Борьба с птицами в районе аэродрома

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:03, реферат

Описание работы

На аэродромах для воздушных судов представляют опасность птицы, характерные для открытых пространств, особенно если они крупные и стайные: чайки, голуби, вороновые, скворцы, иногда утки, куропатки и чибисы.
Как известно, более 30% столкновений приходится на двигатели – самую уязвимую часть у реактивных самолетов.

Содержание

1. Введение……………………………….………………………………..3
2. Проблемы………………………………………………………….……4
3. Методы по борьбе с птицами в районе аэродрома……………….….6
• Шипы………….…………………………………………………7
• Проволока.………………………………………………...…….7
• Птичий клей………………...……………….………..…………8
• Сетка………………….………………………………………….8
• Подвижные конструкции…………………….…………………8
• Защитные обручи………………………………..………………9
4. Методы, вызывающие дискомфорт…………………………………...9
5. Методы, имитирующие появление хищника……………….…..…...11
• Чучело совы…………………………..…………………...…....11
• Силуэты хищных птиц…………………………….…………...11
• Подвижные имитации хищника………….………….………...11
6. Акустические средства отпугивания птиц………………….……….14
7. Методы наблюдения за птицами……………………………………16
8. Заключение……………………………………………………………19
9. Список используемой литературы…………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Контрольная по биологической повреждаемости , НТ.docx

— 461.21 Кб (Скачать)

Силуэты хищных птиц

Для защиты больших стекол (теплиц, окон, оранжерей и т. д.) от птиц, на них наклеивают силуэты хищников. Такой силуэт наилучшим образом  оповещает птиц о преграде и предотвращает  столкновение их со стеклами. Преимущества этого средства в его дешевизне  и эстетической привлекательности. Недостатки такие же, как у любого статичного чучела. Птицы быстро привыкают к нему и перестают реагировать.

Подвижные имитации хищника

Существенно снизить привыкание птиц к модели хищника и таким  образом повысить эффективность  может подвижность чучела. Предлагается много способов создания иллюзии движения, а также различные механизмы, приводящие чучело в движение. К первым можно отнести изображения модели хищника в различных фазах его движения, которое при вращении конструкции создает стробоскопический эффект в результате которого возникает иллюзия движения хищника (патент UK 1576452). Конструкция по замыслу авторов приводится в движение действием ветра. К сожалению, эффективность этой модели (как и многих других) неизвестна, так как специальных исследований в этом направлении не проводилось. Однако, учитывая остроту зрения птиц и неподвижность самой модели в пространстве, можно предположить, что обманывать такой анимацией птиц долго нельзя.

Более эффективными должны быть подвижные модели хищника. Еще  в опытах основоположника этологии – науки о поведении животных – Конрада Лоренца, было показано, что птицы (гусята) реагируют как  на хищника даже на очень грубую модель, подобную изображенной на картинке, если она движется вправо, и не реагируют, если движется в противоположном  направлении (напоминает летящего гуся).

Подвижные модели хищника  используются в ряде устройств отпугивания  птиц. В некоторых из них модель движется взад-вперед по натянутой  между стойками струне. Движение модели осуществляется специальным приводом, а разворот в направление движения – эффектом флюгера (патент UK №2 124 065 А).

В другом устройстве вместо стоек используются растяжки, поддерживаемые наполненными легким газом шарами, а движение птицы происходит по наклонному тросу под действием силы тяжести. В исходное положение чучело подтягивается  специальной лебедкой с электроприводом (патент SU 1248583 A1).

Существует подвижная  модель, в которой чучело хищной птицы движется по кольцевой траектории (патент SU №709047). На отдельных участках пути чучело движется ускоренно по наклонному тросу, на других – равномерно под действием электропривода. Устройство снабжено звуковой грушей, издающей звуки, имитирующие крики хищной птицы.

Вместо чучела или модели хищной птицы в некоторых устройствах  используется макет охотника, поднимающего ружье. Подъем ружья сопровождается звуками, имитирующими выстрел.

В некоторых случаях  желаемый эффект отпугивания может  быть достигнут звуковыми имитациями криков бедствия, тревоги, голоса хищников или выстрелов. Для звуковых имитаций используют специальные акустические установки, работающие либо в автономном режиме (сигналы подаются в определенном ритме), либо в ответ на появление  птиц. В последнем случае устройство снабжают инфракрасным датчиком движения, который реагирует на появление  птиц включением прибора.

Эффективность подвижных  моделей, существенно зависит от следующих обстоятельств. Во-первых, важно максимально исключить  стереотипные действия модели. Повторение одного и того же сигнала, постоянный ритм движения приводят к быстрому привыканию птиц и, следовательно, потере реакции. Так, по отзывам авторов, модель совы с мигающими глазами, издающая крики и призванная отгонять скворцов от линий электропередачи в Англии, через некоторое время после  установки вызывала больше паники у  местного населения, чем у птиц, которые  быстро привыкли к чучелу и не обращали на него внимания. Модель должна демонстрироваться  либо через случайные интервалы  времени, либо, что еще лучше, в  ответ на появление птиц. В последнем  случае используются датчики движения.

Во вторых, движение модели должно быть достаточно быстрым, чтобы  птицы не сразу заметили подделку. Учитывая большую остроту зрения у птиц, наши глазомерные оценки приемлемой скорости движения модели могут быть сильно занижены.

Акустические средства отпугивания  птиц

 

В некоторых случаях эффективным  средством отпугивания птиц может  быть трансляция криков хищника или  криков бедствия. Для этого применяются  специальные установки, воспроизводящие  либо голос хищника (ястреба, сокола, орла или совы), либо крики бедствия птиц (скворцов, чаек, ворон). Эффективность  таких устройств зависит от многих факторов (качества воспроизводимых  сигналов, их разнообразия, периодов трансляции и т.д.). Хорошо зарекомендовали себя акустические устройства для отпугивания птиц от взлетно-посадочных полос на аэродромах, где применяются мощные передвижные излучатели. Для более локальных целей применяются акустические устройства, снабженные датчиками движения.

Методы пестконтроля птиц стоят особняком среди прочих методов борьбы с вредителями. Специфика  птиц не позволяет применять методы полного уничтожения, применимые на ограниченных территориях к грызунам и насекомым. Птицы, в силу их большой  подвижности быстро восстанавливают  первоначальную численность, а иногда и превышают ее. Следует помнить, что попытки глобального уничтожения  какого-либо вида приводят к непредсказуемым  и всегда неблагоприятным последствиям.

Прежде чем пытаться избавиться от птиц, необходимо уяснить  следующее: чем мешают нам птицы, т.е. каковы цели пестконтроля в каждом конкретном случае.

Среди возможных неудобств, причиняемых нам птицами, могут  быть:

    • болезни, передаваемые птицами (орнитозы и проч.);
    • порча продуктов питания;
    • нарушения внешнего вида и повреждения строений и транспорта;
    • помехи в работе различных служб (аэропорты, линии электропередачи);
    • ущерб урожаю;
    • нарушения баланса экосистем.

Основной путь пестконтроля птиц – это снижение для птиц комфортности обитания на охраняемом объекте. Среди методов достижения этой задачи могут быть следующие:

    • физические (лампы-вспышки, лазерные установки, подвижные блестящие предметы, ультразвук, струи воды) и химические (запаховые репелленты) воздействия, вызывающие дискомфорт у птиц;
    • снижение качества присад (шипы, натянутая проволока, сетка, птичий клей, подвижные конструкции, кожухи на ЛЭП, и т.д.);
    • имитация хищника (чучела хищника, изображения глаз, наклейки силуэтов хищников на стекла, подвижные имитации хищника, чучело охотника, крики бедствия, сигналы появления хищника, выстрелы, крики хищников);
    • использование ручных хищных птиц;
    • снижение качества пищи (протравы);
    • блокировка мест для гнездования (заделывание ниш, формирование крон деревьев);
    • стерилизация яиц.

Создание дискомфортной  среды для птиц в пределах выбранной  территории или объекта неизбежно  приведет к уменьшению численности  или к полному исчезновению птиц и, как следствие, сокращению вреда, причиняемого ими. Следует помнить, однако, что для эффективности  мер решения о применении того или иного комплекса методов должен принимать специалист.

 

 Методы наблюдения за птицами

Используется несколько  основных методов наблюдения за птицами:

    • Аэровизуальные наблюдения
    • Радиолокационные наблюдения
    • Визуальные наблюдения

Рассмотрим коротко каждый из них.

  1. Аэровизуальные наблюдения

Аэровизуальные   наблюдения - один из аэрометодов изучения наземных объектов и явлений, в частности – скопления  птиц. Аэровизуальные   наблюдения выполняются с летательных аппаратов  визуально  (непосредственно или  с помощью биноклей); предназначены  главным образом для обследования труднодоступных районов, ускорения  и облегчения экспедиционных работ  на местности. Аэровизуальные   наблюдения дают возможность изучать объекты  не только в их плановом изображении  с одним заданным уменьшением, как  на аэроснимках или картах, но и  в любом ракурсе и наиболее выгодном масштабе.

При аэровизуальных   наблюдениях  на открытых пространствах различимы  объекты, размеры которых превышают 1:500 от высоты полёта, а контрастные  объекты — даже 1:1000. Для аэровизуальных   наблюдениях применяют преимущественно  вертолёты, сочетая общий обзор  по маршрутам с детальным осмотром объектов. Высота и скорость полёта при аэровизуальных   наблюдениях  определяются задачей работы, природой изучаемых объектов (их угловыми размерами  и оптическими контрастами) и  свойствами наблюдателя (в частности, натренированностью, знанием района и т. д.). Для топографических целей средняя высота полёта устанавливается 200—300 м, скорость 60—80 км/ч.

Результаты аэровизуальных   наблюдений по ходу полёта фиксируются  в виде пометок на маршрутных схемах или материалах аэрофотосъёмки, записей  и зарисовок на движущихся бумажных лентах, звукозаписей на магнитофоне, бортовых фотографий малоформатными камерами, нанесением объектов на карты с помощью  визирных устройств. Аэровизуальные   наблюдения могут иметь как рекогносцировочный характер (например, при выявлении  стай птиц в районе аэродрома), так  и предназначаться для планомерного обследования картографируемой территории при лесотаксационных и геологических  работах, различных инженерных изысканиях и топографических.

2. Радиолокационные наблюдения

Учитывая, что некоторые   птицы  активно мигрируют ночью, для изучения путей их миграции требуются  специальные дистанционные методы  наблюдений (мечение радио и спутниковыми передатчиками, использование  радиолокационных  устройств).

Радиолокационные наблюдения проводятся посредством использования  радиолокационных средств. Этот метод  позволяет наблюдать за птицами  и ночью, и в облачную погоду.

Большие стаи птиц на экране радиолокатора отображаются в виде крупных, быстро перемещающихся светлых  пятен. Диспетчер должен своевременно доложить экипажам воздушных судов  о появлении таких засветок и  указать высоты их полетов.

Существует еще и способ мечения птиц специальными кольцами.

При его использовании  отлавливают несколько особей из стации, окольцовывают лапы специальными передатчиками, по сигналам которых  потом можно выяснить, куда перемещается стая.

 

    1. Визуальные наблюдения

Визуальные наблюдения проводит местная орнитологическая служба когда  это позволяют метеорологические  условия. По данным, накопленным за несколько лет наблюдений, можно  уже заранее предугадать, в какие  времена года и суток и по каким  маршрутам перемещаются птицы (питаются, зимуют, ищут ночлег).

При этом не перестают проводиться  ежедневные наблюдения с последующим  занесением результатов в специальные  таблицы.

Однако этот метод является ненадежным, так как зависит от погодных условий.

 

Заключение

Птицы быстро привыкают к  шуму, создаваемому воздушными судами, и перестают обращать на него внимание. Эта способность привыкания порождает  следующую проблему: пернатые не боятся самолетов и вертолетов и летают в непосредственной близости возле  них. В конечном итоге это может  привести к катастрофе.

Широко известны случаи, когда птицы попадали в турбины. Ломались лопасти, и нарушался механизм работы двигателей. Кроме того, столкновение воздушного судна с птицей в полете чревато поломкой стекла кабины пилотов и дальнейшей разгерметизацией.

Все эти опасности заставляют задуматься о методах изгнания птиц с районов аэродрома. Однако те, что  сейчас применяются во многих аэропортах мира (ультразвуковые и шумовые установки) действуют довольно короткий промежуток времени, опять-таки из-за способности  птиц к привыкаю. ИКАО объявило денежное вознаграждение тому, кто изобретет  эффективный метод борьбы с пернатыми.

Пока же, помимо шумовых  и прочих установок, используются сетки  и силки, проволока и подвижные  конструкции, а также хищные птицы (соколы, ястребы).

В районе аэродрома традиционно  наблюдается большое скопление  птиц. Этому способствует открытое пространство (издалека видны хищники, угрожающие птицам), наличие травы  и низкорослых деревьев и кустарников.

В будущем наверняка появятся более  усовершенствованные методы борьбы с птицами, и отпадет надобность их уничтожения.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. А. М. Баранов, С. В. Салонин, «Авиационная метеорология», 1981 г.
  2. Раздел из НАМС-86 «Метеорологическое обеспечение полетов и перелетов»
  3. В.Д. ИЛЬИЧЕВ «Авиационная орнитология»
  4. В. Д. Ильичев «Экологические аспекты защиты от биоповреждений,                                     

      вызываемых  птицами»

  1. В. Э. Якоби   «Обнаружение птиц на пути самолетов - важный этап предупреждения конфликтных ситуаций»
  2. В. С. Шевяков, А. В. Тихонов    «Эффективность акустических репеллентов при отпугивании птиц в условиях аэродромов»
  3. Ильичев В.Д., Золотарев С.С., Силаева О.Л. «Защита самолетов и других объектов от птиц»
  4. Марченко Р., "Судебно-юридическая газета"
  5. Рогачев А.И., Лебедев А.М. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов: Учебное пособие.
  6. Журнал « Наука и Жизнь» №6, 2008г.
  7. журнале РЭТ-инфо, №2(50)/2004.
  8. Пирсон, Эрвин В. 1967.  Птицы и аэропортов.  Proc.  Vertebr.  Пешт конф.  3:79-86.
  9. Томпсон, Ричард Л. 1983.  Птица опасностей в аэропортах.  Proc.  Восточная Wildl.  Damage Control конф.  1:331.
  10. НАТО STANAG 3879 (издание 7) Birdstrike риска / Предупреждение процедуры (Европа),
  11. http://www.birds.org.
  12. http://aviaros.narod.ru/
  13. brosenthal@seattletimes.com

Информация о работе Борьба с птицами в районе аэродрома