Российская Федерация - демократическое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:38, реферат

Описание работы

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия – это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….. 3
Демократическое Государство…………………………………………………………. 4
Понятие демократического государства, признаки…………………. 4
Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного…………………………………………………………………... 5
Российская Федерация – демократическое государство…………………………….. 9
Российское Федеративное Государство с республиканской формой правления………………………………………………………………………. 10
Демократия в Российской Федерации: особенности, проблемы и пути решения………………………………………………………………………… 12
Заключение…………………………………………………………………………………… 25
Приложения………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат КПРФ.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

    2) субъекты Российской Федерации  равноправны

    3) государственная целостность 

    4) единство системы государственной  власти.

    5) разграничение предметов  ведения  и полномочий  между органами  государственной власти Российской  Федерации к органами государственной власти субъектов Федерации.

    6) равноправие и самоопределение  народов 

    Существуют  две основные формы республики: президентская  и парламентарная, а также их смешанные  формы. Президентская республика характеризуется  следующими основными чертами:

    1) президент избирается всем народом  на прямых выборах, независимо  от парламента;

    2) президент по своему усмотрению  назначает и отправляет в отставку  министров, для этого не требуется  согласия парламента;

    3) президент юридически и фактически руководит правительством (даже при наличии номинальной должности премьер-министра);

    4) правительство не несет ответственности  перед парламентом, парламент  не может выразить правительству  вотум недоверия. 

    Полупрезидентская республика:

    1) Президент назначает и увольняет министров, часть из которых подчиняются непосредственно президенту;

    2) Президент издает указы по  широкому кругу вопросов, а также  обладает правом вето в отношении  принятых парламентом законов;

    3) главой правительства является  премьер-министр;

    4) ответственность правительства  перед парламентом, парламент  может вынести правительству  вотум недоверия, но процедура  его принятия усложнена по  сравнению с парламентарной республикой;

    5) при выражении вотума недоверия  правительству президент может  отправить его в отставку или распустить парламент.

    Российская  Федерация существует в форме  полупрезидентской республики, что  выражается в нескольких признаках:

    1) верховную государственную власть  в России осуществляют Президент  РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ);

    2) выборность высших органов государственной  власти. Президент РФ и Государственная  Дума избираются населением Российской  Федерации. Невозможность какого-либо  наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81);

    3) Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

    4) Правительство РФ ответственно  перед Президентом РФ, а также  перед Государственной Думой,  которая может выразить ему  вотум недоверия, который может  не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу3. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Демократия в Российской  Федерации: особенности,  проблемы и пути  решения

     Политическая  система современной России базируется на Конституции 1993 года. В Конституции РФ указан следующий политический режим - демократический, но, к сожалению, в настоящее время политическая система России во многом не отвечает критериям демократического политического режима, некоторыми из важнейших являются: репрезентативность власти, ответственность властных структур перед обществом, наличие работающей общественной структуры, которая контролирует власть. Некоторые политические аналитики дают характеристику политической системе России, используя термины “авторитарная демократия”, “режимная система”, указывая, что она возникла в связи со слабостью государства, а так же незрелостью основной массы гражданского общества.

     В современной России имеются и  демократические, и недемократические методы осуществления власти, что дает возможность говорить о двойственности политического режима. Ю. Красин, известный российский политолог, в своей работе пишет о том, что политическая система современной России представляет собой «неоднородный симбиоз демократии и авторитаризма, который ограничивает возможности развития демократии и затрудняет политическое самоопределение всей страны»4.

     Будет довольно странно не заметить, что  данный режим не может быть описан только с помощью двух характеристик, упомянутых выше: авторитаризм и демократия. А. Яковлев, один из многочисленных реформаторов времен перестроечной волны, считал, что Россия “находится в состоянии противоборства двух основных тенденций – либерализма и авторитаризма, которые определяют будущее России”5, и говорил, что это и является главной проблемой.

     Появление политического режима, в котором  интересы общества не совпадают с  интересами государства, считается  одной из основных особенностей современного развития режима в России. Можно  сказать, что общественная власть не располагает эффективной политической структурой на данном этапе развития. Политологи данный вид политического режима именуют “гибридным” или же “переходным”. Почему? Ответ очевиден: Российская политическая система, обладая признаками демократии, пока не является демократической.

     Гибридный режим характеризуется переплетением  принципов жизнедеятельности, которые  исключают друг друга. Известный  российский  политолог, Лидия Шевцова, пишет, что, с одной стороны, мы лицезреем  персонификацию и неразделенность власти, которую она ассоциирует с исторически сложившейся «русской системой». С иной стороны, персонифицированная власть зиждется и легитимируется демократическим методом, в связи с тем, что все остальные способы ее легитимации явились исторически исчерпанными. Такой вид власти, который разрывается изнутри противоречащими началами, пишет Лидия Шевцова, генетически нестабилен и в целях выживания должен циклически спирализировать из одного режима в другой, не изменяя при этом свою сущность. Так же неразвитые демократические институты в России отчаянно ведут к разочарованию в них и появлению в обществе определенного рвения к «сильной руке» и к вере в то, что авторитарный лидер гарантирует стабильность и порядок6.

     Упорядочение  государства, которое выступает угрозой гибридному режиму, связано с уровнем институционализирования политической системы. В современной России политическая интеграция происходила на режимном уровне, а не на уровне политической системы, что является довольно грубой ошибкой. Режим действует зависимо от личных связей, так же от покровительства, попыток сохранения своей автономии, в то время как конституционные нормы, законы, судебные прецеденты выступают регулятором политической системы. Именно поэтому создание политических институтов не сопровождалось институционализацией политических процессов.

     Исследователи считают, что корнями современного политического режима в России является “патернализм”, то есть особенности  российской политической культуры. Консерватизм каждой крепко установившейся системы настолько большой, что его преодоление представляется крайне сложным процессом, поэтому результат борьбы никому не может быть известен. В. Гуторов, знаменательный отечественный политолог, считал, что “трагедия трех сфер жизни современной России, прежде всего, состоит в том, что, декларативно расставшись с системой коммунизма, страна на данный период времени не способна ни избавиться от традиций своего недавнего прошлого, ни завести новых”7. Так же, А.Соловьев, российский политолог,  разделяет данное мнение и говорит, что “Россия, демонстрирует приверженность «сквозной» логике властвования, в следствие чего на смену коротким периодам “оттепелей”, “перестроек”, а так же “демократизаций” неизменно приходит возврат к модели авторитаризма»8.

     Общество  и власть в современной России идеологически идут в разных направлениях. Данное расхождение является результатом  влияния опыта жизни в имперском, а так же в постимперском политическом пространстве, то есть сложилось в  процессе исторического развития. История России является свидетельством о том, что формирование государственности из разнородных в политическом, культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевает доминирование в политической культуре точки зрения на единство государства как на усиление вертикали власти. Стоит заметить, что только при подобной структуре верховная власть располагала доминирующим положением без вторжения в сферу региональной, экономической, культурной, а так же правовой специфики. Следует отметить негативное отношение общества к навязыванию идеологии, что оказалось следствием коммунистического правления. По мнению Н.Шестова, исследователя политических аспектов Российского государства, в приведенном контексте современный политический режим в России «противопоставлен коммунизму постольку, поскольку либерально-демократичен»9.

     Примерно  до середины 90-х годов движение страны в направлении представительной демократии являлось доминирующей тенденцией. Явными проявлениями данной политики явились: довольно высокая активность граждан в сфере политики, образование легальной оппозиции, децентрализация власти, формирование системы выборов. Но, О.Смолин говорил, что данные достоинства вылились в противоположность, то есть демократизм – в популизм; антибюрократизм – в непрофессионализм,  а децентрализация – в “парад суверенитетов”10.

     Достаточно  важным и рискованным шагом на пути к становлению демократии оказался переход к выборной системе формирования власти. Свободные выборы, альтернативные, не потеряли потенциал для превращения  российской демократии из, так сказать, режимной в реальную, существующую. Важнейший ресурс режимной системы - голоса избирателей. Как мы знаем, в современной России, на сегодняшний день, ни один политик не может состояться на политической арене, завоевать определенную власть без получения и использования голосов, которые являются необходимым ресурсом. Но если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, то им бы, естественно, воспользовались.

     В ногу со временем, современная политическая практика создает институты, формально  являющиеся демократическими, но, что является особенностью, не несут никакой ответственности перед обществом. Поэтому политические партии, как правило, осуществляют связи с элитой и мобилизуют как идеологические, так и политические ресурсы на борьбу между элитами. Рыночные законы превалируют в развитии экономики России, потому что  отсутствует эффективно функционирующая рыночная система. Исходя из этого, предприниматели стараются задействовать действующие законы и нормы для обретения независимости от бюрократии с целью защиты своих личных, а так же имущественных прав. Следовательно, средний класс по мере прогрессирования аналогично будет стараться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в законодательной системе. Вследствие укрепления законности, режимная система градуально отступает, уступая место демократическому политическому режиму. Для его становления необходимо некоторые условия, такие как: завершение противостояния оппонентов добровольным принятием сторонами норм демократии  и ценностей и согласием институционализировать субъективные интересы в рамках новой политической системы. Наряду с этим, демократические институты, такие как: парламент, суды, местное самоуправление, остаются независимофункционирующими и фактически предстают базисом перехода к режиму демократии.

     Е. Шестопал, одаренный политический психолог, уверяет в том, что “демократические ценности усваиваются россиянами именно в той степени, в которой они  соответствуют нашей, русской культуре. То есть ценности, которые нам приемлемы, принимаются, а “чуждые”, ненужные нами отбрасываются. Имеет место своего рода естественный отбор составных частей демократии, которые предлагаются властями населению. … Мы на сегодняшний день лицезреем довольно серьезный авторитарный запрос со стороны населения…”11

Информация о работе Российская Федерация - демократическое государство