Предпринимательская деятельность на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:41, доклад

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении предпринимательской деятельности на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм. Она давно зарекомендовала себя в качестве таковой на Западе и набирает темпы развития в России.
В задачи курсового проекта, состоящего из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, входит рассмотрение общетеоретических и практических вопросов указанной проблемы, а именно:
– осветить понятие, историю и терминологический аппарат франчайзинга, как формы предпринимательской деятельности;
– указать на положительные стороны и ограничения этой формы предпринимательства и исследовать проблемы и перспективы ее развития в России.
Таким образом, объектом курсовой работы является Франчайзинг в рыночных условиях. Предметом – применимость этой формы бизнеса в контексте российской экономической и правовой реальности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, терминология и основные признаки и франчайзинга как формы предпринимательской деятельности 5
1.1. Понятие франчайзинга и история его развития 5
1.2. Франчайзинг как одна из эффективных форм рыночного сотрудничества. Ее преимущества и ограничения 10
Глава 2. Проблемы перспективы и развития франчайзинга в Российской Федерации 20
Заключение 28
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг предприн..doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Привлекательность франчайзинга заключается в наличии  неоспоримых преимуществ для  обоих участников франчайзинговых  отношений. Для малых предприятий  и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. На сегодняшний день только в США и Канаде оперируют более 3200 компаний-франчайзеров (около 2400 из них в США), имеющих 600 000 представительств-франчайзов в десятках стран на всех континентах мира. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.

     В международной практике существуют три основные сферы сотрудничества на условиях франшизы:

     1. Сотрудничество в промышленной области. Оно осуществляется между производственными структурами. Франчайзер, являясь собственником патентов, технологий, представляет франчайзи право на их использование и реализацию на определенной территории.

     2. Сотрудничество в сфере товарного  обращения. В этом случае предприятие или фирма поставляют другой фирме товары для реализации в пределах определенной территории. Как правило, этим занимаются коммерческие структуры, стремящиеся оперативно расширить свои рынки сбыта. Обязательным условием такого сотрудничества является осуществление коммерческой деятельности от имени франшизодателя, предоставившего право реализации товаров с использованием его торговой марки.

     3. Сотрудничество в сфере услуг.  Механизм сотрудничества в этой сфере в основном аналогичен тому, что применяется при сотрудничестве в сфере товарного обращения. Различие состоит в объекте сотрудничества.

     На  сегодняшний день в российской практике наиболее интенсивно происходит развитие франчайзинговых отношений в  сфере товарного обращения и  в сфере услуг. Причем если раньше на российском рынке по системе франчайзинга работали в основном зарубежные фирмы, то сейчас все более активно начинают работать в этом направлении и российские компании. Интенсивно развиваются франчайзинговые отношения в системе питания ("Русское бистро", "Баскин Роббинс", "Пицца-Хат"), компьютерной индустрии ("Лампорт", "1С"). Зарождаются франчайзинговые отношения и в сфере производства ("Довгань").

     Однако  сфера применения франчайзинга для  российской практики отнюдь не ограничивается указанными видами деятельности. На сегодняшний день можно сказать, что с определенными допущениями практически любой бизнес может развиваться по системе франчайзинга. К популярным сферам можно также отнести: общественные услуги (обслуживание бизнес-центров, рассылка почты, доставка товаров, печать, копирование, службы по трудоустройству и т.д.), различные магазины, автосервис, оздоровительные центры и торговые предприятия, бухучет и услуги по налогообложению, строительство и ряд других. Столь обширная "география" франчайзинга объясняется, прежде всего, наличием обоюдовыгодных преимуществ подобной формы сотрудничества4.

     Многие  наши предприятия располагают технологиями, которые помогают создавать качественный и необходимый потребителям продукт. И если раньше им не приходилось искать способы и каналы реализации своего товара потребителю и большинство работало по централизованным заказам, то сейчас это уже стало насущной необходимостью. Многие предприниматели и руководители предприятий ссылаются на нехватку оборотных средств, подразумевая, что реализация обширной маркетинговой стратегии требует значительных финансовых вложений, которых у предприятия просто нет. Однако это не совсем так: именно франчайзинг может помочь оперативно расширить рынки своего сбыта и при этом позволить не вкладывать значительных объемов средств.

     Действительно, организация филиалов, собственных  торговых или производственных точек  требует значительных финансовых вложений. В то время как франчайзинг позволяет сэкономить капитал путем привлечения капитала франчайзи. Вашим основным вкладом здесь становится торговая марка, ноу-хау, ваши технологии затраты же на непосредственную организацию бизнеса лежат на франчайзи, в том числе на содержание аппарата управления, содержание помещения и т.д.

     Франчайзи более точно знает конъюнктуру  и особенности местного рынка, что  является немаловажным положительным  фактором. Одновременно франшизодателю идет определенный процент прибыли, полученной от реализации товара, также он получает плату за использование своего имени. При этом требуется незначительный, в отличие от организации собственных торговых и производственных точек, объем вложенных средств. Помимо этого, существуют неявные преимущества: франчайзи работает под торговым знаком франшизодателя, тем самым обеспечивая рост его стоимости, рекламируя как его самого, так и его продукцию. Все это положительным образом сказывается на рыночной стоимости акций компании. Здесь заключается значительное преимущество франчайзинга перед реализацией товара при помощи дилеров, поскольку последние действуют от своего имени.

     Некоторые руководители предприятий могут  посетовать на то, что при развитии торговой сети при помощи франчайзинга, в отличие от открытия собственных филиалов или отделений, в какой-то степени теряется контроль над развитием самого бизнеса. Однако не следует забывать, что франчайзинговые отношения это договорные отношения. В лицензионный договор можно включить пункты о том, что франчайзи реализует продукцию или товары, поставляемые только франчайзером, обговорить твердый размер торговой наценки, методы управления и т. д. Это поможет обеспечить соответствие характеристик товара (услуги) торговому знаку и рыночному имиджу франчайзера.

     Другой  положительный момент для франчайзера заключается в появлении возможности сконцентрировать большие усилия на самом товаре, совершенствовании его характеристик, на разработке новых продуктов.

     Таким образом, бизнес на условиях франчайзинга это один из самых оперативных  и эффективных способов расширения рынка сбыта своей продукции, увеличения товарооборота, особенно в условиях, когда одним из самых решающих факторов в конкурентной борьбе становится наличие развитой торговой сети.

     Огромная  популярность франчайзинга за рубежом (где его считают бизнес-революцией XX века) заключается не просто в эффективном развитии бизнеса для крупных фирм и предприятий. В большей степени успех объясняется предоставлением возможности для малого предприятия или частного предпринимателя организовать свое собственное преуспевающее дело в качестве франчайзи какой-либо торговой марки или бизнес-концепции.

     Действительно, сейчас для того, чтобы организовать собственное дело, требуются значительный опыт, знания и, наконец, денежные средства. В то же время сотрудничество с  зарекомендовавшей себя на рынке  компанией на условиях франчайзинга позволяет предпринимателю воспользоваться уже функционирующей концепцией и методикой ведения бизнеса и избежать многих проблем, которые в противном случае непременно бы возникли перед предпринимателем. Таким образом, механика франчайзинга изначально освобождает от всех затрат и вложений, с которыми неизбежно столкнулся бы начинающий предприниматель бы в противном случае. Это реально означает, что используя уже известный товарный знак, предприниматель автоматически привлекаете клиентов этой компании, поскольку зачастую клиенту по внешним признакам невозможно отличить, чьими товарами или услугами он пользуется.

     Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу, технологии которого были всесторонне опробованы на практике. Это значительно минимизирует его предпринимательский риск. Обладатель франшизы гарантирует себе определенную стабильность на рынке, возможность лучшего планирования собственного дохода и прибыли. По данным статистики США, в сфере услуг обычно распадается 75 процентов только что организованного бизнеса. А в системе франчайзинга выживает 85 процентов.

     Являясь владельцем торговой марки и имея право на процент прибыли франчайзи, франчайзер материально заинтересован в коммерческом успехе его бизнеса, который будет означать и успешное развитие его собственного дела. В связи с этим чаще всего франчайзеры осуществляют всестороннюю поддержку своих партнеров. Во-первых, это касается консультационной поддержки франчайзи по всем основным аспектам ведения бизнеса (организация управления, технология продаж и многое другое). Помимо этого, франчайзер чаще всего предоставляет возможность приобретения на льготных условиях расходных материалов, сырья либо у самой компании, либо у поставщиков. Другой аспект франчайзинговых отношений, способный значительно снизить издержки франчайзи, – это реклама. Франчайзи, купив торговую марку, получает возможность рекламировать товар с помощью гораздо более масштабной рекламы.

     Все перечисленные механизмы активно  применяют в своей работе франчайзеры, работающие на российском рынке, причем это касается как российских, так и зарубежных компаний.

     С учетом российской специфики особую роль приобретает финансовый фактор. В России начинающий предприниматель  с трудом может получить банковский кредит на развитие бизнеса. В то же время банки намного более активно сотрудничают с франчайзи, особенно если франчайзер, будучи заинтересованной стороной, выступит в качестве гаранта при получении кредитов или осуществлении операции финансового лизинга.

     Итак, что касается основных преимуществ франчайзинга, то к ним следует отнести, прежде всего, использование проверенной бизнес-системы. Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

     Кроме того, использование этой формы предпринимательства дает очевидную возможность открыть собственное дело. Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.

     Еще один несомненный плюс состоит в  возможности выбора отрасли. Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом франчайзора до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации  – коммерческого предложения франчайзора и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.

     У тех, кто выбирает строить свой бизнес на основе франчайзинга, существует возможность снизить риски. Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, франчайзор не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса5.

     Ему обеспечен удачный выход на рынок. Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

     Минимальные затраты  на рекламу и маркетинг. В связи с тем, что франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Также дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.

     Получение доступа  к базе знаний франчайзера. Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.

Информация о работе Предпринимательская деятельность на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм