Предпринимательская деятельность на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:41, доклад

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении предпринимательской деятельности на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм. Она давно зарекомендовала себя в качестве таковой на Западе и набирает темпы развития в России.
В задачи курсового проекта, состоящего из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, входит рассмотрение общетеоретических и практических вопросов указанной проблемы, а именно:
– осветить понятие, историю и терминологический аппарат франчайзинга, как формы предпринимательской деятельности;
– указать на положительные стороны и ограничения этой формы предпринимательства и исследовать проблемы и перспективы ее развития в России.
Таким образом, объектом курсовой работы является Франчайзинг в рыночных условиях. Предметом – применимость этой формы бизнеса в контексте российской экономической и правовой реальности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, терминология и основные признаки и франчайзинга как формы предпринимательской деятельности 5
1.1. Понятие франчайзинга и история его развития 5
1.2. Франчайзинг как одна из эффективных форм рыночного сотрудничества. Ее преимущества и ограничения 10
Глава 2. Проблемы перспективы и развития франчайзинга в Российской Федерации 20
Заключение 28
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг предприн..doc

— 181.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

      Предпринимательство и рынок связаны  неразрывными узами. Самое  краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: ”Экономика свободного предпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса, а бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход российской, как и любой другой, экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности,  неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.

     Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства.

     Цель  данной работы состоит в рассмотрении предпринимательской деятельности на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм. Она давно зарекомендовала себя в качестве таковой на Западе и набирает темпы развития в России.

     В задачи курсового проекта, состоящего из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, входит рассмотрение общетеоретических и практических вопросов указанной проблемы, а именно:

     – осветить понятие, историю и терминологический  аппарат франчайзинга, как формы предпринимательской деятельности;

     –  указать на положительные стороны и ограничения этой формы предпринимательства и исследовать проблемы и перспективы ее развития в России.

     Таким образом, объектом курсовой работы является Франчайзинг в рыночных условиях. Предметом – применимость этой формы бизнеса в контексте российской экономической и правовой реальности.

     При написании работы использованы труды  известных западных и российских экономистов, таких как О.И. Волкова, И.В. Рыкова, С. Силинга, Ф, Котлер и ряда других авторов, нормативные документы и справочная литература, энциклопедии и электронные источники. 
 
 
 

 

Глава 1. Понятие, терминология и основные признаки и франчайзинга как формы предпринимательской деятельности

1.1. Понятие франчайзинга и история его развития

     Если  обратиться к семантике самого термина франчайзинг, то он предстает, как минимум, в трех основных смысловых блоках.      Франча́йзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения. Франчайзинг – развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. Франчайзинг – метод тиражирования успешных малых предприятий.

     Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга: франчайзер получает отчисления за использование своей торговой марки; франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы; франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса1.

     История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском  словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано, что “franchising” – все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” – ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.

     В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен  на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

     Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать  свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

     Эти элементы права, или привилегий, позволяющие  эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

     В наиболее типичной форме франчайзинг  проявился в британской системе  “связанных домов”, которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания  нужного объема продаж. В обмен  на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система “связанных домов” оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

     Первым  прототипом современной системы  франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов. На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию2.

     Аналогичная система была разработана 1898 году компанией  Дженерал Моторс (General Motors), по которой  дилеры не имели права продавать  машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы – продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время.

     Примеру Дженерал Моторс последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

     Эффективно  франчайзинг применялся и применяется  в настоящее время в индустрии  бутылочных безалкогольных напитков компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря  франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.

     В 20-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса  сместилась в сторону отношений  “оптовик - розничный продавец”. Оптовый  продавец (или франчайзор) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).

     С 1930 года в США после кризиса  в экономике нефтеперерабатывающие  компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как  франчайзинговыми единицами. Сдавая в  аренду бензоколонки франчази, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

     В конце 40-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью  они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню “Макдональдс” (McDonald’s) создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане “Макдональдс” их ждет быстрое обслуживание и привычный набор блюд3.

     Вплоть  до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как  эффективный метод распределения  продукции и услуг. Это примеры  традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.

     Бум франчайзинга 50-х годов относится  ко второму поколению франшиз, известных  как “бизнес-формат франшизы” (Business format franchise), характерных как особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзор получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи – оттого, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

     В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

     В России франчайзинг  начинает получать широкое распространение  лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «ДубльГИС». 
 
 
 
 

 

1.2. Франчайзинг как одна из эффективных форм рыночного сотрудничества. Ее преимущества и ограничения

     Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах  с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям. Тем не менее, масштабы использования франчайзинга в российской экономике оставляют желать лучшего. Отчасти это происходит из-за недостаточно полного представления предпринимателей и государственных органов о тех перспективах и экономических преимуществах, которые возникают перед участниками франчайзинговых отношений, в то время как франчайзинг способен решить многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и государства в целом.

     Сама  по себе идея франчайзинга относительно проста и заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного  знака, имени, другой компании (франчайзи) на определенных условиях. При этом на практике речь, как правило, идет не просто о передаче прав на использование торговой марки или продукта. Очень часто франчайзер предоставляет возможность воспользоваться целой бизнес-системой, которая включает в себя рекламную политику, процесс производства товара и его продвижения на рынок, различные технологии ведения бизнеса. Таким образом, франчайзи получает в свое распоряжение уже утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса в совокупности с методологической, консультационной и рекламной поддержкой. Вполне естественно, что при этом ему придется поделиться с франчайзером частью своей прибыли и независимости, поскольку работа под именем уже известной торговой марки предполагает соблюдение определенных сложившихся корпоративных правил ведения бизнеса.

Информация о работе Предпринимательская деятельность на примере франчайзинга, как одной из ее наиболее прогрессивных форм