Реализация государственной демографической политики в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе основных мероприятий по реализации демографической политики в России, а также изучении проблем Краснодарского края.
Объектом работы является в целом демографическая ситуация России, в частности Краснодарский край.
Предмет работы – государственная демографическая политика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Государственная демографическая политика в РФ…………………...4
1.1 Определение сущности демографической политики………………………4
1.2 Демографическая ситуация в России………………………………………..8
1.3 Базовые условия эффективности демографической политики…………...11
Глава II. Демографическая ситуация Краснодарского края…………………..25
2.1 Общие тенденции демографических процессов в Краснодарском крае…25
2.2 Реализация государственной демографической политики в Краснодарском крае………………………………………………………….….29
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………...68

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ СисГМУ (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 376.17 Кб (Скачать)

     Численность населения России до 2009 года сокращалась  на несколько сотен тысяч человек  ежегодно. В 2009 году естественная убыль  населения России (248,9 тыс. человек) была на 99 % скомпенсирована миграционным приростом (247,4 тыс. человек), в результате чего снижение численности населения практически прекратилось. [11]

     В 2010 году тенденция сокращения смертности и увеличения рождаемости в России продолжилась. [32]

     Согласно  опубликованному в 2002 г. докладу ООН, Россия находилась на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн чел. — 9 % населения. Зам. директора Федеральной миграционной службы В. Поставнин заявил в январе 2006, что в России находится от 5 до 14 млн нелегальных иммигрантов. По информации главы Федеральной миграционной службы К. Ромодановского (март 2006), ежегодно в Россию на заработки приезжает 20 млн трудовых мигрантов, среди которых 10 млн трудятся нелегально. Ущерб от трудовой деятельности нелегалов он оценил в 200 млрд рублей. Прибыль от работы нелегалов в расчёт не бралась.

     В 2007 году количество легально прибывших  в Россию оказалось в шесть  раз больше количества выехавших. [47] По данным ФМС иммиграция покрыла 71 % естественной убыли населения РФ. [25]

     В 2006 принят закон, значительно упрощающий трудовую миграцию из государств, граждане которых въезжают в Россию без виз. В частности, для приёма такого иностранного гражданина на работу работодатель не должен получать предварительное согласие Федеральной миграционной службы. 

     В августе 2009 года в России впервые  за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения, который составил 1 тыс. человек. Об этом заявила 29 сентября 2009 года министр здравоохранения  и социального развития России Татьяна  Голикова. По данным министерства, за август 2009 г. в России родилось 151,7 тыс. детей, умерло 150,7 тыс. человек. «Буквально сегодня мы получили последние данные по численности родившихся и умерших по 8 месяцам 2009 г.», - сказала министр. Количество родившихся за январь-август составило 1,164 млн человек, что больше на 41 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Количество умерших составило 1,347 млн, что на 57 тыс. человек меньше показателя 2008 г. [44]

     В России ведётся учёт демографической  динамики населения:

  • Переписи (Всероссийская перепись населения-2010, стартовавшая 14 октября, в основном завершена. Росстат - Федеральная служба государственной статистики - подведет окончательные итоги переписной кампании через год. Предварительная оценка численности населения страны -143,2 млн.человек, именно столько заполнено на данный момент переписных листов[39].)
  • Текущий учёт населения (необходим между переписями, позволяет оценивать демографическую ситуацию в любой момент времени)
  • Текущий учёт естественного движения (Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и её территориальные органы, а также ЗАГСы)
  • Текущий учёт миграционного движения (ведётся паспортными столами по факту прибытия)

     Регистрация естественного движения населения  осуществляется в соответствии с  Федеральным законом от 1997 года «Об актах гражданского состояния». 

     1.3 Базовые условия эффективности демографической политики 

     Для реализации эффективной демографической  политики необходимо множество условий. Мы лишь выделим принципиально важные из них, без которых, с нашей точки  зрения, говорить о демографической  политике нецелесообразно.

     К таким условиям мы относим следующие:

     политическая  воля;

     научное обоснование;

     адекватное  финансирование;

     информационная  сопровождение;

     субъектность: наличие системы органов власти (управленческой структуры), отвечающей за реализацию данной политики на федеральном  и региональном уровнях.

     Политическая  воля

     Политическая  воля по отношению к необходимости  преодоления демографического кризиса  была неоднократно продемонстрирована.

     Она была ясно выражена:

  • и в «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», которая была принята в 2001 году (в документе констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики [34].);
  • и  в известном послании бывшего президента В. В. Путина от 10 мая 2006 г., в котором он сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка (соответствующий закон о «материнском капитале», позволяющий получать 250 тыс. руб. через участие в ипотеке, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям действует с 2007 года [14].);
  • и в принятой впоследствии Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.;
  • и в создании специального Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики (впоследствии преобразован в комиссию[65]);
  • и в принятии целого ряда нормативных актов, направленных на повышение уровня жизни российских семей[65];
  • и в последнем «революционном» послании президента Д. А. Медведева (от 30 ноября 2010 г. [62]).

     Последнее президентское послание особенно важно, так как именно с него берет  начало собственно демографическая  политика в России. Все предыдущие инициативы, включая пресловутый  «материнский капитал», повышение детских  пособий, проведение «Года семьи», компенсацию  родительских расходов за пребывание ребенка в дошкольных учреждениях  и т. д., справедливо отнести к  проявлениям социальной и семейной политики.

     Перечисленные выше управленческие решения в лучшем случае стимулировали увеличение доли двухдетных семей, что, при условии  успешности данных мер, лишь замедляло  темпы депопуляции, но отнюдь не способствовало даже простому воспроизводству населения, т. е. элементарному замещению поколений.

     И только с момента оглашения последнего президентского послания можно говорить о первых инициативах в рамках непосредственно демографической политики.

     Хотелось  бы в рамках данной курсовой работы представить выдержку из ежегодного послания Президента РФ, а именно предложенные меры Д. Медведева по реализации государственной демографической политики:

       «Прежде всего, о мерах по улучшению демографической ситуации. По сравнению с 5-м годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент. Это, кстати замечу, один из лучших показателей в мире. Младенческая смертность сократилась на четверть. В прошлом году, впервые за 15 лет, нам удалось выйти на рост численности населения России. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального проекта «Здоровье» и других мер социальной поддержки семей.

     Мы  взялись за демографическую проблему всерьез и надолго, но должны понимать, что в ближайшие 15 лет будут  сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин так называемого репродуктивного  возраста значительно сократится. И  это серьезная угроза, это вызов  для всей нашей нации.

     Что необходимо делать?

     Первое. Мы должны повысить доступность и  качество медицинской, а также социальной помощи матерям и детям, развивать  программу «Родового сертификата» и систему восстановительного лечения  для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела. Надо также увеличить господдержку лечения бесплодия с применением, в том числе технологий экстракорпорального оплодотворения.

     Второе. Необходимо провести технологическую  модернизацию детских поликлиник и  больниц, повысить квалификацию их сотрудников. На эти цели путем софинансирования региональных программ уже со следующего года должны быть направлены значительные ресурсы. Не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, должны пойти на развитие детской медицины. Это большая сумма. Практически она может составить до 100 млрд. рублей за два года.

     Сегодня уже к первому классу школы  сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более  удручающие показатели обычно диагностируют  у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них. Я поручаю, начиная с 11-го года, проводить их углубленную диспансеризацию.

     Особое  внимание нужно уделить вакцинопрофилактике, доступности для детей и подростков качественных лекарственных препаратов и ранней диагностике у них  туберкулеза, онкологических и иных опасных заболеваний. На эти цели также нужно направлять необходимые  средства.

     Третий  и весьма принципиальный вопрос - поддержка молодых и многодетных семей. Одна из самых острых проблем (она остается таковой) - это жилье. С 8-го года законом разрешено использовать «материнский капитал» на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов, договоры по которым заключены по 31 декабря 2010 года включительно, то есть не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. Этим уже воспользовались почти 250 тысяч наших граждан. Ну а рынок жилья получил дополнительный стимул к развитию, что немаловажно в посткризисный период. Считаю, что со следующего года нужно сделать эту норму постоянно действующей.

     Четвертое. По мнению экспертов, главный путь преодоления  демографического кризиса - это радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми. Не так давно я видел в Интернете любопытную информацию о проведении в Алтайском крае интересной социальной рекламы. Простая идея, но, на мой взгляд, весьма симпатичная, - рассказать, кто из наших знаменитостей, составляющих славу России граждан, был третьим ребенком в семье. Среди них Николай Некрасов, Антон Чехов, Юрий Гагарин, Анна Ахматова. Без этих великих людей, без их творчества и свершений мир был бы другим, человечество обеднело бы нравственно и культурно.

     Поэтому я считаю, что для многодетных  семей должен быть создан режим наибольшего  благоприятствования. В некоторых  регионах, например, насколько я  знаю, в Ивановской области, при рождении третьего ребенка решили бесплатно  выделять земельный участок под  строительство жилого дома или дачи. Это очень правильная мера и пример в то же время для других территорий.

     Считаю  целесообразным сделать эту практику повсеместной. Поручаю Правительству  совместно с регионами проработать  порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство  жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка. Такая  норма, конечно, может вводиться  поэтапно, с учетом специфики территорий.

     В регионах могут применяться и  другие формы поддержки многодетных  семей. Так, в Ульяновской области  молодым семьям при рождении третьего и последующих детей выдается сертификат на 100 тыс. рублей. Предлагаю  руководителям всех субъектов Федерации  подумать и о региональном «материнском капитале». Мера, безусловно, затратная, зависит от состояния дел конкретной территории, но результаты того стоят.

     Пятое. Для семей с тремя и более  несовершеннолетними детьми надо ввести дополнительные налоговые преференции, в частности, увеличить размер налогового вычета до 3 тыс. рублей в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего. Поручаю Правительству дать соответствующие  предложения, а также подготовить  меры по увеличению налоговых вычетов  для всех семей с детьми, отменив  при этом так называемые стандартные  вычеты. Они для абсолютного большинства  наших граждан приобрели уже  просто символический характер.

     Шестое. Сегодня многие фонды, средства массовой информации организуют прямой сбор средств  для детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Есть и бизнесмены, которые без  всякой саморекламы, что, может быть, особенно важно, поддерживают дома ребенка, интернаты, вкладывают деньги в детский  спорт и досуг. Чтобы поддержать такие инициативы, мы уже не первый год совершенствуем законодательство о благотворительной деятельности, однако проблемы в этой сфере остаются. К примеру, повторная благотворительная помощь ребенку, даже тяжелобольному, включается в налогооблагаемую базу родителей. Это несправедливо.

     Средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций, должны быть полностью исключены из налогооблагаемого  дохода. Я рассчитываю, что Государственная  Дума примет соответствующий закон  в короткие сроки. Судя по аплодисментам, это так и будет.

     Седьмое. Очень болезненный для молодых  семей вопрос - вопрос о детских садах, о местах в детских садах. Куда бы я ни приезжал, где бы я ни был, практически всегда во время встреч с людьми мне задают этот вопрос. На начало года в очереди в детские сады стояло 1 миллион 684 тысячи детей. В эту очередь записываются зачастую, по сути, до рождения ребенка. И именно из-за нехватки детских садов молодые семьи часто откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком.

Информация о работе Реализация государственной демографической политики в регионе