, регулирующего  социально значимые процессы.

Анализ  мирового и российского опыта  в сфере регулирования общественных отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения  рекламы, определение модели регулирования  рекламного рынка в России, оптимального соотношения методов государственного контроля с методами саморегулирования  применительно к специфике российского  рынка рекламы является сегодня  актуальной темой.

     Рекламный рынок сегодня - это важная сфера  национальной экономики, обеспечивающая рабочими местами большое количество населения, основной источник выживаемости средств массовой информации, поддерживающий их цену для потребителей на низком уровне, важная составляющая культурной жизни общества. Кроме того, рекламный  рынок - один из наиболее динамично  растущих рынков во всем мире, часть  информационной системы общества, а  информация и технологии воздействия  на массовое сознание являются сегодня  ключевыми факторами развития общественной системы. Использование средств  массовой информации для распространения  рекламы дает возможность неконтролируемого  воздействия на широкие массы  людей, а принцип получения прибыли  делает и рекламодателя, и специалиста  рекламы практически индифферентными  к социальным последствиям рекламных  обращений. Именно этот аспект рекламной  деятельности обусловливает необходимость  государственного регулирования данной сферы общественных отношений.  
 
 
 

1 Сфера регулирования

     Прежде  всего, необходимо отметить, что правовое регулирование касается преимущественно  коммерческой рекламы.

     Политическая  реклама, то есть свободное выражение  определенных политических взглядов и  агитация за них, пользуется, как правило, конституционной защитой в любом  демократическом государстве. И  хотя определенные ограничения для  политической рекламы существуют (например, во время избирательных кампаний), они не так строги и ужесточены как для рекламы коммерческой. Так, в части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" прямо сказано, что "настоящий  ФЗ не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума".

     Коммерческая  реклама трактуется как реклама, направленная в первую очередь на увеличение прибылей от продажи товаров  и услуг и конституционно защищена гораздо меньше (Австрия, Германия, Швеция, США), а в некоторых странах  вообще лишена конституционной защиты (Канада, Нидерланды).

     Правовое  государственное регулирование  рекламы предусматривает разработку и принятие национальных законодательных  и нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие  в процессе производства, размещения, распространения и использования  рекламы; определяющих принципы рекламной  деятельности; предотвращающих и  пресекающих недобросовестной рекламы  и рекламы, посягающей на общественные ценности и общепринятые нормы морали.

     Также законодательно делается существенное различие между рекламой в печатных и электронных СМИ. Как правило, ограничения и запреты касаются электронных СМИ, в большей степени, телевидения. Связано это с большим  творческим потенциалом телерекламы. По своей возможности массового  охвата аудитории ни одно другое средство массовой информации не может сравниться с телевидением: комбинация звука, визуального изображения и движения; возможность демонстрации продукта; потенциал в использовании специальных эффектов; фактор доверия, когда все происходит прямо перед вашими глазами; эффект присутствия. 

2. Общие положения  законодательства  о рекламе

     2.1 Анализ законодательства о рекламе

В широком  смысле законодательство о рекламе  охватывает значительное число нормативных  актов, которые регулируют не только отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения  рекламы, но главным образом отношения  общегражданские, не специфические  только для рекламы. Так, отношения, касающиеся рекламы как приглашения  делать оферты, регулируются гражданским  законодательством (статьи 437, 494 ГК РФ)Названным законодательством регулируются и отношения, связанные с опровержением рекламы, содержащей сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица (статья 152 ГК РФ). К законодательству о рекламе в широком смысле относятся и некоторые нормы законодательства о налогах и средствах массовой информации. Статья 36 Закона РФ "О СМИ" от 27.12.1991 посвящена распространению рекламы, а статья 60 этого Закона - ответственности за нарушение правил распространения рекламы.

     В узком смысле законодательство о  рекламе составляют нормативные  акты, регламентирующие собственно рекламные  отношения, которые возникают в  процессе производства, размещения и  распространения рекламы, и иные сферы, получившие регламентацию в  Законе о рекламе и принятых в  соответствии с ним нормативных  правовых актах. Например, ПП РФ от 12.01.1996 №11 "Об улучшении информационного  обеспечения населения РФ" ряду министерств и ведомств предписано предусмотреть льготы рекламодателям, производителям и распространителям рекламной продукции, обеспечивающие стимулирование их деятельности по рекламе продукции (работ, услуг) отечественных производителей.

     Закон о рекламе ставит перед собой  цели развития рынков товаров, работ  и услуг на основе соблюдения принципов  добросовестной конкуренции, обеспечения  в РФ единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение  добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

     Определяя рамки действия Закона о рекламе, законодатель исключил также (помимо, так называемой, политической рекламы) из сферы его применения следующие  понятия:

- информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

- информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;

- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

     Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.

     Нормативное регулирование реализуется посредством  установления в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение  этих правил.

     Организационное регулирование осуществляется компетентными  государственными органами, среди которых  в первую очередь следует назвать  Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС), которое возбуждает и рассматривает  дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

2.2 Анализ полномочий антимонопольного органа

     Полномочия  антимонопольного органа в данной сфере  определены статьей 33 Закона о рекламе  и в Положении о ФАС. В частности, антимонопольный орган:

- осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе:

- предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

Антимонопольный орган вправе:

-выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;

- выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству РФ о рекламе;

- предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе;

предъявлять в суд или арбитражный суд  иски о публичном опровержении недостоверной  рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 Закона о рекламе;

- обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ, ненормативных актов органов местного самоуправления;

- обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе НПА федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов МСУ;

- применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

- обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 Закона о рекламе;

выдавать  органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для  исполнения предписания об аннулировании  разрешения на установку рекламной  конструкции.

     Для выполнения функций по государственному контролю за соблюдением законодательства РФ в области рекламы сотрудникам федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) предоставлено право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. 
 
 
 

3. Государственное регулирование рекламной деятельности

     Общество  во всех странах требует законодательной  защиты от посягательств на его права  и собственность со стороны нечестных  рекламодателей, способных поместить  свои вводящие в заблуждение покупателей  рекламы в обход принятых кодексов и норм. Во всех странах общество выражает протест против заполонения низкокачественных, опасных для жизни и здоровья товаров, а соответственно и недоброкачественного их рекламирования.

     Примеров, когда потребителю причинен от рекламы  ущерб, можно привести много, если проанализировать современную практику рекламного бизнеса  во всех странах, в том числе и  в странах СНГ. Это случаи с  недобросовестной рекламой товаров  массового потребления, когда реальные качества последних значительно  ниже, чем рекламируемые. Например, широкая рекламная кампания по телевидению  стиральных порошков, несомненно, заставила  многих людей побыстрее купить рекламируемый товар. Однако через некоторое время в редакции газет и на телевидение стало поступать много жалоб на несоответствие действительности рекламируемых качеств.

     Главным сдерживающим фактором недобросовестной рекламы начинает выступать государство, если не помогают нравственные нормы. Под давлением общественности оно  создает правительственные комитеты, отделы и организации, занимающиеся контролем рекламной деятельности фирм и рекламных агентств, работающих на территории страны, а также фирм-импортеров. Государство, беря на себя роль регулятора цивилизованной рекламы, выполняет  две задачи:

Информация о работе Правовое регулирование в рекламе