Правовое регулирование политической рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 16:32, реферат

Описание работы

В наше время, все регулируется законом. Если общество и все его составляющие не будут регулироваться властью, то оно просто распадется. К аспектам общественной жизни относится так же и реклама. Сейчас реклама в основном считается двигателем торговли. Но это не совсем так. Реклама сообщает нам о важных, для каждого в своей степени, событиях. Реклама- это своего рода новости. И как неотъемлемая часть общества она так же обязательно должна регулироваться законом. Отдельного кодекса законов для рекламы не написано, поэтому в основном она регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГКРФ).
Политическая реклама – тема моего реферата – это своеобразный вид рекламы, но она не подчиняется ГКРФ, хотя для нее есть свои правила, которым она должна подчиняться. Об этих правилах пойдет речь в моей работе

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….2

1) Что такое политическая реклама……………………………………….….3

2) Агитация как вид политической рекламы. Регулирование агитации…...5

Заключение……………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

План 

  Введение……………………………………………………….……………….2

  1) Что такое политическая реклама……………………………………….….3

  2) Агитация как вид политической рекламы. Регулирование агитации…...5

  Заключение……………………………………………………………………19

  Список  литературы…………………………………………………………...20 
 
 

 

    Введение 
     

  В наше время, все регулируется законом. Если общество и все его составляющие не будут регулироваться властью, то оно просто распадется. К аспектам общественной жизни относится так  же и реклама. Сейчас реклама в  основном считается двигателем торговли.  Но это не совсем так. Реклама сообщает нам о важных, для каждого в своей степени, событиях. Реклама- это своего рода новости. И как неотъемлемая часть общества она так же обязательно должна регулироваться законом. Отдельного кодекса законов для рекламы не написано, поэтому в основном она регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГКРФ).

  Политическая  реклама – тема моего реферата – это своеобразный вид рекламы, но она не подчиняется ГКРФ, хотя для нее есть свои правила, которым она должна подчиняться. Об этих правилах пойдет речь в моей работе.

 

1) Что такое политическая реклама 

  В действующем законодательстве отсутствует  определение политической рекламы, тем не менее этот термин упоминается  в Законе «О рекламе» 2006 г. Единственное определение политической рекламы было дано в постановлении Центральной избирательной комиссии от 5 апреля 1996 г., согласно которому политическая реклама – это распространяемая участниками избирательного процесса через СМИ информация о кандидатах на должность Президента Российской Федерации с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов.

  Согласно  этому, политическая реклама – это распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц информация, направленная на привлечение внимания к политическому субъекту (результатам интеллектуальной деятельности, мероприятиям), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на различных уровнях государственной и муниципальной власти.

  Лучше всего политическую рекламу определять через общее определение рекламы, но с учетом ее специфических субъектов и объектов рекламирования, так как первой же статье Закона о рекламе сделана оговорка: «Настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу». В этой связи, начиная еще с 90-х годов, ситуация с регулированием политической рекламы в России довольно напряженная, что выражается в следующем – политическая реклама есть (чему мы становимся свидетелями не только в период выборов), а закона, регулирующего политическую рекламу, – нет. Еще в 2002 г., в период подготовки к выборам 2003–2004 гг., на рабочем совещании председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации 27 сентября 2002 г., в выступлении Председателя ЦИК России обсуждалась перспектива внесения в законодательные акты необходимых изменений, в том числе и в Закон о рекламе. В частности речь шла о том, чтобы более четко разграничить сферы регулирования общественных отношений, возникающих при распространении рекламы в области предложения товаров, работ, услуг, с одной стороны, и в сфере предвыборной агитации при проведении различных избирательных кампаний – с другой. Кроме того, планировалось внести положение о том, что агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу, а также особый порядок оплаты коммерческой рекламы кандидатов и иных участников избирательного процесса. Предлагалось также возложить на федеральный антимонопольный орган по государственному контролю в области рекламы обязанность передавать необходимые материалы для составления протоколов об административном правонарушении избирательными комиссиями. Однако изменения в Закон о рекламе не были внесены, а закон о политической рекламе так и не принят.

 

2) Агитация как вид политической рекламы. Регулирование агитации. 

  Одним из видов политической рекламы является агитация. Агита́ция (лат. agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям. Предвыборная агитация — комплекс коммуникативных действий, направленных на жителей определенной территории, в результате чего часть населения занимает активную позицию за или против чего-либо (кого-либо), которая выражается участием в голосовании. Кумулятивный эффект достигается правильным соотношением позитива/негатива, использования формальных/неформальных каналов воздействия. Эффективность агитации пропорциональна объему финансирования, креативности и профессиональности технологов, соответствия агитации психологическим особенностям аудитории (разорванности их мышления, степени социальной инфантильности, бытующей концепции «кто виноват, что делать»).

  Согласно  статье 2 закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

  Политическая  реклама в более широком смысле специально законом не регулируется и подчиняется общим правилам, определяющим свободу слова, свободу массовой информации, установленные законом ограничения и порядок использования этих свобод, но есть отдельные нормы о предвыборной агитации, а точнее – она подробно регулируется действующим законодательством.

  В качестве политического субъекта могут  выступать следующие лица:

  • кандидат – лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата;

  • политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

  • общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;

  • избирательное объединение – политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.

  • инициативная группа по проведению референдума – группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме», в целях реализации инициативы проведения референдума.

  Законы  о выборах Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав) подробно регламентируют такой вид политической рекламы как реклама предвыборной агитации.

  Содержание предвыборной агитации могут составлять:

  • призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

  • выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению;

  • описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

  • распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

  • распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

  • деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

  Анализ  действующего законодательства позволяет  выделить следующие принципы осуществления предвыборной агитации:

  • множественность субъектов;

  • равенство субъектов;

  • гласность выборов и референдумов;

  • прозрачность финансирования;

  • законность ограничений права на агитацию;

  • недопустимость злоупотреблений;

  • самостоятельность субъектов предвыборной агитации.

  Закон об основных гарантиях избирательных  прав устанавливает общие и специальные правила проведения предвыборной агитации.

  К общим правилам проведения предвыборной агитации можно отнести следующие:

  1) расходы на проведение агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов;

  2) запрещается привлечение к агитации лиц моложе 18 лет;

  3) запрещается проводить агитацию:

  • органам государственной власти и местного самоуправления,

  • государственным и муниципальным служащим, членам органов управления организаций при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;

  • благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

  • избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

  • иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

  • международным организациям и международным общественным движениям;

  • представителям организаций, выпускающих средства массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

  4) использование изображения, высказываний физического лица о кандидате допускается только с его письменного согласия;

  5) обязательной является публикация программ политических партий;

  6) агитация допускается только в агитационный период: со дня выдвижения кандидата до ноля часов за одни сутки до дня голосования;

  7) агитация на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится только в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования;

  8) агитация запрещена в день выборов и в предшествующий день;

  9) для проведения агитации предоставляются эфирное время и печатная площадь (бесплатно и за плату);

  10) запрещается агитация за других кандидатов, иных политических субъектов;

Информация о работе Правовое регулирование политической рекламы