Схема нормативной базы по управлению авиапредприятием и аэропортом, ориентация авиапредприятия на потребителей и пользователей воздушны

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:11, реферат

Описание работы

Гражданская авиация является одной из ведущих отраслей экономики Российской Федерации. Развитие гражданской авиации непосредственно связано со стратегическими интересами государства, в связи с чем она нуждается в государственном регулировании. Еще до распада Союза ССР и упразднения Министерства авиации СССР встал вопрос о приведении действовавшего тогда законодательства в соответствие с нарождающимися в советской экономике рыночными отношениями. Подавляющее большинство статей Воздушного кодекса СССР от 11 мая 1983 г. и иных соответствующих нормативных правовых актов было рассчитано на применение в условиях жесткой административной системы управления гражданской авиацией, а затем полностью перестало соответствовать тем изменениям, которые происходили в стране в связи с начавшейся перестройкой.

Содержание

1. Введение
2. Общие сведения о системе менеджмента качества
2.1 Схема нормативной базы по управлению авиаперевозками
2.2 Схема нормативной базы по управлению грузовыми авиаперевозками
2.3 Схема нормативной базы по перевозке опасных грузов
2.4 Схема нормативной базы по управлению аэропортами
2.5 Управление аэропортами в РФ
2.6 Безопасность
2.7 Политика в области качества
2.8 Требования законодательства по системам качества
3.Сервис в аэропортах и на борту - на качественно новый уровень
3.1 Стандарты качества обслуживания в аэропорту
4. Заключение

Работа содержит 1 файл

Костылев Менеджмент.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

«МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 
ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа на тему: 

«Схема нормативной базы по управлению авиапредприятием и аэропортом, ориентация авиапредприятия на потребителей и пользователей воздушным транспортом» 
 
 
 
 

    Выполнил: студент 383 уч.гр.

    Костылев А.П.

    Проверил: Сытых Е.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Санкт-Петербург 

    2011 

    Оглавление 

    1. Введение

    2. Общие сведения  о системе менеджмента качества

    2.1 Схема нормативной  базы по управлению  авиаперевозками

    2.2 Схема нормативной базы по управлению грузовыми авиаперевозками

    2.3 Схема нормативной базы по перевозке опасных грузов

    2.4 Схема нормативной базы по управлению аэропортами

      2.5 Управление аэропортами в РФ

    2.6 Безопасность

    2.7 Политика в области качества

    2.8 Требования законодательства по системам качества

    3.Сервис  в аэропортах и  на борту - на  качественно новый  уровень

    3.1 Стандарты качества обслуживания в аэропорту

    4. Заключение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Введение 

    Гражданская авиация является одной из ведущих  отраслей экономики Российской Федерации. Развитие гражданской авиации непосредственно  связано со стратегическими интересами государства, в связи с чем  она нуждается в государственном регулировании. Еще до распада Союза ССР и упразднения Министерства авиации СССР встал вопрос о приведении действовавшего тогда законодательства в соответствие с нарождающимися в советской экономике рыночными отношениями. Подавляющее большинство статей Воздушного кодекса СССР от 11 мая 1983 г. и иных соответствующих нормативных правовых актов было рассчитано на применение в условиях жесткой административной системы управления гражданской авиацией, а затем полностью перестало соответствовать тем изменениям, которые происходили в стране в связи с начавшейся перестройкой.

    Гражданская авиация в условиях глобализации мировой экономики становится важным элементом интеграции России в современную  систему международных экономических  связей. Авиация имеет особое значение для решения социально-экономических задач и повышения качества жизни населения. Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы в наибольшей мере по сравнению с другими видами транспорта изменили условия работы и характер спроса на транспортные услуги воздушного транспорта. В новых исторических условиях стал актуальным вопрос о необходимости существенного обновления нормативной правовой базы в сфере гражданской авиации, что и было сделано затем путем принятия ряда актов, значительно обновивших законодательство РФ в области гражданской авиации.

    В первое десятилетие реформ на воздушном  транспорте были проведены базовые  структурные и институциональные  преобразования. Созданы основы правовой базы воздушного транспорта, отвечающей рыночным условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана адекватная система государственного регулирования транспортной деятельности.

    Государственное регулирование является стержнем политики государства в стимулировании развития гражданской авиации и обеспечении безопасности полетов воздушных судов.  А четкая и слаженная работа предприятий воздушного транспорта  не возможна без надлежащей нормативно-правовой базы. Основные направления  регулирования:

  • разработка свода авиационных правил, определяющих требования к деятельности авиакомпаний, аэропортов, других предприятий указанной сферы и персонала гражданской авиации;
  • проведение сертификации всех юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с безопасностью полетов;
  • лицензирование деятельности и инспектирование всех авиаперевозчиков, действующих на территории Российской Федерации, с учетом способности обеспечения процесса перевозок, обязательного страхования и выполнения обязательств, вытекающих из Чикагской конвенции о Международной гражданской авиации, других международных договоров Российской Федерации;
  • государственный надзор за безопасностью полетов и соблюдением авиационных правил на территории Российской Федерации.

    Итак, государственное регулирование  является стержнем политики государства  в стимулировании развития гражданской  авиации и обеспечении безопасности полетов воздушных судов.  А четкая и слаженная работа предприятий воздушного транспорта  не возможна без надлежащей нормативно-правовой базы.

    Совершенствование нормативно-правовой базы развития гражданской  авиации является приоритетной задачей. Необходимо в кратчайшие сроки завершить  построение системы государственного регулирования гражданской авиации, закончить разработку комплекса нормативно-правовых актов, предусмотренных «Воздушным кодексом» Российской Федерации еще в 1997 г. Нельзя мириться с ситуацией, когда около 30 % документов, предусмотренных Федеральным законом не принято с 1997 г., когда до недавнего времени действовали Наставления по производству полетов в гражданской авиации (НПП ГА-85) и действует Наставление по организации перевозок (НОП ГА-83), введенные в действие еще при Советском Союзе. А Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, заменившие НПП ГА-85 и  НШС ГА-86, полностью так и не вступили в действие, ведь пункты пункты 2.18.14 и 4.6 вступают в силу с 1 января 2011 г.; пункты 4.20, 5.75, 5.76 и 5.78 вступают в силу с 1 января 2012 г. Следовательно, одной из  основных задач является актуализация и приведение в соответствие с новыми принципами регулирования устаревших документов.

    После принятия Воздушного кодекса Российской Федерации федеральными государственными органами законодательной и исполнительной власти приняты важнейшие правовые документы в области гражданской авиации. В 1998 году принят Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации", введены в действие 21 постановление и 16 распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской авиации. Правительством была утверждена Концепция реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации, приняты постановления "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации" (от 24.01.98 № 85), "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (от 27.03.98 № 360), "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации" (от 18.06.98 № 609) и ряд других. 
        В мае 1997 года было принято постановление коллегии Федеральной авиационной службы России "О мерах по созданию нормативно-правовой базы деятельности гражданской авиации в связи с принятием Федерального закона "Воздушный кодекс Российской Федерации". 
Было определено, что ключевой задачей для ГА в области нормотворчества, актуальной и сегодня, является развитие положений Воздушного кодекса. Фактически заново формируется система правового регулирования деятельности гражданской авиации. Наибольшее количество проблем накопилось в области разработки такого важного вида нормативно-правовых актов, как федеральные авиационные правила (ФАП), которые являются важнейшими структурными элементами воздушного законодательства. 
         Не разработана научно обоснованная структура федеральных авиационных правил, не приняты такие основополагающие федеральные авиационные правила, как "Термины и определения" и "Процедуры разработки федеральных авиационных правил", без которых крайне затруднена целенаправленная работа по выстраиванию системы воздушного законодательства. Причиной этого является определенное несовершенство в формировании и разработке Плана научно-исследовательских работ в области создания законодательной базы по обеспечению устойчивой работы воздушного транспорта. Законодательно-правовое управление должно играть более активную роль в этом вопросе. Ощущается недостаток материальных ресурсов. Разработка серьезного законодательства требует значительных материальных затрат. Ведомственные нормативные акты - приказы и распоряжения - нельзя в полной мере признать основой правового регулирования деятельности в области гражданской авиации. Из общего количества (более 1300) изданных в 1997- 1999 годах приказов и распоряжений ФСВТ (ФАС) России лишь 30% составляют приказы и распоряжения по сертификации, лицензированию и регистрации, являющиеся главным инструментом государственного регулирования. 
          Важной основой нормативно-правовой базы гражданской авиации являются нормы международного права. Предстоит большая работа по совершенствованию международно-правовой основы деятельности гражданской авиации в части разработки предложений по внесению изменений и дополнений в национальное законодательство, комментариев по применению в национальной практике ратифицированных международно-правовых актов и так далее. 

    Российские  Организации воздушного транспорта, независимо от размера и сферы  деятельности, постоянно сталкиваются с необходимостью решения бизнес - задач, связанных с рентабельностью, качеством управления, продукции и услуг, усовершенствованием технологий, достижением устойчивого развития. Число Организаций, внедривших системы менеджмента, стремительно растет с каждым годом. При этом если несколько лет назад сертификаты соответствия международным стандартам серий ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18001:2007 можно было встретить исключительно у предприятий-гигантов, то сейчас сертификация все активнее затрагивает  и малые предприятия.

    Сегодня  с возросшим интересом к сертификации по стандартам каждый понимает, что  наличие у предприятия сертификата  серии ISO,  OHSAS 18001:2007, - не дань моде и  не отличительная черта отдельно взятой группы предприятий, это жизненная необходимость, фундамент бизнеса и залог  его успешного развития. Для того  чтобы предприятие результативно работало должна быть внедрена и сертифицирована система менеджмента качества.

    2. Общие сведения  о системе менеджмента  качества

 

    Система менеджмента качества (СМК)  — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства предприятием применительно к качеству.

    Приведение  системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ИСО 9000 позволяет предприятию  встать на путь усовершенствования, повышая тем самым конкурентоспособность своей продукции или услуг. Принятие решения о разработке и внедрении системы менеджмента качества должно быть стратегическим решением предприятия.

    Преимущества  внедрения системы менеджмента  качества (СМК):

  •    усовершенствование системы управления и повышение ее эффективности;
  •    сокращение расходов на управление;
  •    оптимизация документооборота предприятия;
  •    повышение качества продукции и работ (услуг);
  •    удовлетворение требований поставщиков;
  •    усиление ответственности и дисциплинированности сотрудников предприятия;
  •    создание базы для быстрого и эффективного внедрения других систем менеджмента;
  •    получение конкурентных преимуществ при участии в тендерах.

    Система менеджмента качества (СМК) — это  система, обеспечивающая эффективную  работу предприятия, в том числе  и в области управления качеством  выпускаемой продукции. Наиболее эффективными при создании СМК считаются требования, зафиксированные в международных стандартах ISO серии 9000. Необходимо отметить, что эффективную СМК можно создать и, не ориентируясь на стандарты ISO серии 9000. Однако для того чтобы сертифицировать эту систему, то есть получить документ, свидетельствующий о том, что процессы, осуществляемые в организации, эффективны и направлены на постоянное улучшение качества продукции (услуг), система должна соответствовать требованиям стандарта ISO 9001-2000. Поэтому процесс создания СМК мы будем рассматривать с точки зрения требований ISO 9001.

    Для того чтобы построить систему  менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9001, в компании должны быть созданы следующие элементы СМК:

  •    документ, в котором необходимо сформулировать цели и задачи СМК, а также принципы их достижения («политика в области качества»);
  •    соответствующая «Политике в области качества» система взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;
  •    нормативные документы, описывающие и регулирующие бизнес-процессы деятельности в рамках СМК;
  •    эффективный механизм реализации требований, регламентированных нормативной базой;
  •    подготовленный персонал организации.

    При формировании всех этих элементов должны учитываться основные принципы менеджмента  качества, которые я рассмотрю  позже. Рассмотрим процесс построения СМК поэтапно.

    2.1 Схема нормативной  базы по управлению  авиаперевозками

    1. Документы международных организаций:

  •    Приложение 9 к Конвенции о международной гражданской авиации. «Упрощение формальностей»;
  •    Приложение 18 к Конвенции о международной гражданской авиации. «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»;
  •    «Технические Инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (ИКАО);
  •    Общие условия перевозок (пассажиры и багаж) (документ ИАТА);
 

    2. Документы РФ:

  •    Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 40 «Перевозка»;
  •    Воздушный кодекс Российской Федерации;
  •    Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
  •    Постановления Правительства Российской Федерации:
    • Об утверждении Положения Министерства транспорта Российской Федерации;
    • Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта;
    • Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
  •    Федеральные авиационные правила:
    • «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов  
      и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года №82;
    • «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты». Приказ Минтранса Российской Федерации от 23 июня 2003 года №150;
    • «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утверждены и введены в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24 апреля 2000 года N 98);
    • «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 31 июля 2009 г. N 128;

Информация о работе Схема нормативной базы по управлению авиапредприятием и аэропортом, ориентация авиапредприятия на потребителей и пользователей воздушны