Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:04, реферат
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела — на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.
Глава 1. Естественно-научная  и гуманитарная культуры           3 
1.1. О взаимоотношениях  двух типов культур                                      3 
1.2. Интеграция естественно-научной  и гуманитарной культур            8 
Глава 2. Основные сведения о науке                                             10  
2.1.   Понятие  о науке и взаимосвязь науки,  техники и материального производства    
2.2. Зарождение науки,  основные тенденции её развития                      13 
2.3. Организация научных  исследований в Российской Федерации  17 
Библиографический список                                                           23
Опережающее развитие 
науки создает прочную основу 
для прогресса техники, производства 
на основе научных достижений. Производство 
все больше выступает как техническое 
приложение и воплощение достижений 
в науке.  
Следовательно, наука 
в целом, а не отдельные дисциплины, 
все в большей степени 
Однако, превращаясь 
в производительную силу, наука не 
становится дополнительным элементом 
производительных сил. Она своими методами 
совершенствует составные 
части производства: средства труда, 
предмет труда, сам труд. 
Рассмотрим основные 
пути превращения науки в 
Первый путь состоит 
в создании на основе достижений науки 
новых технологических средств 
и технологических процессов, улучшающих 
процесс производства и повышающих 
производительность труда. Он являлся 
единственным вплоть до конца XIX в. 
Второй путь превращения 
науки в производительную силу состоит 
в совершенствовании самого человека, 
как главной производительной силы 
общества. Он стал проявляться ещё 
в XIX в., но наибольшей значительности достиг 
в период научно-технической революции. 
Теперь в производстве 
широко применяются станки с ПУ, 
автоматизированные линии, устройства 
электронно-вычислительной техники, для 
обслуживания которых требуется 
не только высокая производительность, 
но и определенная подготовка человека 
по математике, физике, химии, кибернетике. 
Третий путь превращения 
науки в производительную силу, особенно 
проявивший себя в последние 20 лет, 
состоит в совершенствовании 
на научной основе производительных 
процессов, начиная от организации 
труда на отдельном рабочем месте 
и кончая общей стратегией развития 
страны. 
2.3. Организация научных 
исследований в Российской 
Система научных 
учреждений РФ 
Рассматривая такое 
многогранное явление, как наука, можно 
выделить три его функции: отрасль 
культуры, способ познавания мира, специальный 
институт (в это понятие входят 
не только высшие учебные заведения, 
но и научные общества, академии, 
лаборатории, журналы и т.п.). 
В нашей стране создана 
разветвленная сеть учреждений, занимающихся 
фундаментальными исследованиями в 
различных отраслях народного хозяйства. 
К ним относятся: 
1.Академия наук 
РФ (РАН); 
2.отраслевые академии 
Министерств (Академия 
3.отраслевые научно-
 ведомств, вузы.  
Деление науки на 
вузовскую, академическую и отраслевую 
во многом условно в силу тесного 
взаимодействия этих отрядов единой 
российской науки. 
В вузах, которых 
по данным за 2002 г. в РФ более 500, научные 
исследования направлены на разработку 
фундаментальных проблем в той 
области, для которой данный вуз 
готовит специалистов. Важное место 
занимают также исследования по проблемам 
высшей школы, совершенствованию учебного 
процесса, повышению качества подготовки 
выпускников. При вузах с высоким 
уровнем научных исследований создаются 
научно-исследовательские 
 
Научно-исследовательская 
работа в высшей школе 
Её главная особенность 
— органическое сочетание учебно-
Научно-исследовательская 
работа (НИР) в вузах преследует три 
основных цели: 
1)      использование 
творческого потенциала вузов 
для решения важных 
2) повышение квалификации 
преподавательского состава; 
3) повышение качества 
подготовки выпускаемых 
В вузе научная работа 
возглавляется проректором по научной 
работе и регламентируется перспективным 
и годовым планами 
Различают планы 
госбюджетных и хоздоговорных НИР. 
Госбюджетные исследования осуществляются 
за счет общегосударственных 
Для решения актуальных 
научно-технических задач в 
Одним из важных направлений 
вузовской науки являются исследования, 
направленные на совершенствование 
учебного процесса. 
Участие в исследовательской 
работе — важнейший фактор повышения 
квалификации преподавательского состава: 
во-первых, готовятся кадры высшей 
квалификации — кандидаты и доктора 
наук; во-вторых, повышается эрудиция, 
расширяется кругозор преподавателя; 
в-третьих, преподаватель может успешно 
осуществлять творческую подготовку студентов, 
учить их, как пользоваться приобретенными 
знаниями. 
Особенности организации 
научно-исследовательской 
Современная научно-техническая 
революция представляет собой совокупность 
коренных, качественных изменений технических 
средств, технологии, организации и 
управления производством на основе 
новых научных принципов. Эта 
революция подготовлена не только развитием 
науки и производительных сил, но 
и теми глубокими социальными 
изменениями, которые произошли 
в обществе в результате мирового 
революционного процесса. Важнейшая 
особенность НТР заключается 
в неизмеримо возросшей роли науки 
в развитии производительных сил, для 
приведения в действие которых требуется 
все большее количество квалифицированных 
работников [10]. 
В связи с этим 
возникает объективная 
Носителями научных 
знаний в общественном производстве 
являются, в первую очередь, ученые 
и инженерно-технические 
Современный инженер 
в отличие от инженера начала ХХ 
в., который, можно сказать, учился своей 
профессии один раз на всю жизнь, 
должен непрерывно доучиваться. Поэтому, 
в какой бы области ни работал 
специалист, он должен быть динамичным, 
мобильным, способным непрерывно повышать 
свою квалификацию, умеющим творчески 
мыслить и самостоятельно решать 
принципиально новые задачи, адаптироваться 
к быстро изменяющимся условиям деятельности. 
Таким образом, решающее значение для 
выпускника высшего учебного заведения 
приобретает не только овладение 
суммой конкретных знаний и навыков, 
но как главная цель — умение 
их самостоятельно добывать, приобретать, 
систематизировать. 
Творческая активность 
личности, отражая высокий уровень 
социальной зрелости человека, является 
результатом воспитания и самовоспитания 
личности, обучения и воздействия 
на неё общественных отношений. В 
свою очередь творчество в широком 
смысле слова можно определить как 
естественно-исторический процесс 
материалистического познания мира. 
Естественно, творческая 
активность может быть присуща людям 
в любой сфере социальной жизни: 
везде, выполняя определенные обязанности, 
можно искать и находить более 
эффективные способы работы, повышать 
производительность труда. Но особо 
важное значение творческая активность 
имеет в сфере науки, искусства 
и общественного производства, и 
именно здесь она имеет ярко выраженный 
интеллектуальный характер и предполагает 
наличие и постоянное включение 
в свою деятельность знаний о новейших 
достижениях науки, техники, технологии 
и участие на этой основе в их 
развитии и совершенствовании. 
Особенностью студенческой 
научной работы является то, что 
её главной задачей является не решение 
важнейших научных проблем, а 
приближение студентов к 
Развитие творческой 
активности студента возможно только 
в процессе коллективной исследовательской 
деятельности, при выполнении творческой 
работы, постановки экспериментов, обсуждении 
результатов исследования и т.д. 
Для успешного выполнения 
студенческой научно-исследовательской 
работы необходимо соблюдение следующих 
основных условий: 
1.Активное участие 
студентов в научной работе 
на протяжении всего времени 
обучения. 
2.Последовательное 
увеличение сложности решаемых 
задач с постепенной 
3.Обеспечение преемственности 
при выполнении научной работы 
каждым студентом. 
4.Обеспечение преемственности 
в научной работе студентов 
старших и младших курсов, 
5.Тесная связь 
научной работы студентов с 
научной и учебной работой 
кафедры. 
6.Научная работа 
студентов является составной 
частью учебного плана вуза 
и организуется на основе "Положения 
о научной работе студентов". 
Главную роль в организации 
научно-исследовательской 
Привлечение студентов 
младших курсов к выполнению конструкторских 
и исследовательских работ 
Руководство научной 
работой студентов - одна из обязанностей 
профессорско-