Предпринимательская деятельность на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:41, доклад

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении предпринимательской деятельности на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм. Она давно зарекомендовала себя в качестве таковой на Западе и набирает темпы развития в России.
В задачи курсового проекта, состоящего из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, входит рассмотрение общетеоретических и практических вопросов указанной проблемы, а именно:
– осветить понятие, историю и терминологический аппарат франчайзинга, как формы предпринимательской деятельности;
– указать на положительные стороны и ограничения этой формы предпринимательства и исследовать проблемы и перспективы ее развития в России.
Таким образом, объектом курсовой работы является Франчайзинг в рыночных условиях. Предметом – применимость этой формы бизнеса в контексте российской экономической и правовой реальности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, терминология и основные признаки и франчайзинга как формы предпринимательской деятельности 5
1.1. Понятие франчайзинга и история его развития 5
1.2. Франчайзинг как одна из эффективных форм рыночного сотрудничества. Ее преимущества и ограничения 10
Глава 2. Проблемы перспективы и развития франчайзинга в Российской Федерации 20
Заключение 28
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг предприн..doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Бизнес  пользователя (франчайзи) находится под пристальным вниманием правообладателя, который следит за соблюдением всех стандартов, принятых в его компании. Работая под торговой маркой франчайзера, франчайзи, как правило, еще регулярно выплачивает роялти. Их устанавливают в виде фиксированной суммы либо в виде отчислений от выручки или от прибыли. Часто в сумму роялти включается взнос в рекламный и маркетинговый бюджет франчайзера. То есть определенная часть роялти должна покрывать расходы франчайзера на рекламу и маркетинговые услуги. Также роялти может быть установлено в виде наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером. То есть франчайзер будет реализовывать вам товары по ценам, превышающим цену закупки у своих поставщиков. Сумма превышения и составит вознаграждение франчайзера.

     Таким образом, подводя итог вышесказанному и исходя из норм российского законодательства, вознаграждение правообладателю (франчайзеру) может выплачиваться в следующих  формах (ст. 1030 ГК РФ): в фиксированной разовой сумме (паушальный платеж); в фиксированной сумме или в виде отчислений от выручки (роялти); наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи (данная форма вознаграждения на российском рынке часто используется вместо роялти); в любой иной форме.

     В договоре франчайзинга может быть прописано, что франчайзи выплачивает вознаграждение только в виде паушального платежа  или только в виде роялти. Возможен и комбинированный способ: после заключения договора – паушальный платеж, и в течение срока его действия – ежемесячные или ежеквартальные роялти.

     Говоря  о преимуществах франчайзинга, которые могут заинтересовать российских индивидуальных предпринимателей, то, как мы указывали выше, это возможность на более выгодных условиях открыть собственное дело: предприниматель получает преимущества участия в крупной торговой сети, возможность снизить первоначальные издержки, использовать услуги маркетинговой и рекламной службы франчайзера, получать от него постоянную поддержку. Главное преимущество франчайзинга для начинающих предпринимателей в том, что он позволяет сэкономить время и силы, которые уходят на формирование структуры любого нового бизнеса – системы поставок, продаж, маркетинга, работы с персоналом. Предприниматель приобретает у крупной известной компании право пользоваться ее интеллектуальной собственностью, такой, как торговая марка, технология производства и продажи продукта, стандарты обслуживания. При этом совершенно не важно, является ли индивидуальный предприниматель действующим, или только недавно получившим этот статус. Главное – это отвечать требованиям, предъявляемым франчайзером. Как правило, речь идет о наличии собственного или арендованного помещения, небольшого стартового капитала, опыта работы и даже просто желания работать.

     Франчайзинг является уникальным правовым средством, которое обеспечило сочетание единой коммерческой политики крупных компаний с инициативой и предприимчивостью начинающих бизнесменов или собственников небольших розничных предприятий. Крупные компании получают возможность распространить свое влияние на розничную сеть, расширить сбыт, улучшить рекламу, наконец, просто получить вознаграждение.

     При всех положительных моментах франчайзинга ему присущи и некоторые недостатки:

     Предприниматель и компания-франчайзер, заключив договор, становятся элементами единой франчайзинговой системы, то есть оказываются зависимыми друг от друга. А это ограничивает инициативу. Предприниматель должен подготовиться к тому, что головная компания будет пристально следить не только за его финансовыми успехами, но и за тем, как он соблюдает все правила, установленные договором франчайзинга. Самая большая проблема, с которой может столкнуться предприниматель, – это необдуманные шаги головной организации. Еще один недостаток договора коммерческой концессии: необходимость двойной регистрации – в Роспатенте и Регистрационной палате. Также к числу минусов относится отсутствие достаточной правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения. Именно поэтому некоторые компании отказываются от применения единого договора франчайзинга и заменяют его пакетом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной системы). Например, некоторые компании не заключают договор франчайзинга, а подписывают со своими партнерами: лицензионный договор, договор комиссии, займа и продажи оборудования (может быть заменен на договор лизинга). Иные компании регламентируют отношения с франчайзи договорами о поставках продукции и аренды торгового места (павильона, киоска). Даже многие из тех компаний, которые используют договор концессии, вместе с ним подписывают еще и лицензионный договор, и договор поставки (либо договор о сотрудничестве). Все это чревато возникновением споров. Так, например, ФАС Московского округа признал, что поскольку по дистрибьюторскому договору не была предусмотрена передача исключительных прав истца ответчику, то он не обладает признаками договора коммерческой концессии (постановление от 8 сентября 2004 г. по делу № КГ-А40/7728–04).

     Чтобы создать благоприятную среду  для развития франчайзинга, необходимо прежде всего внести изменения в законодательство. Необходимо принять федеральный закон о франчайзинге, создавать условия, при которых франчайзи смогут, наконец, получать кредиты, например, под залог будущего бизнеса франчайзи и под гарантии франчайзора.

     К примеру, очень хорошо организована поддержка франчайзинга в Великобритании, банк дает предпринимателю деньги, а государство берет на себя гарантии на 80% от суммы кредита.

     Также во многом развитие франчайзинга тормозит отсутствие предпринимательской культуры. Именно поэтому большинство иностранных компаний предпочитает не продавать в России франшизы, а организовывать бизнес своими силами.

 

Заключение

     Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид  предпринимательства: если в "обычном" бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге "выживает" не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.

     Франчайзинг играет существенно важную роль в  экономике и может вскоре стать  преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.

     Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франшизера франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франшизер растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.

     Рост  франчайзинговых сетей набирает все большие обороты. Около 50% малого бизнеса являются франчайзинговыми предприятиями. Можно с уверенностью сказать, что в новом столетии франчайзинг станет самой широко распространенной и практикуемой формой бизнеса.

     Большинство ведущих френчайзоров уже имеют  свои отделения в более, чем 30 странах  мира и по-прежнему заинтересованы в дальнейшем расширении. Практически  все они уделяют особое внимание проектам, связанным с рынком России, осознавая его огромный потенциал. Неизбежность проникновения новых франчайзинговых сетей на рынки стран бывшего Союза становится с каждым днем все более очевидной. От того, как скоро мы осознаем все преимущества франчайзинга, будет зависеть будущее нашей экономики в целом.

     Что касается перспективы развития франчайзинга для индивидуальных предпринимателей, то очевидно, что заключив договор коммерческой концессии (франчайзинга), компания-правообладатель и индивидуальный предприниматель становятся партнерами по бизнесу. Предприниматель, используя репутацию и товарный знак франчайзера, в то же время остается независимым владельцем своего бизнеса. Он также экономит время на изучении рынка, разработке и наладке своего бизнеса, создании качественного продукта, построении сферы его сбыта и др. Компания-франчайзер предоставляет франчайзи своих специалистов, которые будут контролировать деятельность предпринимателя, направляя ее в нужном русле и своевременно указывая на ошибки. Многие компании-франчайзеры разрабатывают и используют собственные программы помощи франчайзи – индивидуальным предпринимателям. Вот некоторые из них: предоставление так называемого товарного кредита, то есть наполнение магазина товарами (товарный кредит может составлять до половины ассортимента магазина); поставки продукции со значительными скидками; предоставление возможности получения кредита на льготных условиях в банках, с которыми компании-франчайзеры разработали долгосрочные программы сотрудничества; помощь региональным партнерам в получении кредитов на открытие бизнеса в местных банках по рекомендациям. При этом компания-франчайзер не становится финансовым гарантом, однако, это придает банкам уверенность в кредитоспособности предпринимателя, который ведет бизнес под известной торговой маркой.

     Конечно, этих мер недостаточно. Требуется более активное участие государства в развитии франчайзинга, которое поможет решить ряд проблем, стоящих перед малым бизнесом: повысить общую культуру предпринимательских отношений, эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом; усилить правовую защищенность малого бизнеса, в первую очередь индивидуального предпринимательства; создать новые рабочие места в малом бизнесе, инициировать разработку новых идей, методов и технологий; построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ; привлечь значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.

     Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. 

 

Список литературы

    1. Афанасьева  М. Силинг С.,  Франчайзинг в России, С-Пб., 2002.
    2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения.- М., 1997.
    3. Голубков Е. П., Основы Маркетинга: Учебник - Финпресс, Москва, 2006.
    4. Довгань В.В. Франчайзинг-путь к расширению бизнеса, Тольятти, Дока-Пресс, 1994.
    5. Дэниэлс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. - М., 2002.
    6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2004.
    7. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу, Сибли интернэшнл, 2005.
    8. Нуралиев Б. Франчайзинг в России. Пришел, чтобы остаться//Человек и труд. - М., 2006.
    9. Рыкова И.В. Франчайзинг в России: новые технологии, методология, договоры, Москва, 2005.
    10. Практикум по франчайзингу под ред. С. Силинга, С-Пб., 2002.
    11. Путеводитель по франчайзингу в России, Москва, РАРФ, 2003.
    12. Правовое регулирование совместного предпринимательства в развитых капиталистических странах: теория и практика. Сборник обзоров. М., 2005.
    13. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей/Под ред. Силинга С.А. - СПб., 2007.
    14. Стэнворт Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе, Москва, ЮНИТИ, 2004.
    15. Стивен Спинелли-мл., Роберт М. Розенберг, Сью Берли Франчайзинг – Franchising: Pathway to Wealth Creation. – М.:  2006.
    16. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. - М., 2002.
    17. Шулус А., Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства (объективные основы, противоречия и принципы поддержки) // Российский экономический журнал. Выпуск 1. - М., 2002. - С.46.
    18. Экономика предприятия (фирмы). Учебник под редакцией проф. О.И. Волкова – РЭА им. Г.В. Плеханова – Инфра - М., 2007.
    19. Франчайзинговый договор. http: // astu.astranet.ru / library/economy/11/franch2.htm
    20. Гражданский кодекс РФ (глава 54 'Коммерческая концессия'), Москва, Проспект, 2003.
    21. Типовой контракт международного франчайзинга МТП. Публикация N 557. Серия: "Издания Международной торговой палаты". На русском и английском яз. - М., 2002. - С.7.

Информация о работе Предпринимательская деятельность на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм