Структура, функции и типы политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Понятие политической системы общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2. Функции политической системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

3. Основные структурные элементы политической системы. . . . .11

4. Роль средств массовой информации и церкви в политике. .. . . 16

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Список литературы . .

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. 

  

Являясь самостоятельным  организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно  говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные  способности:  

1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);  

2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых  для своего функционирования  экономических и других ресурсов;  

3) дистрибутивная  – способность распределять и  перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее; 

4) реагирующая,  связанная с необходимостью постоянно  отвечать на требования социальной  среды, адаптироваться к ее  изменениям[5]. П.Шарон вполне обоснованно  добавляет еще пятую, не менее  существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость. 

Способности реализуются  в функциях политической системы, или  иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма. 

Функциональный  подход в анализе политической системы  включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации[6]. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов. 

Функции политической системы, обращенные в большей степени  к другим подсистемам общества: 

Первое. Обеспечение  политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного  общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе. 

Политической  системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов. 

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики. 

Второе. Политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных  социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от  типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации. 

Такая особенность  объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в  идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации  массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам. 

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма. 

Третье. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации пос­редством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения[7]. 

Четвертое. Одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых  политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.). 

Пятое – защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.             

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания  и целедостижения, обеспечивает порядок  в обществе, держит под контролем  процессы социальной напряженности  в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей. 

Переход на следующий  – внутренний уровень функционального  анализа системы – представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним     Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразова­тельных действиях, которые осуществляют институты на «входе» и «выходе» системы:  

а) артикуляция  и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения  и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;  

б) нормотворчество (выработка норм и правил); 

 в) применение  норм и правил; 

 г) контроль  за соблюдением  норм и правил; 

 д) политическая  коммуникация.  

Три  последние  функции – сфера деятельности институтов государственной власти. Функция «д» в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями. 

Что касается функционального  уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности: 

а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;  

б) по осуществлению  политической социализации, т. е. процесса внедрения полити­ческой культуры в сознание и поведение индивидов  и масс. 
 

3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. 

  

Набор функций  политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В  зависимости от выполняемых функций  и ролей можно вычленить следующие  элементы: 

1. Политическое  сообщество людей, включающее  большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти. 

2. Совокупность  политических институтов и организаций,  составляющих структуры системы:  государство, все ступени правления  от высших органов власти до  местных, политические партии, общественно-политические  и неполитические организации, пре­следующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие). 

3. Нормативная  подсистема: политические, правовые  и моральные нормы, традиции, обычаи  и другие регуляторы политического  поведения и деятельности. 

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности. 

5. Политическая  культура и коммуникативная подсистема (средства информации). 

Итак, к числу  элементов политической системы  относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизне­деятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности. 

Некоторые зарубежные политологи считают «основными элементами»  политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между  властью и обществом. При таком  подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика. 

Политические  институты – один из основных элементов  политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место  в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены  свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации. 

Поскольку существование  и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идео­логических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом. 

Ядро политической системы – государство. Государство  выступает орудием политического  господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами»[8]. 

Государство –  многофункциональный институт. Это  относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления. 

Являясь институциональным  механизмом выражения всеобщих интересов  или же интересов господствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества. 

Информация о работе Структура, функции и типы политической системы